Вы здесь

Дмитрий Рябов: Хотел быть штурманом


В детстве он мечтал стать ветеринаром, потом — медиком. А еще мог стать штурманом или инженером на заводе. Но семейная традиция в совокупности со случаем распорядились иначе, и сегодня Дмитрий РЯБОВ — пожалуй, самый известный белорусский синоптик и уже почти полгода ведущий рубрики о погоде на телеканале ОНТ.

О том, какими ветрами слесаря минского завода «Горизонт» занесло на Северный фронт, а оттуда снова в Минск, дежурный синоптик ОНТ рассказал «Звязде».


Последние полгода Дмитрий — часть команды «Нашего утра».

Кто такие синоптики?

— Я в детстве кем только не хотел быть — ветеринаром, ботаником, врачом... Разве что не космонавтом, — смеется Дмитрий. — После 8 класса подал документы в медучилище, сдал экзамены и... передумал, вернулся в школу. Потом вместе с другом отработал года два на «Горизонте» слесарем — ремонтировали конвейеры. А дальше друга забрали в армию, вскоре была моя очередь, задумался: куда идти дальше?

— И каким образом попали на флот?

— Дело в том, что мой отец — военно-морской офицер, некогда закончил Бакинское училище, и в детстве я много времени проводил то в Минске, где училась мама, то на Дальнем Востоке, во Владивостоке, где на военно-морской базе служил отец . Не скажу, чтобы я с детства увлекался морем, однако после школы решил идти учиться также в мореходку. В военкомате дали список училищ, и я буквально попал пальцем в небо — ткнул в Санкт-Петербург, в Высшее военно-морское училище имени Фрунзе. Кстати, старейшее из всех существующих в СССР, оно когда-то было создано еще Петром I как Школа математических и навигацких наук, и именно оттуда вышли знаменитые гардемарины и более сотни выдающихся исторических личностей: Беллинсгаузен (первооткрыватель Антарктиды. — Авт.), Знаменитый этнограф, писатель и военврач Даль, известные генералы и адмирал Колчак, Корнилов, Нахимов и множество других...

На штурманским факультете, куда я хотел попасть, не оказалось свободных мест; то же случилось с инженерным. Спросили: «Хочешь быть метеорологом?» — «Конечно, хочу», — а кто такие синоптики и что они делают, даже приблизительно не представлял, максимум — в школе вел ученический "Дневник наблюдений за погодой" и, как все, смотрел прогноз погоды в программе «Время». Но неожиданно уже с первого курса это дело мне понравилось, хотя и пришлось подтянуть нелюбимые ранее физику и математику.

 

В Минск через Мурманск

Из 18 студентов-метеорологов штурманско-гидрографического факультета до выпуска дошли только пятеро. I только Рябов получил распределение на «плавучий аэродром» — авианосец «Адмирал Кузнецов».

— Когда я приехал в Мурманск, словно попал в другой мир: климат, город — все иначе. Первая зима в Заполярье, особенно полярная ночь, стала настоящим испытанием. Прожить полгода без солнца было чрезвычайно трудно, и к этому я так и не смог привыкнуть. Особенно поразил корабль: представьте себе крейсер размером с 20-этажный дом, такой автономный город в городе, где есть все для жизни. (На палубе этого гиганта длиной более 300 метров одновременно может находиться до 50 самолетов и вертолетов, в зависимости от модификации, а экипаж составляет до 2000 человек. — Авт.).

