Вы здесь

Молодой педагог — о секретах успешного урока и критическом мышлении


Молодой педагог — о секретах успешного урока, воспитательной силе истории и критическом мышлении

«За 6 миллионов говорит один голос — не мудреца, не поэта — обычной девочки...» Эти слова писателя Ильи Эренбурга, посвященные «Дневнику Анны Франк», стали эпиграфом к уроку по всемирной истории в 10-м классе столичной гимназии № 34. что поспособствовало приходу в Германии нацистов к власти? Что происходило во время «Хрустальной ночи»? Какие уроки дал своим ученикам известный польский педагог, писатель, врач и общественный деятель Януш Корчак? Ученики ищут ответы на эти вопросы под руководством своей молодой учительницы Дарьи Олеговны Косяковой.


Как одно мгновение

Абсолютно очевидно, что ее уроки мало похожи на традиционные. Тема Холокоста — непростая для современных детей, ведь речь идет о событиях почти 80-летней давности. Как достучаться до их души? На уроке у Дарьи Косяковой ученики читают цитаты из дневника еврейской девочки, которая во время нацистской оккупации пряталась вместе со своей семьей в Амстердаме. Дневник после войны стал самым громким обвинительным актом нацизму. Старшеклассники пытаются разобраться, что стоит за той или иной записью, какие события в это время могли разворачиваться, что происходило с родными девочки, с ней самой? Детям демонстрируют документальную хронику, затем им раздают карточки с названиями лагерей, находившихся на территории Европы: концентрационные, рабочие, лагеря смерти... За две минуты они должны найти в интернете информацию о них и локализовать на карте. Затем десятиклассники смотрят короткометражный фильм режиссера Энтони Грина «Голубь», который понятен даже без перевода.

Перед просмотром им предлагается стоп-кадр с изображением главных героев: они должны высказать свое мнение, кто из них, скорее всего, окажется агрессором, жертвой и свидетелем. Фильм посвящен реальным событиям и находится в русле рассматриваемой темы. В конце выясняется, что стереотипы, которыми мы руководствуемся, не действуют, и все высказанные предположения оказались неверными. Старшеклассники ищут объяснения мотивам поведения героев фильма. В конце урока им раздают ладошки, похожие на символ мира — голубей: на них учащиеся должны поделиться своими мыслями, каким же должен быть настоящий человек. Мысли детей занимают потом место на доске под словами Ильи Эренбурга про Анну Франк. А в качестве домашней работы учащиеся получают задание — узнать о судьбе одной из жертв Холокоста. По собственному выбору...

Важные даты для мировой истории и мест на карте Европы.

— Каким должен быть урок, чтобы он принес удовлетворение и учителю, и ученику? Во-первых, динамичным, чтобы ни педагогу, ни детям не было скучно. Если 45 минут пролетели как одно мгновение — это для меня очень важный показатель, — рассуждает Дарья Олеговна. — У молодых учителей часто возникают проблемы с дисциплиной в классе, так как удержать внимание 20-25 учеников, не имея еще определенного профессионального опыта, довольно сложно. Кричать на детей бессмысленно — так авторитет ты не заработаешь. А вот если урок проходит в активном темпе, если не возникает никаких пауз, абсолютно все в классе вовлечены в поиски и диалог, вот тогда таких сложностей не возникает. Двадцатиминутный монолог учителя никого и никогда не заинтересует. К тому же мы имеем дело с поколением визуалов, поэтому нужно задействовать и звуковой, и зрительный ресурсы.

Для меня также очень важно показывать связь истории, которую мы изучаем, с сегодняшним днем. Даже если не получается найти прямую связь с собой, можно попытаться представить себя человеком той эпохи, который находится в конкретных условиях. Почему нацисты так поступали и почему им разрешили так делать? Что чувствовали их жертвы? На уроке обязательно должно быть место эмпатии — сопереживанию эмоциональному состоянию другого человека. Истории я отдаю, в первую очередь, воспитательную функцию. Возможно, мои ученики не знают наизусть все даты, зато они понимают логику событий. Главный же вопрос, не где и когда произошло, а почему произошло?

