Вы здесь

Почему каждое мнение имеет право на существование?


Специалисты выделяют четыре компетенции, наиболее востребованные в современном мире: коммуникация, кооперация, критическое мышление и креативность. Именно навыкам XXI века была посвящена Edcamp Belarus — 2018 — вторая педагогическая неконференция, где каждый может предложить свою педагогическую идею, озвучить проблему, провести мастер-класс или просто «проголосовать ногами» за то, что хочет услышать. Мероприятие подчиняется закону «о двух ногах»: его участники присоединяются к той дискуссии, которая интересна именно им. Честно говоря, бывает очень проблематично определиться с тем, кого ты хочешь услышать, особенно если обсуждение проходит одновременно на нескольких площадках.


Сложный выбор Павлинки​Галина Сухова: "А, может быть, Павлинка — это молодая Беларусь, которая стоит перед выбором?"

Международные исследования самых разных уровней, в том числе PIRLS и PISA, свидетельствуют о том, что современные дети читают не только меньше, но и значительно хуже, чем их сверстники 20—30 лет назад. Но проблема заключается не в скорости чтения, хотя и в этом плане уже звучат тревожные сигналы. Главная проблема — в осмыслении и понимании прочитанного, умении осознать и услышать то, что хотел сказать автор. Интересный опыт западных стран, где произведения классиков «переводят» на современный язык. Этим занимаются талантливые мастера слова, которые делают классическую литературу доступной для нового поколения читателей, адаптируют ее под наши реалии, предлагают современное новаторское осмысление произведения. Мало шансов, что подростки осилят большое произведение. Безусловно, даже самый талантливый пересказ романа Купера «Последний из могикан» не заменит чтение оригинала, зато есть шанс, что творчество интересного писателя не останется вообще незамеченным подростками, а кого-то, может, подтолкнет и к поиску первоисточника.

«Интерпретация художественного текста как условие развития креативности» — именно так звучала на Edcamp Belarus — тема мастер-класса учительницы белорусского языка и литературы витебской гимназии № 5 Галины Суховой.

— Под креативностью я понимаю способность личности к творчеству, нестандартному мышлению, генерированию большого количества оригинальных и полезных идей. Я уверена, что урок литературы не может быть похож на урок математики. Если ты не знаешь, как решать математическую задачу, то можешь подсмотреть правильный ответ в конце учебника и подогнать под него свое решение. А в литературе правильных ответов нет, — рассуждает педагог. — Художественное произведение можно читать снова и снова и каждый раз открывать для себя новый смысл. Мы буквально на каждом шагу сталкиваемся с необходимостью интерпретации какой-то информации, перевода ее на понятный нам язык. А что касается художественных произведений, то их приходится «переводить» на язык, понятный для ученика, особенно если речь идет о лирике. Все учителя знают, как сложно идет знакомство со стихотворением Янки Купалы «Спадчына». Это восьмой класс. Программа по истории отстает от программы по литературе. Я начинаю урок с изучения юридической терминологии. Кто такие наследники? Что можно получить в наследство? Может ли иметь слово «наследие» переносное значение? Можно ли его писать с большой буквы? Так мы постепенно выходим на гражданскую идею.

Тогда я спрашиваю: «Чтобы сохранить государственность, что нужно передать в наследство будущим поколениям?» И прошу назвать три позиции. Обязательно нужно дать детям подумать — это очень важно, так как раньше я задавала вопрос, гордилась тем, какой он классный, и практически сразу сама давала на него ответ. Ученики отвечают: язык, история, традиции (их мы объединяем под общим понятием «культура»), территория и народ. Идеи проще генерировать в группе, потому что там не так страшно ошибиться: ответственность распределяется на всех. Далее пытаемся прочитать то, что в произведении было завуалировано автором. Вы не найдете это в учебниках по критике. «І тое нуднае ягнят бляянне-зоў на пасьбішчы. І крык вароніных грамад на могілкавым кладбішчы». Образ ягненка — невинные жертвы империалистической войны. «Крык на могілкавым кладбішчы» — убитые белорусы и так далее. И впервые дети учат это стихотворение наизусть уже осознанно, хотя лексика для восьмиклассников очень сложная...

