Вы здесь

Проявляет ли молодежь интерес к рабочим профессиям?


60 процентов вакантных рабочих мест в стране — по рабочим специальностям. Востребованы продавцы, повара, огородники, трактористы, слесари, водители погрузчика. Но так ли интересуют молодежь эти профессии? Кто решает связать свою жизнь с сельским хозяйством и общественным питанием? Как готовятся упомянутые работники? Об этом мы узнали в Смиловичском сельскохозяйственном профессиональном лицее.


Управление экскаватором ребята осваивают на специальном тренажере.

Учиться, соревноваться, побеждать

Всего здесь занимается 400 человек. Каждый третий — минчанин. Поступают также подростки из Червенского, Пуховичского, Березинского, Смолевичского районов. За три года они успевают получить востребованную профессию.

В группах, где учатся на продавца, повара и огородника, 70 процентов составляют девушки. А вот на слесарей и экскаваторщиков, разумеется, идут одни парни.

Насколько рабочие специальности вообще интересны молодежи? Заместитель директора по учебно-производственной работе Андрей АЛЕКСЮК признается, что конкурс невелик. Но спрос есть. «Ежегодно мы прирастаем в среднем на 30 человек. В прошлом году планировали к набору 120 учащихся, но дополнительно открыли еще одну группу по специальности «техническое обеспечение дорожно-строительных и мелиоративных работ». Тот, кто ее получает, усваивает одновременно профессии тракториста, машиниста экскаватора и водителя погрузчика и может работать как в сельском хозяйстве, так и в строительстве».

Учащиеся лицея участвуют в различных соревнованиях. И довольно успешно. На Республиканском конкурсе инновационного и технического творчества и Республиканском слете изобретателей и рационализаторов они постоянно занимают призовые места. Были среди парней и стипендиаты специального фонда Президента Республики Беларусь.

Тренажеры наглядные и виртуальные

«Перед началом работы подай сигнал!», «Не превышать скорость поворота стрелы — перевернешь кран!», «Подбирай ключи по размеру гайки!» — предупреждают плакаты в мастерской, где практикуются будущие трактористы и слесари. Есть здесь и тренажер электрифицированного экскаватора, на котором ребята могут попробовать, как это — управлять машиной-гигантом. Руководство лицея рассказывает, что в планах — закупить более современные тренажеры, где используется технология виртуальной реальности: когда занимаешься на таких, кажется, что ты едешь по полю в кабине настоящего комбайна.

Лицей, кстати, является ресурсным центром по подготовке трактористов. Сюда на практику приезжают учащиеся из других профтехучреждений области.

В мастерской занимаются третьекурсники уже упомянутой специальности «техническое обеспечение дорожно-строительных и мелиоративных работ». Интересуемся у ребят, что привело их в профессию.

— Мой отец — индивидуальный предприниматель, занимается грузовыми перевозками. Меня тоже эта деятельность заинтересовала. В лицее как раз дают категорию, с которой можно работать на грузовых машинах, — отвечает Владислав Новик.

— С детства технику люблю, — объясняет свой выбор Владислав Неборский. — К тому же здесь права бесплатно получаешь — почему бы нет?

Ребята добавляют, что работа на экскаваторе приносит хорошие деньги. Только для этого ты должен старательно учиться, хорошо знать свое дело и профессионально владеть техникой.

Через неделю у них начнется производственная практика. Кто-то пойдет на тракторный завод, кто-то — на плодоовощную базу, другие — в строительный трест или на птицефабрику. Практика, как правило, оплачиваемая. Прошлогодние учащиеся получали от 100 до 400 рублей в месяц.

Павел Хмельницкий поступил в лицей по примеру старшего брата — тот работает слесарем. Теперь учащийся готовится выступить на областном этапе конкурса профессионального мастерства Wоrld Skills Bеlаrus в компетенции «эксплуатация сельскохозяйственных машин». Соревнования по этой специальности будут проходить впервые.

— Занимаюсь с 9 до 17 часов. Тренирую регулировку двигателя, плугов. Некогда сидеть на месте, — говорит Павел.