1997 год. Выпускник Санкт-Петербургского Высшего военно-морского училища имени Фрунзе

Почти все время, за исключением зимы, когда Баренцево море замерзало, мы проводили в плавании. Я прослужил на «Адмирале Кузнецове» пять лет: сначала был инженером, потом стал руководителем метеослужбы. У меня в подчинении было 12 матросов, 3 мичмана и 2 офицера, а в обязанности входило прежде всего обеспечение нормальной работы и безопасности корабля. Каждое утро, независимо от того, будни это или выходные, в 6 часов я самым первым прибывал с докладом к адмиралу — командиру корабля. А он, исходя из полученных данных, принимал решение, как действовать дальше: стоит ли бросать правый или левый якорь, или становиться на бочку, проводить работы внутри корабля в связи с сильными морозами или устраивать мероприятия на палубе, когда погода относительно хорошая. На самом деле правильно оценить погодные условия, особенно в море, — чрезвычайная ответственность: за экипаж, за корабль, за вертолеты и истребители, которые должны садиться на палубу... За ошибки в этом деле, приведшие к аварии, предусмотрено даже уголовное наказание — кажется, от 3 до 8 лет. Слава богу, во время моей службы таких ситуаций не случалось.

— Для большинства из нас море — это романтика. Была ли она во время учебы и службы или только физика с математикой?

— Конечно, была, куда без нее. В длинном плавании, кроме напряженной работы, знаете, какая у нас была самодеятельность! От каждой боевой части кто-то пел, кто-то танцевал, кто-то играл на музыкальных инструментах, конкурсы устраливали, соревнования, праздники самые разнообразные — это первое средство от хандры. Я петь не умею, по одному уху медведь походил, по другому слон, но с удовольствием слушал других, а под гитару да гармошку в общем хоре мог и подтянуть. А вот чрезмерная мечтательность из головы быстро выветрилась — все же работа была достаточно рутинная и практически непрерывная. Вообще, школа жизни, которую проходишь на корабле, — шикарная. В такой замкнутой системе сразу видно, кто чего стоит, кто придет на помощь в сложной ситуации, а на кого нельзя рассчитывать. Некоторых «своих» матросиков, вчерашних школьников, мне пришлось учить правилам личной гигиены, показывать, извините, как стирать белье и пришивать пуговицы. А под конец службы даже определенная гордость брала, какими сильными, готовыми к жизненным сложностям мужчинами они стали, многие потом даже письма писали с благодарностями.

...Через пять лет, когда закончился контракт, мне уже некуда было расти как корабельному синоптику. В звании капитан-лейтенанта уволился с авианосца. Предложили ехать еще дальше в Заполярье, в город Полярный. Ради интереса съездил, посмотрел: два часа в холодном автобусе, на конечной — россыпь двух- и трехэтажных домов, много где окна заколоченные... На метеостанцию ​​даже не пошел, понял: лучше начать все с нуля в родном Минске, чем провести здесь всю молодость. Ну и «оттрубив» в Белгидрометцентре 15 лет — от обычного синоптика до руководителя службы метеорологических прогнозов.

Тепло снаружи и изнутри

Здороваясь, Дмитрий желает не просто хорошего, а добрейшего дня. И добрейшей погоды. А те прогнозы, которые он размещает на собственной странице в социальных сетях, — сплошная лирика да поэзия...

— Стихи я не пишу, — опережает вопрос синоптик, — просто хочется донести до людей не сухой прогноз вроде «погода с прояснениями», а сделать его ярким и отличительным. Я стараюсь, чтобы независимо от градусов за окном у человека, который прочтет прогноз, оставался позитивный настрой. Получается?

Прослужив на этом тяжелом авианесущем крейсере 5 лет, капитан-лейтенант Дмитрий Рябов сегодня по праву получает поздравления с Днем защитников Отечества.

— И очень неплохо. Так что, аккаунт в соцсетях — это исключительно рабочий инструмент?

— Вовсе нет. Я с помощью соцсетей поддерживаю отношения с бывшими сослуживцами и однокашниками, расширяю собственный кругозор с помощью различных тематических страниц, получаю полезные советы и критические замечания, причем к последним отношусь спокойно, многие учитываю и совершенствуюсь. Правда, активничаю я только в «Фейсбуке», другие платформы как-то не понравились, да и времени на все не хватает.

— Я знаю, на что вы всегда находите время: домашние животные.