При попытке дать все ученики, на самом деле, не получают ничего. А для того чтобы у них голове на самом деле что-то осталось, нужно не заучить даты и понятия, а понять исторический процесс. Люди же всегда руководствуются одними и теми же принципами и мотивами. Поэтому если поймешь логику одного исторического процесса, сможешь затем спроецировать свои знания и на другой исторический процесс. При изучении истории нужно двигаться от лица к глобальным событиям. Великое событие необходимо изучать через судьбу конкретного человека. Каждого, прежде всего, интересует история своей семьи, своего рода, своей страны, а потом уже мира, а не наоборот.

Если ученик на уроке спорит со мной — это просто супер! Дискуссия — мечта любого учителя истории! Дискутировать возможно, только если ты очень хорошо подготовлен и свободно ориентируешься в теме. И если такое происходит — для меня это настоящая награда.

Не доверять, а проверять!

Текущий учебный год в профессиональной карьере Дарьи уже шестой. Еще будучи студенткой Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка девушка пришла в 34-ю столичную гимназию и стала работать здесь на половину ставки, а потом сюда же и распределилась. Сегодня она преподает историю почти во всех классах: с шестого до одиннадцатого. Плюс у нее есть классное руководство, она ведет факультатив по подготовке к олимпиаде. Это очень серьезная нагрузка в плане подготовки. Признается, что для того чтобы разработать интересный урок, требуется до двух часов. Конечно, сейчас у нее уже есть определенный банк интересных текстов, мыслей, высказываний, плакатов, карикатур, фотографий, фильмов и т д., к которому она прибегает при подготовке, что немного упрощает задачу. Главное правило — твой урок должен быть интересен не только тебе, а прежде всего, твоим ученикам.

Во время классного часа в любимом 8 "Б" классе.

— Увлекательно, познавательно, полезно — именно такая последовательность должна выдерживаться. Ведь если не будет увлекательно, то не будет ни познавательно, ни полезно, — подчеркивает педагог. — История развивает критическое мышление однозначно. Мне кажется интересной мысль одного литовского историка, который считает, что для развития критического мышления у детей на истории нужно, чтобы до 9-го класса учащиеся учились по отечественным учебникам, а в старших классах им можно дать почитать иностранные учебники. Например, юным немцам дать французский учебник, чтобы посмотрели, что там пишут о Бисмарке. Белорусам — польский учебник (что там пишут про Речь Посполитую?). Я, когда была еще школьницей, удивлялась спорам, которые разгорались в моей семье. Если по телевидению упоминались определенные события из прошлого, то несмотря на то, что все жили в одной стране и даже в одном городе, оценки этих событий у моих родственников были разные.

Да, историю много раз переписывали, поэтому я объясняю своим ученикам, что нужно критически относиться к тому, что ты читаешь. Источников информации или мнений, взглядов на то или иное событие должно быть как минимум два. Ни учебник, ни телевидение, ни газета, ни мнение учителя не являются единственным источником информации, тем более обязательно правдивым. И если мы что-то обсуждаем, то я всегда выслушиваю мнения учеников и, только когда нужно, озвучиваю свое мнение. Увы, но история никого не учит, и никто не извлекает из нее уроков. Поэтому хорошо, если ты хотя бы на мгновение задумался...

Правила, общие для всех

Учительница уверена, что смартфон на уроке — вовсе не враг, а помощник. Запрещать гаджеты современным детям абсолютно бессмысленно, лучше поставить их на службу себе.

— В нашей гимназии созданы условия, которые просто грех не использовать. Благодаря нашим шефам — РУП «Белтелеком» — во всем учебном заведении есть Wi-Fi. И в моем кабинете есть все технические возможности для проведения современных уроков. А смартфоны позволяют мне решить проблему распечатки материалов. К тому же помогают ученикам найти или проверить ту или иную информацию, — делится своими секретами педагог. — Конечно, за две минуты, как это было сегодня, проверить источник информации невозможно. Когда мы уже углубляемся в конкретный вопрос, то это как минимум отнимает 20 минут урока. Старшим детям можно дать задание на дом, а на уроке уже происходит только обсуждение. Но обязательно должны быть установлены общие правила для всех: если у учителя на уроке раздается телефонный звонок, и он на него отвечает, то не имеет права требовать от детей придерживаться правил. В общем учитель — пример для учеников во всем. Если я позволю себе снизить планку и провести обычный урок, мне тут же дадут это понять. И на следующий урок придут плохо подготовленными.