А что у нас на закуску?

В другой лаборатории, за огромной плитой и отделочными досками, застала поваров. Все в кителях и колпаках, как и полагается работникам кухни. Сегодняшняя тема занятий — закуски.

В производственной лаборатории учащиеся проводят по шесть часов четыре дня в неделю. Смеются, что «чрезвычайные происшествия» у всех были. И отбивные сгорали, и супы «убегали». Недавно на кухню закупили фритюрницы и слайсер. На будущий год собираются приобрести пароконвекционную печь, индукционную плиту и специальный сосуд для нее.

Трэцякурснік Мікіта Пытко: «Азам навучылі, а далей фантазіруй...»

Ольга Куц, учится на третьем курсе, сама из Березино. В повара пошла, так как с такой профессией, по ее мнению, легко найти работу. «В районные учреждения общественного питания готовы и на практике взять студента, и на подработку». В планах девушки — продолжить образование. После лицея собирается поступать в Борисовский колледж на техника-технолога.

У третьекурсника Никиты Пытко поварами работают двоюродный брат и дядя, поэтому и он еще со школы мечтал об этой профессии. Парень из Минска, но, поскольку в столице после девятого класса можно было пойти учиться только на пекаря, а не на повара-универсала, выбрал лицей в Смиловичах.

Недавно Никита участвовал в областном конкурсе профессионального мастерства. Занял третье место. По условиям соревнования, за три часа нужно было успеть приготовить и оформить два блюда — основное (из свинины) и закуску (из свеклы).

— Я сделал корейку на кости, пюре с добавлением брокколи, припущенный перец в кисло-сладком соусе, соус песто и украсил все базиликом, кресс-салатом и запеченными помидорами черри. А на закуску была оригинальная «сельдь под шубой»: в свекольный мусс добавлялся сливочный сыр, вместо сельди — красная рыба, казалось блюдо на гренке из черного хлеба.

— Неужели это все проходят в лицее?

— Здесь мы обучаемся, как правильно жарить, резать, запекать. А дальше уже сам фантазируешь и потом обсуждаешь с преподавателями, можно ли это воплотить в жизнь.

Никита замечает, что повар — не такая простая профессия, как кажется. «Это сильная физическая нагрузка — ты весь день на ногах. В кафе смена длится обычно 12 часов, и когда идет большой поток заказов, устаешь от такого ритма».

Не только гайки крутить

Куда же идут работать выпускники лицея? Например, поваров забирают райпо, трактористов — местные сельские хозяйства, водителей погрузчика — строительные управлении.

Зарплаты молодых специалистов сразу после распределения — от 350 до 600 рублей. В сельском хозяйстве все зависит от экономического состояния конкретной организации.

— Играет роль и удача, но основной фактор — любовь к работе. Трудолюбивого человека руководство всегда заметит и постарается удержать, ведь золотые руки повсюду нужны. Знаю по выпускникам, что, даже когда ребята идут по распределению в одну и ту же организацию, их зарплаты могут существенно отличаться. Молодой человек в рабочей профессии может получать хорошие деньги — я столько на преподавательской работе не имею, — улыбается Андрей Алексюк.

Сельское хозяйство за последние годы существенно изменилось. Другие технологии, оборудование. «10 лет назад базовыми тракторами были «Беларус-1221» и «Беларус-1523». 150 лошадиных сил — предел для тех машин. Теперь уже трактор на 360 лошадиных сил для сельского хозяйства — норма. Без него современный работник на поле неэффективен, так как задачи нужно выполнять в максимально сжатые сроки», — рассказывают в лицее.

Профессиональное освоение техники — залог успеха.

По мнению администрации учебного заведения, работать на земле становится более интересно, но и требования к выпускникам растут. «В сфере идет автоматизация процессов. Современные тракторы уже оснащены технологией GРS. Соответственно работник должен уметь не только гайки крутить, но и разбираться в бортовом компьютере».

Наталья ЛУБНЕВСКАЯ

Фото Сергея НИКОНОВИЧА

Минск — Смиловичи — Минск

Выбор редакции