Вы здесь

Удалось ли привлечь в педагогику мотивированных абитуриентов?


От того, какой абитуриент придет сегодня учиться в педуниверситет, зависит, какой учитель будет завтра в учреждениях образования, — это аксиома. Вот почему каждая приемная кампания в БГПУ становится предметом глубокого и всестороннего анализа. Результаты последнего набора первокурсников были рассмотрены на совете университета, куда пригласили также и потенциальных нанимателей педагогических кадров — представителей управления образования Миноблисполкома и комитета по образованию Мингорисполкома.


ЦТ на удачу?

— Централизованное тестирование — это самое массовое мероприятие, которое проходит в нашем вузе, — подчеркивает ответственный секретарь приемной комиссии Сергей Яковенко. — Например, русский язык сдавали 3,2 тысячи человек. Для организации ЦТ по самым массовым дисциплинам было задействовано 46 аудиторий и привлечено 222 преподавателя. По три тысячи абитуриентов пришли сдавать историю Беларуси и биологию. Больше абитуриентов принимают только БГУ и БНТУ. Но мы справились с ответственной работой, потому что ни одной жалобы ни со стороны организаторов ЦТ — Республиканского института контроля знаний, ни со стороны абитуриентов и их родителей не поступало.

Мы провели анализ того, сколько времени абитуриенты проводят в экзаменационной аудитории. Например, на ЦТ по биологии в первые тридцать минут (11.00 — 11:30) сдали свои тестовые работы 8 процентов участников или 240 человек. Еще 15 процентов абитуриентов (460 человек) сделали это в следующие 30 минут. С 12.00 до 12.30 экзаменаторы приняли работы еще у 27 процентов участников ЦТ (у 800 человек). Еще 25 процентов абитуриентов покинули аудиторию с 12.30 до 13.00 и только четверть участников использовали на выполнение тестовой работы все отведенное на экзамен время. Фактически за половину времени аудиторию покинули 50% участников экзамена. Примерно такая же ситуация наблюдалась и на других дисциплинах. Это, по моему мнению, наилучшим образом объясняет средний балл по ЦТ. Пусть он никого не удивляет. О каком серьезном выполнении тестов может идти речь?

В этом году у нас был вообще анекдотичный случай: абитуриентам раздали бланки ответов, но еще не успели раздать тестовые задания, а один из них уже сдал свою «экзаменационную работу».

Конкурс был!

Всего в БГПУ на все формы обучения было зачислено в этом году 2218 человек: 1297 — на дневную форму обучения (из них 800—  на бюджет) и 921 — на заочную. Не секрет, что в обществе существует стереотип о том, что педуниверситет выбирают не очень сильные абитуриенты, руководствуясь принципом «пойду туда, куда проще поступить». Сергей Яковенко привел аргументы, которые должны этот стереотип разрушить. Так, на большинстве специальностей конкурсы превышали два человека на место, это значит, что была возможность выбирать.

— Конкурс складывается после того, как от плана набора вычитается льготная категория абитуриентов. Например, если из 50 мест 15 мест «забронировано» для «целевиков», то они автоматически откидываются, — пояснил нюансы подсчетов Сергей Яковенко.

При поступлении на ряд специальностей конкурс был значительно выше среднего по университету. Так, на дневной форме обучения на специальностях «биология и география», «спортивно-педагогическая деятельность, спортивная режиссура» при общем конкурсе было более 14 претендентов на место, «спортивно-туристская деятельность (менеджмент в туризме) — 12 человек. На специальность "психология" конкурс составил 11 человек на место, «изобразительное искусство и компьютерная графика» — 6,3 человека, «оздоровительная и адаптативная физическая культура» — 4,6, «русский язык, иностранный язык» — 4,4 , «практическая психология» — 3,8, «изобразительное искусство, черчение и народные художественные промыслы» — 3,8, «социальная и психолого-педагогическая помощь» — 3,4 «олигофренпедагогика» — 3,2.

