Вы здесь

Как не попасть на удочку киберпреступников


Впервые о высокотехнологичном преступлении в Беларуси заговорили в ноябре 1998 года. Тогда злоумышленник с помощью вредной программы «добрался» до сетевых реквизитов интернет-пользователей крупнейшего в стране провайдера. Сегодня новости о хакерских атаках появляются чуть ли не каждый день, а борьба с киберпреступностью перешла на другой уровень. Корреспондент «Чырвонкі. Чырвонай змены» пообщалась с теми, кто охраняет нас в век информационных технологий, и выяснила, как не попасться на удочку« компьютерных гениев».


Специалисты советуют внимательнее относиться к своим персональным данным.

«Нюансы» цифрового века

— Я каждый день вижу примеры опасности в интернете, поэтому знаю, как уберечься и не стать жертвой виртуальных мошенников, — говорит Евгений Давидович, капитан милиции, старший оперуполномоченный группы по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий криминальной милиции УВД администрации Московского района г. Минска. — А обычным, как говорят, «юзерам» нужно просто делать все осознанно.

Осознанно — то есть не открывать подозрительные письма, которые приходят на электронную почту, не «вестись» на пронзительные просьбы о помощи виртуальных знакомых в социальных сетях, не передавать персональные данные третьим лицам.

— Не понимаю, чего иногда в людях больше: доверчивости или глупости? Но «разбрасываться» реквизитами банковских карт — это слишком. Зная 16 цифр с одной стороны карточки и 3 — с другой, мошенник с легкостью овладеет всеми вашими финансами, — объясняет Евгений Давидович.

Оперативник рассказывает, что сегодня много случаев, когда дети без разрешения распоряжаются деньгами с карточек родителей.

— Мамы и папы даже слышать о таких «развлечениях» своего ребенка не хотят. Как результат — банк возвращает все до копейки, люди довольные идут домой и даже забывают о неприятном случае. Но помнит банк, по заявлению которого начинается расследование по поводу исчезновения финансов. Выясняется, что «самый милый на свете сын» оплачивал родительской карточкой игровые сайты. Поэтому если вас просят поговорить со своими родными и проверить домашние компьютеры — нужно это сделать, — советует оперуполномоченный. — Уголовная ответственность здесь наступает с 14 лет. За такие «шутки» смельчаков ждет штраф или лишение свободы. Вам это надо?

— Бывает жалко тех, кого задерживаете?

— Чаще всего на мошенничество толкает ощущение безнаказанности. Жаль, конечно, если ребята таким образом портят себе жизнь. Мол, «это чисто по приколу, давай оплатим». Был случай, когда студенты одного из столичных колледжей увидели, как у товарища выпала из кармана карточка. Юноши забрали ее и накупили сладостей, положили деньги себе на телефоны.

— А как же пин-код?

— У нас хватает граждан, хранящих пароли вместе с карточкой. Пишут их на бумажке! А еще заветные цифры могут на обратной стороне карточки карандашом или маркером пометить. Рай для злоумышленника, согласитесь. Грех не воспользоваться!

Рвануть навстречу будущему

Евгений попал на службу во внутренние органы после окончания Барановичского государственного университета. Будущий оперативник получил образование юриста, но по специальности работать не захотел:

— Для меня всегда было интересно посмотреть изнутри и понять, что же такое милиция. Год работал участковым инспектором на малой родине, в Слуцке.

— Все увидели?

— Много чего, — вздыхая, говорит Евгений. — После перевелся в Минск в отдел уголовного розыска. Отслужил там четыре года.

Родные Евгения с «погонами» не связаны. Выбор парень делал сам.

— Почему в Слуцке не сиделось? Жена, а на тот момент невеста еще, окончила университет и возник вопрос, где найти хорошую работу. В маленьком городе с этим сложно. Вот и решили поискать свое счастье в столице. Рванули! В то время ничего в Слуцке не держало. Ольга устроилась в банк.

— Сейчас чувствуете себя на своем месте? Или попробовали бы что-то еще?

— Наверное, задержусь здесь. Но и как участковый, и сотрудник уголовного розыска я чувствовал себя полезным. Что касается рабочего графика, то он и там, и тут такой, что на семью, к сожалению, остается очень мало времени. Бывает, дело «затягивает», забываешь даже на часы посмотреть! Но я учусь все совмещать, — подытоживает собеседник.

Интересно, но некоторые знакомые Евгения до сих пор точно не понимают, чем он занимается.

— А я и не спешу объяснять. Работы мне хватает на службе. Вне ее на эти темы не очень люблю разговаривать. Единственное, могу сказать, что экшена достаточно. И не сижу я все время в кабинете у компьютера, как многим кажется. Собрать информацию от свидетелей, потерпевших, банков или операторов мобильной связи — тоже моя работа.

