Вы здесь

Как показана Вторая мировая в школьных учебниках разных стран


Председатель Пермского краевого отделения общества «Мемориал» Роберт Латыпов, который привез в Минск выставку «Разные войны...», утверждает, что, если сравнить национальные учебные пособия по истории той войны, в общем складываться впечатление, что речь идет о совершенно не похожих друг на друга вооруженных конфликтах...


Свое мнение об учебниках истории высказала учительница минской гимназии № 36 Ирина Бернат.

Еще со школьного возраста мы знаем, что Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 года. В Чехии же, если верить тамошним учебникам, — на год раньше: в результате подписания Мюнхенского соглашения. А в итальянской историографии, в общем, Вторая мировая ведет свою летопись с 1935 года, когда итальянцы вторглись на территорию Эфиопии.

Такие же разночтения событий крупнейшего кровопролитного вооруженного конфликта человечества в пособиях Германии, Италии, Литвы, Польши, России...

С материалами выставки ознакомились иностранные дипломаты.

 Экспозиция будет актуальна пять — максимум десять лет: учебники по истории постоянно меняются, — отмечает куратор выставки Роберт Латыпов. — И это нормально: идет время, меняются подходы, да и, что скрывать, политическая конъюнктура — тоже. Но сегодня у нас есть уникальный шанс посмотреть, какую историю взрослые хотят преподнести молодому поколению.

По мнению посла Италии в нашей стране Стефано БЬЯНКИ, история в этом случае является не только образовательным и воспитательным предметом, но и той материей, которая формирует сознание и мировосприятие. «Это предмет, который находится в постоянном развитии и осмыслении, поэтому очень важнен момент совместного размышления над учебниками, где идет речь об одном и том же событии», — считает дипломат.

Часть материалов выставки напоминает о жертвах войны на территории Беларуси.

Выставка, подготовленная рабочей группой «Историческая память и просвещение» Гражданского форума ЕС — Россия, уже побывала в восьми городах России. Англоязычная версия с успехом была представлена ​​в Праге, Страсбурге, Брюсселе, Вильнюсе и Милане. Символично, что в один день она открылась и в Исторической мастерской имени Леонида Левина в Минске, и в берлинском музее «Карлхорст», где 8 мая 1945 года был подписан Акт о капитуляции Германии, который завершил Великую Отечественную войну.

— Поскольку школьные учебники содержат знания, которые одно поколение стремится передать другому, они часто становятся политическим инструментом, — убежден посол Германии в Беларуси Петер ДЕТТМАР. — Учебники по истории могут поддерживать вражду и предрассудки и в то же время способствуют примирению и взаимопониманию. Обмен воспоминаниями, прежде всего теми, которые противоречат друг другу, должен открыть перспективы для общего будущего.

Посол Чехии в Беларуси Милан ЭКЕРТ верит, что сравнение одних и тех же исторических событий с разных сторон может помочь лучшему пониманию недавнего прошлого.

Одним словом, выставка дает немало поводов для разговоров о нашей совместной истории. Возможность заглянуть в учебники разных стран и познакомиться с методиками преподавания в них истории, причем абсолютно бесплатно, не позднее 28 февраля представляет Историческая мастерская имени Леонида Левина.

Вероника КАНЮТА

Фото Евгения ПЕСЕЦКОГО

Выбор редакции

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?

Наука

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.