Минимум и максимум

— Конкурс конкурсом, но нас на самом деле больше интересуют проходные баллы, — замечает Сергей Яковенко. — К сожалению, вынужден констатировать, что произошло снижение проходного балла на специальности «математика, информатика» (до 133 баллов) и «физика, информатика» (до 146 баллов). Но если учесть, что средний балл на ЦТ по физике по стране был 27, плюс порог по первой профильной дисциплине был поднят в этом году на пять баллов, то становится понятно, что контингент абитуриентов, из которого приходилось выбирать всем вузам, а не только нам, был довольно ограничен. Если же более скрупулезно проанализировать набор на эти специальности, то становится понятно, что провала точно не произошло. Так, на специальность «математика, информатика», где проходной балл был 133, поступили 10 медалистов и 12 выпускников педагогических классов, а это очень хорошо подготовленные абитуриенты. По целевому набору поступили 9 человек — их баллы были от 162 до 251. Плюс были зачислены четыре абитуриента, имевшие более 310 баллов. В общем, у 80% абитуриентов сумма баллов была больше 200. А 133 балла имел абитуриент, который замкнул список зачисленных на первый курс, и именно его сумма баллов считается проходной.

На большинстве факультетов проходные баллы или сохранились на уровне 2017 года, или выросли. На факультете дошкольного образования при плане набора 145 человек проходной балл, как и в прошлом году, составил 192. На факультете начального образования при наборе 120 человек проходной балл также не изменился — 236. Это, надо заметить, факультеты с самым большим набором. А вот, например, на специальности «олигофеэнпедагогика» проходной балл составил 268 (в 2017 году был 218). На специальности «социальная и психолого-педагогическая помощь» вырос на 42 балла и составил 271 (в 2017 году — 229), «психология» — 316 (в 2017 году — 282).

На факультете естествознания на специальность «биология и география» проходной балл вырос на 27 пунктов, «биология и химия» — на 14 пунктов.

Абитуриентки с баллами 375, 364 и 325 уже учатся на специальности «изобразительное искусство и компьютерная графика». На специальности «логопедия» более 300 баллов имеет третья часть зачисленных на первый курс, а у восьми абитуриентов — от 328 до 368 баллов.

— Из 800 зачисленных на первый курс бюджетной формы обучения только 19 человек имеют сумму баллов меньше 150. Это абитуриенты, поступавшие по целевым направлениям и которых мы вынуждены принимать, — подчеркнул Сергей Яковенко.

Кстати, в последнее время возникают вопросы по поводу целесообразности сохранения целевого набора. Во всех ли случаях он себя оправдывает? Например, в Минской области один из отделов образования выдал целевое направление абитуриенту со средним баллом аттестата 5,6 (!), причем у его владельца была даже «тройка» по истории Беларуси. Во втором отделе образования выдали два направления абитуриентам со средним баллом 6,9. Если при общем конкурсе проходной балл на специальность «психология» был 316, то «целевики» поступили с баллами от 133 до 211.

На специальность «русский язык» поступили «целевики» с баллами от 163 до 200, а абитуриенты с баллами от 225 до 258 не смогли пройти по общему конкурсу, по специальности «история и обществоведческие дисциплины» у «целевиков» были баллы от 152 до 206 , зато абитуриенты с баллами 248—283 не прошли и так далее.

Осознанный выбор

Безусловно, всех интересует, какой выбор сделали выпускники профильных педагогических классов. В этом году состоялся уже второй их выпуск. В БГПУ прошли собеседование 176 выпускников педклассов, а поступил без сдачи экзаменов на первый курс из них 161 человек. Остальные 15 — не прошли по конкурсу, потому что на некоторых специальностях количество плановых мест не позволяло принять всех выпускников педагогических классов, которые претендовали на поступление.

Еще 62 воспитанника педклассов не воспользовались льготой и поступали по результатам сдачи ЦТ: 47 человек из них поступили на бюджетные места и 15 — на платные. Кого-то, возможно, остановил обязательный пятилетний срок отработки, а кто-то не вписался в очерченные рамки. Напомним, что возможность поступать без экзаменов по результатам собеседования дается только тем выпускникам, у которых оценки по профильным предметам в аттестате не ниже 8 баллов, а по всем остальным — не ниже 7 баллов. Также обязательным условием является наличие у абитуриента рекомендации педагогического совета школы. Таким образом, на первом курсе сейчас обучаются 223 студента, которые прошли через профильную подготовку еще в школе.

