Вы здесь

Угрожает ли экологии Колодищей новое предприятие?


Активные пользователи байнета, наверное, в курсе той ситуации, которая сложилась вокруг строительства нового завода холдинга «Амкодор» в окрестностях пристоличного агрогородка Колодищи. Уже несколько месяцев жители и местные дачники выступают против строительства. Инициативные граждане объясняют свою позицию заботой о себе и своих детей, потому что уверены: новое производство негативно повлияет на состояние экологии. И это при том, что многочисленные экспертизы компетентных инстанций, проведенные перед началом строительства, в принципе не позволили бы стройку, если бы она оказалась вредной. При этом были проведены общественные слушания, некоторые замечания местных жителей учли. Почему же до сих пор нет взаимопонимания? Как сделать так, чтобы противоположные стороны не только слушали, но и услышали друг друга? «Звязда» попыталась разобраться в проблеме, выслушав и жителей, и экспертов.


Что планируют строить

Критику местного населения вызвал проект «Строительство завода по выпуску спецмашин с реконструкцией действующего производства в промузле Колодищи Минского района». В промузле агрогородка*, на месте предприятия холдинга «Амкодор», завода «Дормаш», планируется организовать производство погрузчиков. Запланированная мощность завода с полным циклом — 6000 погрузчиков в год, или 500 в месяц.

По разработанной проектной документации, новый завод планируют разместить на четырех площадках — две из них уже существуют, две дополнительно выделяются из земель гослесфонда в соответствии с Указом Президента № 667. В промузле планируется как модернизация имеющихся корпусов, так и строительство новых. Предполагается, что на новом заводе будет создано 1200 новых рабочих мест, а общая численность работников составит 1 350 человек.

Казалось бы, новое предприятие — хорошая новость для местного населения. Ведь это не только рабочие места, но и налоги в местный бюджет. Кроме того, почти параллельно со строительством завода планируется благоустроить и дорогу, состоянием которой уже много времени были недовольны местные жители. Но вот парадокс — все эти выгоды от развития промышленности почему-то не убедили жителей агрогородка Колодищи, а также членов местных садовых товариществ в необходимости строительства. Что же не устроило их в этом проекте?

Пруд — на месте леса?

Небольшой участок леса за железной дорогой, около Михайлова Кута — одно из любимых мест отдыха местных жителей. Еще недавно колодищанцы ходили сюда за грибами да ради чистого воздуха. А сегодня этот лес превратился в одно из главных мест «битвы» против нового завода.

Именно здесь находится дополнительная площадка, где планируется строительство пруда-испарителя для сбора ливневых стоков. Последняя обеспечит прием, выпаривание и фильтрацию дождевого стока с производственной площадки. Это значит, что местная природа потеряет 3 га зеленых угодий. Всего же, по информации, представленной в проекте, планируется вырубка 8429 лиственных и хвойных деревьев и 3 кустарников, пересадка 47 деревьев и 18 кустарников.

Чтобы защитить этот участок от вырубки, жители агрогородка обратились к ученым. И оказалось, что лес — не только прекрасная преграда для выбросов железной дороги и промузла. По информации Института экспериментальной ботаники имени В. Ф. Купревича, здесь находится около 50 экземпляров представителя Красной книги — прострела раскрытого.

Ситуация с этим участком леса не осталась без внимания и государственных органов. Как рассказали в Министерстве архитектуры и строительства, в связи с неоднократными обращениями граждан в различные инстанции по вопросу строительства прудов-испарителей, в начале декабря состоялось заседание с участием представителей Минприроды, Минских обл- и райисполкомов, Колодищанского сельисполкома, ОАО «Амкодор — управляющая компания холдинга», Института природопользования НАН Беларуси, Института экспериментальной ботаники имени В. Ф. Купревича, Института «Белпромстройпроект», УП «БелНИИПградостроительства». По итогам заседания проектному институту было поручено проработать вариант технического решения сбора, очистки и сброса ливневых вод в существующий пруд агрогородка с прокладкой коллектора от завода, строящегося к месту врезки в существующую сеть, а также рассмотреть техническую возможность очистки ливневых вод непосредственно на территории предприятия с применением современного оборудования.

Когда будет принято окончательное решение о размещении сооружений для сбора, очистки и сброса ливневых вод с территории проектируемого предприятия в пруд, что уже существует в Колодищах, пруды-испарители на территории лесного массива строиться не будут, подчеркнули в министерстве.

Проблемная дорога

Парадоксальная ситуация сложилась и в отношении будущего ремонта улицы Промышленной окончания улицы Минской. Местные жители давно жаловались на перегруженность этой двухполосной улице. Она проходит около местной школы, детского сада и поликлиники, а также охватывает всю промышленную зону. Поэтому здесь всегда много автотранспорта, в том числе и грузового.