Сегодня учитель литературы не может обратиться к культурной памяти ученика. Иносказания, метафоры, эпитеты не всегда может понять современный подросток. Привычные вопросы традиционной методики «Какие чувства вызвало произведение?», «О чем стихотворение?» — не работают. Тот же Янка Купала, пьеса «Павлинка». Самый популярный ученический ответ на вопрос «Кого или что хотел показать автор в образе Павлинки?» Следующий: «Девушку, которая никак не может определиться с выбором». Не слишком ли мелко для классика? А может быть, Павлинка — это молодая Беларусь, которая стоит перед выбором? Как вам такое трактование произведения? Мне очень нравится, когда уроки литературы превращаются в морально-этические беседы. Стихотворение Максима Танка «Счастье»: «Простое счастье людское...» Размышляем, а что такое счастье для каждого из нас? Литература дает возможность аргументировать свою позицию, и после изучения произведения дети могут ее или поменять, или найти поддержку в лице авторитетного писателя. Изучаем рассказ Янки Брыля «Галя». Ищем ответ на вопрос, почему мужчина берет на себя смелость вести рассказ от имени женщины?

Галина Сухова уверена, что литературное и языковое образование на современном этапе развития общества лучше математической формирует гибкость мышления, умение сопереживать, переучиваться и обрабатывать новую информацию.

— Мы вместе с учениками стараемся разгадать тайный смысл послания писателя читателю. Иногда очень трудно предугадать, как дети «прочитают» тот или иной образ произведения, но от этого урок становится интересный и сложный одновременно, он теряет первоначальную заданность, предопределенность, оставляет место для маневра мысли, прочтения образа, — подчеркивает учительница. — Если на литературе мы будем учить однозначному восприятию произведения, то не нужно удивляться тому, что в поисках информации наши дети пойдут по «первой ссылке». Очень полезными становятся в этом смысле литературные порталы, позволяющие ученикам убедиться, что даже восприятие классической литературы в современном мире неоднозначное. Не надо бояться многозначности соображений, а вот умению отыскать среди них истинные и ошибочные нужно учиться. Без развития критического мышления не обойтись...

«Сказочное» медиаобразование

Учителя из гродненской средней школы № 26 Татьяна и Сергей Фадины несколько лет назад увлеклись медиаобразованием. Татьяна преподает английский язык. Сергей — физику. На Edcamp Belarus они попытались увлечь анализом медиатекста и своих коллег. И у них это прекрасно получилось. «По ушам текло, а в мозг не попало» — именно так звучала тема их «семейного» мастер-класса. Критическое мышление, умение распознать предвзятость, дезинформацию и ложь, заметить, что местами история намеренно лишена важных подробностей, — очень полезные навыки для современного человека. Кстати, во время международного исследования РISА-2018, в котором впервые приняла участие и наша страна, проверялась как читательская, так и медиаобразованность. Все сейчас с нетерпением ждут его результатов...

"По ушах текло, а в мозг не попало" – именно так звучала тема "семейного" мастер-класса Татьяны и Сергея Фадиных.

Татьяна Фадина: "Сказки — прекрасная почва для развития медиакомпетенций. Колобок — положительный или отрицательный герой? "

А пока «информация для размышления»... «Этот сказочный герой появился в тяжелые и кризисные, особенно для немолодых людей, времена. Бросив родных, он начал путешествовать, устраивая свои выступления. Однако четвертое закончилось трагически — смертью героя. О ком идет речь?» Признайтесь, сразу ли вы узнали Колобка? «Сказки — прекрасная почва для развития медиакомпетенций», — уверены Татьяна и Сергей. Какие эмоции вызывает у вас Колобок? Это положительный или отрицательный герой?

«Представьте себе, что вам нужно три дня и три ночи ехать в карете на бал к королю. Выберите из списка трех человек, которых бы вы взяли с собой в карету, а кому бы категорически отказали, — предлагает Татьяна и озвучивает список «кандидатов»: цыганка, скинхед, молодой человек, больной СПИДом, неаккуратно одетая женщина с маленьким ребенком, кавказец-мусульманин, крестьянин с большим мешком, африканский студент, подросток, похожий на наркомана, бывший заключенный, таджик в национальных одеждах, милиционер, инвалид со складной коляской, китаец, который употребляет пахучую пищу, человек, который говорит на непонятном языке. Это упражнение — прекрасная демонстрация того, как нам навязываются социальные стереотипы. Смогли бы вы найти для себя троих спутников? А может, кто-то из них не захотел бы ехать с вами? Допускаете ли вы такую ​​мысль?