Балл аттестата выпускников педклассов колеблется в пределах от 8,5 до 9,9 баллов, 11 из них награждены золотой (серебряной) медалью. Из столицы поступил 51 выпускник педклассов (26% от общего количества). И 78 — из Минской области (40 процентов).

Тысячным абитуриентом, подавшим во время приемной кампании свои документы в БГПУ, стал выпускник педагогического класса столичной гимназии № 20 Виктор Бурмакин. Молодого человека поприветствовал ректор Александр Жук.

Ректор БГПУ Александр ЖУК заметил, что, несмотря на хорошо развитую сеть педагогических классов в Минской области (а именно Минск и столичный регион являются главными заказчиками педагогических кадров), есть районы (в частности, Борисовский, Березинский, Крупский, Логойский, Любанский, Пуховичский), откуда в педуниверситет не пришло вообще ни одного выпускника. Зато из Слуцкого района поступили 11 выпускников педклассов, из Молодечненского — 7, из Воложинского — 6.

— Думаю, что нам нужно более внимательно посмотреть, кто работает в наших педклассах и ведет факультатив «Введение в педагогическую профессию», так как формализм в такой работе недопустим. «Зажечь» своей профессией может только настоящий педагог, — подчеркивает Александр Жук. — Сегодня уже никто не сомневается в целесообразности существования педагогических классов. Педагогика — профессия не для каждого, и я уверен, что учитель «начинается» не с педуниверситета — воспитывать их нужно еще в школе. Надо искать детей с педагогическими наклонностями, с желанием учить других, с лидерскими задатками, с умением общаться и выстраивать отношения. Мотивация к профессии — это, наверное, самое важное. И педагогические классы — наш фундамент.

Что нас очень радует, так это социальная активность воспитанников педклассов, пришедших в педуниверситет, их лидерские качества, готовность брать на себя ответственность. Они задействованы во всех наших важнейших мероприятиях и проектах: присоединяются к профсоюзным делам, волонтерскому движению, работают в студотрядах, участвуют в творческой и спортивной жизни университета. И деканам факультетов, заведующим кафедрами надо иметь в виду, что к ним пришли не обычные первокурсники... Это особая категория молодых людей: они не только знают специфику педагогической работы, ее плюсы и минусы, но уже имеют и первый педагогический опыт, поэтому рассматривают вопросы одновременно и с позиции учителя, и с позиции ученика, умеют вести диалог, аргументировать свое мнение. И все это надо учитывать и при проведении лекций, и на семинарских занятиях, и во время педагогической и волонтерской практики, которая начинается у нас уже с первого курса.

Есть мнение, что при сохранении педагогических классов необходимость в целевом наборе исчезает. БГПУ планирует внести в Министерство образования предложение об уменьшении срока отработки по распределению выпускников педклассов. Четыре года обучения плюс пять лет отработки на определенном месте — очень далекая перспектива, а никто не знает в 17 лет, как сложится его жизнь. К тому же это жесткое условие ставит очень сильных абитуриентов на одну планку с «целевиками», хотя те часто имеют далеко не самые высокие баллы. В педуниверситете считают, что если целевой набор все-таки будет сохранен, то нужно вводить более жесткие требования: выдавать направления только абитуриентам с аттестатом со средним баллом не ниже 8 и обеспечивать среди них конкурсную ситуацию.

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото предоставлено пресс-службой БГПУ

 

Выбор редакции

Экономика

Налоги на землю и недвижимость нужно заплатить до 15 ноября

Налоги на землю и недвижимость нужно заплатить до 15 ноября

Тем, кто просрочит или забудет внести налог, грозит штраф, пени и в исключительных случаях вас могут не выпустить из страны.

Культура

«Когда человечество снова поставит перед собой высокие вопросы, оно меня вспомнит»

«Когда человечество снова поставит перед собой высокие вопросы, оно меня вспомнит»

Пообщались с невесткой известного уроженца Витебска Лазаря Хидекеля.

Общество

Где находят поддержку родители особенных детей?

Где находят поддержку родители особенных детей?

Стояли в коридоре и вспоминали первые шаги в воспитании своих особенных деток.

Спорт

«Люди думают, что всемогущие, и — разбиваются»

«Люди думают, что всемогущие, и — разбиваются»

Так ли опасен парашютный спорт, как кажется на первый взгляд?