Не могу пройти мимо «странных» объявлений в интернете. Например, если предлагают продать iPhone X за 500 долларов. Понятно же, что это какое-то мошенничество. Передаю информацию коллегам в уголовный розыск. На этом моя «домашняя служба» заканчивается, — шутит милиционер.

Евгений Давидович за работой. Фотографировать оперативников нельзя, поэтому лицо нашего охранника в мире высоких технологий останется засекреченным.

Новый кавалер или хакер?

— Помните, страницы в социальных сетях взламывают не просто ради развлечения, — предупреждает оперативник. — Сейчас в «моде» шантажировать интимными фотографиями.

Недавно был случай, когда парень с девушкой искали квартиру через интернет. Один из пользователей сети прислал им личное сообщение вроде «Актуально еще жилье? У меня есть вариант. Подробности по ссылке». Молодые перешли по указанному адресу и получили сообщение о том, что их страница заблокирована, а все личные фото пары скопированы. Для того чтобы кадры не попали к знакомым, у влюбленных требовали 50 долларов.

— Сумма небольшая, скажете вы. Ради спокойствия можно было бы и не пожалеть? Но гарантии, что после того, как вы заплатите, шантаж остановится — нет. Поэтому лучше написать заявление в милицию, — советует оперативник. — Популярная несколько лет назад схема с блокировкой мобильных телефонов уже, можно сказать, «отжила» себя. Сегодня злоумышленники взламывают компьютеры организаций, а затем шифруют все файлы уникальными ключами. И тут «за свободу» также требуют материальное вознаграждение. Это одна из самых ходовых статей, дела по ним в последнее время заводятся очень часто. Бывают случаи, когда бывшие сотрудники-программисты используют в личных целях корпоративную информацию со своего предыдущего места работы.

— Если рисовать общий портрет киберпреступника, какой он?

— Это очень креативные люди, — считает Евгений. — Здесь не нужно быть талантливым от Бога программистом, главное — желание и немного фантазии. Но эта фантазия наказывается, не забывайте. Часто такие люди входят в преступные группы. Средний возраст злоумышленников — 14-30 лет. Поколение, которое развивалось вместе со всеми этими технологиями.

К сожалению, категория таких преступлений очень трудно раскрывается: большая их часть совершается с иностранных IP-адресов.

— А жертвы, кто они?

— Чаще всего это девушки. Мошенники пишут в такое время, когда человек очень чем-то занят: собирается утром на работу или, наоборот, только зашел усталый домой. Хакеры анализируют, копируют ваш стиль общения, делают комплименты.

— Как проверить, пишет мне преступник или просто новый кавалер?

— А все просто! Предлагайте позвонить своему виртуальному собеседнику. Если это не жених, то вы сразу услышите что-то вроде «Я занят, я не в стране, мне неудобно говорить».

Служба — это стабильность

— За два года на этом посту так и не понял, почему люди не берегут свои персональные данные. Я не говорю заклеивать пластырем камеры ноутбуков и не покупать «умные» телевизоры, пылесосы. Никто за вами оттуда не следит. Ничего страшного не произойдет, максимум они соберут информацию о вашем местоположении и ваших интересах. А вот над паролями для страниц в соцсетях нужно задуматься. К сожалению, пользователи игнорируют верхний и нижний регистр букв, цифры, — говорит Евгений.

Парень смеется, что некоторые пароли для страницы жены придумывал он: «В своих знаниях я уверен. Ольга мне тоже доверяет».

— К технике меня всегда тянуло. Сначала я вообще хотел поступать после 9 класса в высший колледж связи, но как-то не складывалось с физикой, — вспоминает оперативник.

Сегодня группе по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий криминальной милиции УВД администрации Московского района столицы работы хватает. Евгений говорит, что отдел можно смело расширять.

С киберпреступностью успешно борются и девушки. Специалисты переходят в этот отдел из уголовного розыска, с инспекций по делам несовершеннолетних.

— А вот жена, наверное, не справилась бы здесь, — рассуждает оперативник. — Очень эмоциональная она у меня. Может расчувствоваться во время просмотра фильмов и мультиков. А в милиции нужно иметь трезвую голову, даже если речь идет о детях, — считает Евгений.

Все свободное время, которого очень мало, сотрудник проводит с сыном. На вопрос, а как же шумные компании и клубы, парень отвечает просто: «Свое я уже оттанцевал».

— Желания пойти в IT-сферуникогда не было?

— Конечно, ни для кого не секрет, что программист зарабатывает больше милиционера. Но служба — это стабильность, а там — неизвестность, — уверен оперуполномоченный.

Екатерина АСМЫКОВИЧ

Фото Анны ЗАНКОВИЧ

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.