— В школе надо обязательно работать со стереотипами. Социальные стереотипы формируются очень рано, еще до того, как ребенок осознает, к какой группе он принадлежит, — предупреждает Сергей Фадин. — Люди с легкостью готовы давать социальным группам грубые и предвзятые оценки. Причем эти характеристики выделяются стабильностью в течение длительного времени. Они могут изменяться в зависимости от социальных и политических процессов в обществе, но происходит это очень медленно. А вот социальные сети очень способствуют их распространению, как и распространению языка вражды...

А расскажу я вам историю...

«Учитель в школе вел уроки каждый день. Он был уверен, что делает все правильно, но детям почему-то было скучно. Их интересовали исключительно гаджеты, а урок они считали пустой тратой времени. И педагог засомневался, а можно ли учить детей так, как это делали сто лет назад? Коллеги по школе его успокоили, мол, не волнуйся, все у нас в порядке. Из интернета он узнал о Edcamp Belarus. Далее... Минск, встреча с единомышленниками, выступления экспертов из разных стран, и он, наконец, понял, как нужно учить детей в информационном обществе». Эту историю придумали сами педагоги на мастер-классе учительницы истории из средней школы № 5 города Сморгони Ларисы Волынец. Тема — сторителлинг (storytelling) на школьных уроках.

Лариса Волынец: "У детей просто отлично получается придумывать истории: страшные, веселые, трагические или счастливые..."

— Речь идет о способе донесения до аудитории информации через повествование историй с реальным или вымышленным персонажем. Мы все любим рассказывать и слушать истории и любим, когда о сложном рассказывают просто. Но как это сделать? С помощью конкретного примера, увлекательной истории, — объясняет педагог. — Наниматели жалуются на дефицит эмоционального интеллекта у молодежи. А сторителлинг как раз помогает его развивать. Сторителлинг — это создание эмоциональных связей, с помощью которых можно управлять вниманием и чувствами учеников, расставлять нужные акценты, заострять внимание на важных вещах. Отличный способ сделать обучение более интересным и интерактивным, добиться обратной связи с учениками. Истории должны пересекаться с жизненным опытом. Любая из них должна иметь завязку, кульминацию, развязку и логическое завершение, которое подтолкнет детей к выводу. Рассказанные истории мотивируют и побуждают к действию.

Почему информация, поданная в виде истории, лучше воспринимается? За свою жизнь человек осваивает огромное ее количество: какую-то он отбрасывает, а какую-то принимает. Но есть такой вид информации, который он обязан принять, чтобы выжить, — его называют личным опытом. И когда герой для вашей истории подобран правильно, то человек, который ее слушает, ставить себя на его место и перенимает чужой опыт как свой личный. Таким образом информация, поданная через сторителлинг, не встречает неприятия и усваивается лучше.

Лариса Волынец: "Мы все любим рассказывать и слушать истории, и любим, когда о сложном рассказывают просто. Но как это сделать?

В классическом сторителлинге реальную ситуацию из жизни (или выдуманную историю) рассказывает сам педагог. Дети только слушают и воспринимают информацию. В активном — педагог озвучивает только основу события, формулирует проблемы, цели и задачи. Ученики стремительно включаются в процесс составления и пересказа истории. Есть еще и цифровой сторителлинг — формат, когда повествование истории дополняется визуальными компонентами (видео, скрайбингом, инфографикой, буктрейлерами, комиксами и так далее).

«Главная проблема для учителя — придумать хорошую историю, которая захватит учеников. Это не просто. И такая подготовка отнимает много времени, — констатирует Лариса Волынец. — Поэтому я лично предпочитаю активный сторителлингу: у детей просто отлично получается придумывать истории (страшные, веселые, трагические или счастливые), они с этим справляются лучше меня. Можно смешать события и даты. А дети будут искать ответ на вопрос, могло ли такое быть или нет?»

Несомненно, что уроки истории — прекрасная почва для применения сторителлинга. Но, как уверяет учительница, эта технология прекрасно подходит и для уроков математики, физики, химии, биологии, географии и других. Вы только упомянули плащ-невидимку, а аудитория уже представляет себя на месте героя и внимательно слушает о сложных законах физики...

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото получены от организаторов ЕdСаmр Bеlаrus — 2018

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.