Вы здесь

Покупатель выбирает... ногами


Ольга АНУФРИЕВА, редактор «МС»:

— Совсем недавно стала свидетелем типичной, видимо, ситуации: на крыльце одного крупного магазина райпо, в который я зашла во время посещения своей малой родины, стояла продавщица этого самого магазина и печально провожала глазами прохожих — потенциальные покупатели спешили в соседнюю совсем маленькую частную лавочку... Надо сказать, зрелище меня немного удивило. Объясню почему. Помню, как лет пять назад открывали первый магазин самообслуживания в поселке. Безусловно, принадлежал он (как и сейчас) местному райпотребобществу. Витрины сверкали от новизны и радовали покупателей обилием выбора. К тому же рядом в этом же здании появилась и кулинария, где можно было по привлекательным ценам приобрести жареных бройлеров (и еще надо было подождать, чтобы получить эту внуснятину — желающих полакомиться всегда хватало), вареную свеклу и разную другую готовую еду. Словом, с завистью я смотрела на такой подход в организации торговли для сельского населения и даже приводила в пример своим коллегам-журналистам из других областей — мол, вот могут же угодить покупателям, если желание есть...

Прошло немного времени, и воспоминание о богатстве выбора в этом магазине было, конечно, свежим, поэтому в очередной свой приезд направилась именно сюда. Встретив удивленный взгляд продавщицы на крыльце, что вышла оглядеться на людей, даже немного смутилась — обычное дело: покупатель направляется в магазин за продуктами, что тут странного?! И только оказавшись внутри, поняла всю сложность ситуации и, по сути, реальное положение потребительской кооперации: полупустые полки, на которых (вместо прежнего разнообразия и богатства выбора) небольшой набор продуктов из числа тех, что не скоропортящиеся: мука, крупы, сахар, консервы, приправы... словом, список социально значимых товаров здесь выдерживался. Вспомнив, что зашла же за сметаной, направилась к соответствующей полке, где увидела один (!) 400-граммовый пакет нужного мне молочного продукта 15-процентной жирности, который стоил больше двух рублей. Справедливости ради отметим, что на выбор были еще один или два пластиковых стаканчика (к слову, не очень дешевые) нужного мне продукта. Не поверив глазам, решила проверить, может, производитель из Новой Зеландии или еще откуда?! К сожалению, как выяснилось, продукция была изготовлена ​​в местном областном центре. Немного возмутившись в душе и сфотографировав это чудо, так и вышла без того, за чем пришла. Кстати, не удивив тем самым расслабленно-важную продавщицу, которая ради потенциального покупателя должна была как минимум оставить свое крыльцо...

— Где же тогда покупают продукты местные жители? — задаюсь вопросом.

Оказалось — рядом, в маленькой лавочке, что держит какой-то частник. На 15 «квадратах» здесь нашелся весь нужный ассортимент, включая «молочку». Отыскалась и моя сметанка 15%-й жирности, расфасованная в пакеты по 400 грамм, (правда, производитель из столичной области)... почти вдвое дешевле, чем у соседей-кооператоров — ее предложили чуть более чем за рубль. Удивлению не было границ, ведь тот же самый продукт я покупаю в сетевом магазине в Минске процентов на 30 дороже...

«И какой же вывод?» — спросит читатель. Да все просто: понятно, что потребительская кооперация переживает не самые лучшие времена своего развития, но это понимание не идет в лад с собственным карманом и самим собой в качестве потребителя, который из двух абсолютно одинаковых по качеству продуктов выбирает более дешевый. И не надо никаких аргументов о свободном ценообразовании и необходимости копейкой поддерживать отрасль — покупатель идет туда, где ему выгоднее. Вот и получается, что голосует за свой выбор ногами...

В качестве резюме добавлю, что этот отдельный так называемый частный случай можно встретить и в других местах страны. Недаром на совещании у Президента, прошедшем на прошлой неделе, прозвучала главная мысль: пришло время определяться, чем будет заниматься потребкооперация, так как в феврале необходимо будет принимать решение, какой ей быть дальше. Может стоит сейчас заниматься той деятельностью, для которой отрасль и была первоначально создана? Правда, нужно еще ответить на один вопрос, который озвучил председатель правления Белкоопсоюза Валерий Иванов: а кто поедет торговать в маленькие деревушки? Особенно желающих среди частников нет...

А что касается дела сезонных заготовок и помощи сельчанам по закупке излишков урожая, то здесь кооператоры на хорошем счету. Подробности подготовили наши корреспонденты в регионах: из их материалов вы узнаете, можно ли заработать на яблочной падалице, почему картофель перестал пользоваться спросом у заготовителей и сколько тонн арбузов (!) они закупили у населения? Что отправляют за границу и оставляют в стране? Об этих и других интересных фактах читайте в нашей сегодняшней теме недели на страницах 13-15.

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.