Вы здесь

Равные права на перевозку. История преодоления одного из барьеров


Год назад, благодаря усилиям парламентариев и опыту работы Союзного государства, удалось оперативно и своевременно избежать возникновения препятствия для работы водителей на территории России. Но удалось это только в отношении белорусов, казахстанцев и кыргызстанцев. Армяне оказались в более сложной ситуации и сейчас пытаются решить эту проблему. О том, как было дело, мы расспросили заместителя председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Дмитрия Заблоцкого.


Белорусский депутат напомнил, что еще задолго до старта ЕАЭС равные права для трудоустройства граждан стран-членов на территории интеграционного объединения были предусмотрены Договором о создании Союзного государства, подписанным в декабре 1999 года. Подобную норму содержали и базовые документы Единого экономического пространства для Беларуси, Казахстана и России, вступившие в силу в 2012 году. Они обеспечивали свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Однако в 2013 году в Федеральный Закон Российской Федерации «О безопасности дорожного движения» были внесены изменения. Они запрещали юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям допускать к управлению транспортными средствами водителей, не имеющих российских национальных водительских удостоверений. Эти изменения оставляли без работы в числе прочих иностранцев казахских и белорусских водителей, трудоустроенных в российских автотранспортных компаниях. Да, права можно обменять, но для этого надо сдать три экзамена, при этом оказалось, что необходимая база для принятия практического экзамена есть далеко не во всех российских регионах, где работает наибольшее число иностранных водителей.

Изменения в закон, касающиеся запрета для водителей, не имеющих российских прав, должны были вступить в силу в 2014 году. Но срок этот был продлен, вероятно, в связи с последствиями проведенного референдума о статусе Крыма, когда работы могли внезапно лишиться еще и все перевозчики полуострова. Самое удивительное, что ввести новую редакцию закона в действие решено было уже после запуска ЕАЭС в 2015 году. То есть свобода трудовой миграции декларируется, а караван идет.

— Из-за того, что вступление в силу обновленного закона несколько раз откладывалось, этот вопрос выпал из поля зрения парламентариев, — признается белорусский депутат Дмитрий Заблоцкий. — О том, что измененный закон вступит в силу с 1 июня 2017 года, я узнал в мае 2017-го. Так как состою в депутации Национального собрания Республики Беларусь в Парламентском собрании Союза Беларуси и России, являюсь там членом Комиссии по экономической политике, обратился с запросом к российским коллегам, которые подтвердили, что это действительно так.

Белорусские парламентарии забили тревогу, так как несколько тысяч граждан Республики Беларусь, трудоустроенных в российских транспортных компаниях, оказывались с начала прошлого лета вне закона. В Смоленской, Брянской областях и в Московском регионе работает около 9,5 тысячи иностранных водителей, большинство которых — белорусы. За нарушение предусматривалось наказание в виде административного штрафа должностным лицам, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере 50 тысяч российских рублей (около $800).

— Нам очень помогли депутаты Государственной Думы Леонид Калашников, Артем Туров и Виктор Водолацкий, которые сразу инициировали поправку в закон, позволяющую белорусам, имеющим белорусские водительские права, работать в России, так как мы находимся в Союзном государстве, — вспоминает историю вопроса Дмитрий Заблоцкий. — Но принятие поправки требует времени, которого было недостаточно, и с 1 июня, пока законодательная инициатива российских парламентариев проходила все необходимые процедуры, белорусские водители, работающие в России, находились в состоянии неопределенности.

К решению вопроса подключился Совет Министров Союзного государства, который 16 июня 2017 года выпустил постановление, признающее для граждан Беларуси, временно проживающих или временно пребывающих и работающих в России, достаточными водительские удостоверения, выданные компетентными органами Республики Беларусь, для управления транспортными средствами при осуществлении трудовой деятельности в Российской Федерации.

Надо сказать, что российские депутаты предусмотрели снятие барьеров для свободного движения рабочей силы в отношении также водителей из Казахстана и Кыргызстана.

26 июля 2017 года поправка в Федеральный Закон Российской Федерации «О безопасности дорожного движения», касающаяся в том числе белорусских водителей, вступила в силу. Она гласит: «Положение настоящего пункта (13. Не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами. — «СЕ».) не распространяется на граждан Киргизской Республики, а также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального, осуществляющих предпринимательскую и трудовую деятельность на территории Российской Федерации, непосредственно связанную с управлением транспортными средствами».

Под эту поправку из членов ЕАЭС не попали только граждане Армении, так как русский язык там не имеет статуса официального, а особая оговорка почему-то не была своевременно инициирована. Впрочем, над этим сейчас работают армянские и российские депутаты, а также Евразийская экономическая комиссия.

— Согласно последней редакции российского закона, белорусские водители, если они не имеют вида на жительство и не получают российского гражданства, могут спокойно пользоваться национальными водительскими удостоверениями на срок их действия, — поясняет заместитель председателя профильной комиссии нижней палаты белорусского парламента. — Безусловно, эту норму надо распространять на всех членов ЕАЭС, так как интеграционное объединение для того и создавалось, чтобы граждане стран-членов могли беспрепятственно устроиться на работу на всем пространстве объединения.

Основываясь на пройденном опыте, Дмитрий Заблоцкий убежден, что «армянский вопрос» надо решать на уровне межправительственных соглашений, а уже потом думать, как это имплементировать в федеральный закон.

После разрешения ситуации с изменениями в Федеральный Закон «О безопасности дорожного движения» белорусские и российские парламентарии договорились, что все законопроекты, которые затрагивают интересы граждан двух стран, должны проходить обязательную экспертизу в Постоянном комитете Союзного государства. «Думаю, это был первый и последний подобный случай», — выражает надежду белорусский депутат.

Остается добавить, что, если иностранец хочет получить российское гражданство или вид на жительство в России или же российский гражданин долго проживал за границей и у него есть водительские права, полученные в ином государстве, то после пересечения границы он в течение полугода может поменять имеющиеся права на российские при обязательной сдаче экзаменов.

Ольга МЕДВЕДЕВА

Фото Сергея НИКОНОВИЧА

Название в газете: Равные права на перевозку

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.