— Да, это у меня с детства — были хомячки, рыбки, но прежде всего я «кошатник». Сколько себя помню, всегда приводил домой котенка. Помните, как в мультфильме про Простоквашино: «Что это у нас кошачьим духом пахнет?». Различные породы были, но однозначно могу сказать, что обычные дворовые коты — самые сообразительные, способные к обучению и приспособленные к жизни.

Лет 6-7 у Дмитрия жили найденный около здания Белгидромета кокер-спаниель и выброшенная кем-то кошка. После того как любимцы семьи один за другим ушли из жизни, трудно было решиться взять другое животное, но в определенный момент все домашние осознали, что им категорически не хватает четвероногого друга. Сейчас это йоркширский терьер, но вскоре планируется пополнение — конечно же, кот.

— Сыну передалась ваша любовь к животным?

— Безусловно. А еще, наверное, передалась доброта и отзывчивость вообще. О выборе профессии говорить рано — ему только 10 лет. Но уже очевидно, что нравится техника. Для меня машина — исключительно средство передвижения, обычно езжу на метро, ​​а для сына — настоящий восторг, половина квартиры занята машинками, конструкторами, на планшете стоят программы о машинах и самолетах. Время покажет, приведет ли этот интерес в профессию либо останется как хобби.

Атмосферное давление эфира

— Еще в Белгидромете вы были популярной медиаперсоной, а с сентября прошлого года стали ведущим собственной рубрики на ОНТ. Как освоились в эфире, пришлось ли учиться чему-то новому?

— Всему, практически с нуля. И до сих пор учусь. Пользуясь возможностью, хочу поблагодарить руководство канала за то, что доверили мне, увидели какой-то потенциал, поддержали в непростой период. В эфире появилось больше возможностей для творчества, я нахожу интересные факты, которые украшают рубрику «К гадалке не ходи:...», делают ее интереснее для зрителей. Сейчас еще пишу подводки к прогнозу погоды в «Наших новостях». А параллельно учусь правильному произношению, подаче материала; спасибо руководителю утреннего вещания Татьяне Рудаковской и ведущей Екатерине Тишкевич, которые ежедневно занимались со мной артикуляционными упражнениями, скороговорками, дали много советов и подсказок. И все же я вижу, что до хорошего ведущего мне еще работать и работать.

— Вы всегда спокойно, с улыбкой рассказываете и о необычайно холодном лете, и о аномально теплой зиму. Есть ли у вас любимая пора года?

— Все сезоны по-своему хороши, и в каждом можно найти свои плюсы. Но, признаюсь, терпеть не могу морозы. Просто в жизни довелось побывать там, где было +50 (во время дальнего морского похода по Средиземноморье) и -50 (когда в Мурманске стояли такие аномальные морозы, что замерз Кольский залив, что случалось раз, может, пять за более ста лет), и я понял, что мороз — абсолютно не мое. Хотя климат Беларуси в целом мне нравится — достаточно спокойный, мягкий, без резких колебаний.

— Сегодня прогнозы погоды доступны по ТВ, радио, на интернет-сайтах, даже в мобильных телефонах. Кому верить и как правильно оценить цифры, чтобы не замерзнуть и не перегреться?

— Прежде всего советую пользоваться прогнозами, которые составлены профессионалами. В них есть самое важное: оперативная информация, штормовые предупреждения и т.д.. Если вы собираетесь на отдых и не знаете, какой погоды ждать, — найдите в интернете официальный сайт метеослужбы этой страны, где не просто собраны машинами цифры, а скорректированы специалистом-синоптиком с учетом атмосферных фронтов, влажности и других показателей. А если просто рассуждаете, как лучше одеться, чтобы было комфортно, — обязательно посмотрите не только на температуру воздуха, но и на скорость и направление ветра, на влажность. Так, при северном ветре и высокой влажности даже в «плюс» очень легко замерзнуть, а при затишье — кажется теплее, чем показывает термометр. Словом, оценивайте информацию в комплексе, — тогда любая погода для вас будет если не любимой, то точно хорошей.

Виктория ТЕЛЕШУК

Фото пресс-службы ОНТ и из архива героя

Выбор редакции