Расширение дороги до трех полос, которое запланировано в проекте «Капитальный ремонт автомобильной дороги Подъезд от а/д Р-9301 Колодищи-Заславль в с/т «Трактор» км 0,088 км 1,816 (ул. Минская) Минского района» (мероприятие было утверждено Планом мероприятий по комплексному благоустройству аг. Колодищи на 20172019 годы), поможет разгрузить улицу и улучшить транспортное сообщение. Но колодищанцы обеспокоены возможными ухудшением состояния воздуха и повышением звукового загрязнения. Ведь в проекте, который пока находится в состоянии разработки, кроме увеличения количества полос, предусмотрена и вырубка 170 деревьев. По этой же улице будет курсировать и транспорт нового завода холдинга «Амкодор», в том числе и для его рабочих, что также увеличит транспортную нагрузку.

— Одним из предложений, которое местные жители высказали в ходе общественных обсуждений, было строительство новой дороги на предприятие в северной части Колодищей, со стороны деревни Жуков Луг, но Минский райисполком его отклонил, — говорит член инициативной группы жителей Колодищ Ирина Лапицкая. — По их словам, переносить подъезд к объекту нецелесообразно.

В Минском райисполкоме колодищанцам также рассказали, что при проектировании будет проведен расчет выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и расчет рассеивания вредных веществ в приземном слое атмосферы с учетом фонового загрязнения, а также уровня звукового воздействия. При превышении предельных нормативных значений концентрации вредных веществ в воздухе и уровня шума в жилой застройке в проекте будут предусмотрены дополнительное озеленение, установка шумозащитных экранов и другие мероприятия. Но горожане предпочитают, чтобы оставалось, как есть...

Чистым ли будет воздух?

Производство, которое придет на смену заводу «Дормаш», будет гораздо более мощным, но означает ли это, что оно будет более вредным? Досконально разобраться в том, какое же воздействие новый завод окажет на окружающую среду, у жителей агрогородка, по их словам, пока не удалось.

Ирина Лапицкая рассказывает, что в экспозиционных материалах, которые были представлены общественности, отсутствовала полная информация, а те сведения, что были представлены, отличались между собой... Почему так произошло и возможно ли это вообще, мы поинтересовались у специалистов.

— Во время подготовки документации на государственную экологическую экспертизу размеры выбросов могут изменяться из-за первоначальных не совсем точных или неполных сведений, объясняет заместитель директора по государственной экологической экспертизе Республиканского центра государственной экологической экспертизы и повышения квалификации Минприроды Андрей Шахэмиров. Так произошло и в этом случае, но данные были откорректированы и доработаны до требований законодательства.

По информации Центра, на площадке, где планируется строительство завода, есть как действующие источники выбросов, так и проектируемые. Часть источников ликвидируется, часть (77 источников) обеспечивается газоочистными установками. После реализации проектных решений будет функционировать 395 стационарных источников выбросов вредных веществ.

Суммарный выброс вредных веществ от будущего предприятия составит 128,991 т/год. Примерно такие же объемы выбросов дают две крупные улицы сельского населенного пункта в отопительный сезон. При этом список вредных веществ, попадающих в воздух как в первом, так и втором случае, примерно одинаковы.

Рабочие места и экология

Всего несколько минут в дороге и маршрутка останавливается на остановке возле железнодорожной станции Колодищи. Отсюда до площадки холдинга «Амкодор» — около двух километров. Некоторых колодищанцев, особенно старшего возраста, живущих недалеко от станции, не очень интересует тема нового завода. Но многие знают о тех противоречиях, возникших вокруг его строительства.

— Для меня нет разницы, построят этот завод, или нет, говорит Алексей Гацко, который ждет электричку на железнодорожной станции. Знаю, что много пользователей местного сайта против этого строительства. Говорят зачем так много заводов. Но есть и те, кто за. Знаю, что сейчас за железной дорогой трудно найти работу. А когда появится завод, появятся и новые рабочие места.

Молодая мама Екатерина Пимонова и за, и против строительства завода: «За потому что это новые рабочие места, притом, рядом с домом. Против из-за волнения за детей, их благополучие. Ведь экологическая ситуация сразу изменится. Но в современном мире трудно сделать однозначный выбор»,  подчеркивает она.

На улице Минской встречаем молодую маму Евгению.

Я живу недалеко от промышленной зоны и, видимо, как и большинство, против строительства, рассказывает она. Колодищи растут и становятся все более загазованными автомобилями. Наверное, и этот завод не будет для нас экологически безопасным. Нам так скоро не будет чем дышать. Мы специально выехали из города более пяти лет назад, чтобы жить в экологически более чистом месте. Поэтому я и подписывала обращение против строительства завода.

Виктор живет в Колодищах с 1961 года. Он уверен в целом в агрогородке все хорошо, и существующему экологическому положению Колодищей завод «Амкодор» не навредит. И новые предприятия здесь, по его мнению, необходимы: «Возможно, улучшится занятость в Колодищах, так как знаю, что здесь есть много безработных. Но главное, чтобы эти предприятия не вредили экологии».

А вот Светлана, которая также живет в Колодищах очень давно, другого мнения:

— Я, разумеется, против. Колодищи хотя и не тихий сейчас, но хороший поселок. И завод здесь точно не нужен. Здесь много молодых семей живет зачем им этот завод? Такие предприятия, по моему мнению, лучше размещать где-то в лесу, подальше от людей. Потому что вместе с рабочими местами будет и больше вредности для окрестностей.
А при желании местные безработные могут найти работу и в другом месте.