Смартфон на уроке — вовсе не враг, а помощник.

У Даши тоже были учителя, которые стали для нее примером и увлекли своим предметом. Десять классов она заканчивала в физико-математическом классе 46-й минской школы. Историю у нее преподавала директор Нина Михайловна Коршунова (сейчас она работает в Минском городском институте развития образования). Но в 11-м классе Даша поступила в лицей № 2 на обществоведческий профиль. Там зажженный огонек поддержал выдающийся учитель истории Федор Васильевич Родионов, а в педагогическом университете — Александр Александрович Корзюк.

— Университетский преподаватель обеспечил мне уверенный старт, — констатирует девушка. — Благодаря его занятиям и личному примеру я точно знала, что и как нужно сделать, чтобы урок получился, и уверенно заходила в класс еще в начале своего профессионального пути. Я всегда была отличницей и лицей закончила с серебряной медалью, а когда поступила в педуниверситет, то, встречая знакомых, нередко слышала: «Наверное, плохо сдала ЦТ?» От одной своей бывшей учительницы услышала: «Даша, ты же была такая умная талантливая девочка, что случилось?» Да и родители рассчитывали, что я с учетом своего математического склада ума выберу более прибыльную профессию. Теперь мной гордятся, особенно радуется моим успехам бабушка. Я первая в нашей семье, кто получил высшее образование. А мои математические мозги мне очень в жизни помогают (улыбается. — Авт.) Я своим примером пытаюсь разрушить стереотип, что учительница — это несчастная загнанная женщина, хочу доказать, что на любом месте можно быть успешным и тебе будут завидовать.

Новая вершина и вызов

— По природе я конкурентный человек — очень люблю участвовать в различных конкурсах. Когда меня туда направляют, значит, я профессионал в своем деле. Люблю публичность. Вот писать тексты не люблю — лучше 50 раз выступлю, — признается Дарья. — Никогда никому не отказываю в профессиональной просьбе и соглашаюсь на самые разные предложения, все новое — всегда интересно.

С этого года еще и преподаю в педагогическом университете — предложили, и я, конечно, согласилась. Тоже решила, что буду не только учить студентов, но и учиться сама, поэтому поступила в заочную магистратуру. Мне очень интересно общаться и с младшими школьниками, и со старшими, и со студентами. Ко всем нужно искать свой подход, они очень разные, с разными образовательными запросами. У младших детей еще глаза горят! А со старшими интересно дискутировать. Это одно из объяснений, почему у меня такая нагрузка в школе, — я просто не могу отказаться от своих учеников. По какому принципу выбрать класс, который передадут другому учителю? К тому же такой шаг дети расценят как измену. А еще уверена, что если ты отказываешься от чего-то в 25 лет, то в 35 лет тебе это уже не предложат. Поэтому нельзя упускать свои возможности. Преподавательская работа — новая вершина и новый вызов для меня. Пока востребована, я живу и чувствую жизнь на все 100 процентов!

Некоторые из друзей Дарьи в социальных сетях, которые следят за ее активной жизнью и заграничными путешествиями, думают, что она много зарабатывает. И очень удивляются, когда узнают, что та работает учительницей.

— Большая половина моих поездок за границу — профессиональные. Ты пишешь какую-нибудь научную работу или мотивационное письмо, чтобы принять участие в международных программах, семинарах или школах. Нужно только не лениться, под лежачий камень вода не течет, — объясняет педагог. — Например, я давно занимаюсь изучением Холокоста. Сейчас увлеклась медиаобразованием. Каждое лето участвую в исторической устной экспедиции: мы собираем воспоминания свидетелей тех или иных событий, записываем их на видео, которое потом хранится в Белорусском архиве устной истории. Все делается исключительно на волонтерских условиях, но ведь это ужасно интересно. В этом году, например, собирали воспоминания остарбайтеров и белорусов, находившихся на оккупированной территории. И мои ученики, кстати, часто пользуются при подготовке к урокам сайтом архива устной истории.

Вне школы посещаю, наверное, миллион мероприятий. Отдых в гамаке на даче — это не мое. В Минске каждый вечер организуются встречи с интересными людьми, бесплатные лекции, мастер-классы, выставки, концерты... Особенно много мероприятий для историков — математикам и химикам с этим повезло меньше (смеется. — Авт.). Семья, разумеется, тоже требует внимания. Но можно совместить свои интересы и обязанности и пойти на интересное мероприятие вместе со своими родными.

Для Дарьи Косяковой профессия учителя — наилучший способ для самореализации. Выбирая между высокооплачиваемой работой и работой, которая приносит удовольствие, она делает выбор в пользу последней.

— Не знаю, как сложится дальше жизнь, но пока я могу позволить себе такую ​​роскошь, как любимая работа, — добавляет она. — Уверена, что каждое новое поколение лучше предыдущих, хотя многие говорят, что нынешние ученики не читают, что им ничего не интересно. А я считаю, что они намного умнее нас, и у них есть именно те навыки, которые требуются в современном мире. Детей нельзя научить — учитель может только показать им все возможности. Нет людей, которые не хотят узнавать что-то новое, но много того, что сохраняется в нашей школе, к сожалению, уже атавизм. Все, что дети учат, должно быть для них актуальным!

Рецепт от профессионального самовыгорания:

Успеть все невозможно, утверждает молодой педагог, поэтому нужно делать только то, что либо интересно, либо полезно. Просто замечательно, если это получается совмещать! Я стараюсь выполнять все задачи (не важно, на день или на год) по принципу горного восхождения. Во-первых, четко нужно определить, что нужно сделать по каждому из направлений, затем распределить их по степени важности и не пытаться делать сразу все, но по капельке. Надо выполнять каждое дело по очереди, зато качественно. От успешно завершенного дела (неважно, что это — школьный урок, победа в рейтинговом конкурсе или удачно сданный экзамен) получаешь массу положительной энергии и вдохновения для покорения новой вершины. Тут еще, конечно, надо дружить с тайм-менеджментом и осознавать важность и ответственность работы, которую ты выполняешь.

***

Мы спросили у Дарьи: "Что бы ты, как молодой педагог, изменила в системе образования?"

— Дала бы больше свободы и прав всем участникам образовательного процесса. Ученикам — начиная от их внешнего вида (он проявление их индивидуальности, внутреннего мира, для детей это один из факторов их успешной социализации — им важно, чтобы их принимали такими, какие они есть) до введения настоящих органов школьного самоуправления, чтобы дети отвечали за организацию своего свободного времени, внеурочных мероприятий. У них это хорошо получается.

Учителям позволила бы выбирать из ряда учебных пособий необходимое для них с учетом особенностей и запросов каждого конкретного класса. Позволила бы учителям измерять степень успешности учащихся не оценками, а активностью их участия в самом процессе обучения. От оценок больше вреда, чем пользы, в этом я уверена. Оценка становится самоцелью для ребенка, а знания перестают быть важными сами по себе — это неправильно. У всех учителей должна быть общей только учебная программа, а все остальное — источники, формы, методы, контроль за качеством — личным делом каждого отдельно взятого учителя.

Еще, касательно тех, кто управляет образованием, я изменила бы вектор работы с контроля на помощь. Чтобы когда идут представители вышестоящих органов к тебе в школу, то только для того, чтобы подсказать что-то, дать профессиональные рекомендации. Психологический комфорт — важное условие качества педагогической работы. Хочется больше свободы: ни в коем случае не вседозволенности, а именно свободы. Ведь если вы дали мне возможность работать на своем месте, значит, я профессионал и знаю, как выполнять свою работу квалифицированно и на достойном уровне. А если ты постоянно делаешь отчеты и боишься ошибиться, то даже самый высококлассный профессионал не выдержит этой гонки.

Надежда НИКОЛАЕВА

Фота Анны ЗАНКОВИЧ

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.