В общем, вопрос экологии для жителей Колодищ один из самых главных.

— Мы опасаемся, что предприятие будет оказывать негативное воздействие на здоровье людей, среди которых много детей и пенсионеров. А также, что продукция, которая выращивается на приусадебных участках и территории садовых товариществ, станет опасной для здоровья, так выражают свою позицию инициативные граждане.

Экспертиза. Результат положительный

По словам Андрея Шахэмирава, проектная документация дважды поступала на государственную экологическую экспертизу. Первый раз в июле 2017 года, она имела очень низкое качество и была направлена ​​на доработку.

Эксперты обнаружили в проекте невыполнение требований законодательства, разночтения в количестве источников выбросов вредных веществ, несовершенную оценку воздействия на атмосферный воздух объекта и др., объясняет он причины такого решения.

В начале сентября проектная документация снова попала в Центр, а 15 сентября было утверждено заключение о государственной экологической экспертизе документация соответствует законодательству в области охраны окружающей среды.

В последнем, кстати, заложена презумпция потенциальной опасности планируемой деятельности. Это значит, что при проектировании объектов необходимо доказать: такая деятельность не несет вреда компонентам природной среды. Все расчетные методики, которые используют специалисты для оценки выбросов вредных веществ, оценивают наихудший вариант развития ситуации. Но, по словам эксперта, многолетний опыт контрольной деятельности и статистические показатели говорят о том, что фактические валовые выбросы вредных веществ могут быть на 2050% меньше, чем разрешенные.

Была проведена оценка на все компоненты природной среды, которые потенциально затрагивают проектные решения. Если бы такая оценка показала, что будет ухудшение экологической ситуации, то никогда подобные проекты не были бы реализованы, — подчеркивает Андрей Шахэмиров.

Среди замечаний, которые колодищанцы предъявляли к проекту, отсутствие в нем оценки воздействия на окружающую среду. Но эксперт считает по-другому. Согласно Закону о государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду, проект строительства завода отнесен к объектам государственной экологической экспертизы, поскольку он расположен в пределах территорий, подлежащих специальной охране (в пределах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения) . Для этого объекта не проводится оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), потому что базовый размер его санитарной защитной зоны составляет 100 метров (как машиностроительное предприятие с металлообработкой, покраской, без литья). К объектам же ОВОС относятся большие объекты с СОЗ 300 и более метров и объекты с малоизученными, новыми технологиями для страны без определенного размера СОЗ.

— Размеры санитарной защитной зоны устанавливаются не от границы площадки, а от источников выбросов вредных веществ. При этом предприятие может ее сократить, если будет использовать более экологически чистые технологии. Все это предусмотрено соответствующим заключением Минздрава, — отмечает эксперт.

Чтобы уменьшить возможное вредное воздействие, на будущем заводе планируется использовать технологии порошкового окрашивания — они более экологичные, чем использование обычных красок, в том числе и по выбросам вредных веществ. Кроме того, предусмотрено введение оборотной системы водоснабжения и компенсационные выплаты за вредное воздействие на объекты животного мира и их среду обитания.

* * *

Высокотехнологичное производство с соблюдением экологических стандартов — в идеале промышленность будущего выглядит именно так. В нашей стране многое делается для того, чтобы эти планы стали реальностью: на заводах и фабриках внедряются экологически чистые технологии, создаются новые «зеленые» рабочие места, многие предприятия более ответственно начинают относиться к решению своих экологических проблем.

Но не менее важным фактором успеха является и информированность людей, которые живут рядом с подобными производствами. Сегодня многие граждане активнее интересуются условиями, созданными для их проживания, стремятся получить максимально полную информацию о безопасности местных предприятий и их влиянии на здоровье. Социальный фактор становится значимой силой, с которой нужно считаться в ходе реализации любого проекта в промышленной сфере.

Возможно, чтобы сотрудничество с людьми было успешным, а такой ситуации, что сложилась в Колодищах, вообще не возникало, стоит задуматься о создании «института консультантов» — экспертов, которые бы общались с населением, максимально полно рассказывали им о планируемой деятельности, раскрывали как минусы, так и плюсы проектов, а также помогали учитывать потребности и пожелания местных жителей при их реализации.

Кстати

Законодательством не предусмотрено проведение общественных обсуждений таких объектов, как будущий завод в Колодищах, но по инициативе группы компаний «Амкодор» и Минского райисполкома общественность проинформировали о планируемой деятельности и представили материалы для изучения общественного мнения.

* Прим. По информации, полученной колодищанцами в Комитете по архитектуре и строительству Миноблисполкома, согласно с проектным решением, территория, в границах которой находится действующее предприятие ОАО «Амкодор», расположена в коммунально-складской зоне. Градостроительный проект «Генральный план п. Колодищи Минского района» был утвержден 23 апреля 2013 года.

Вероника КОЛОСОВА

kоlаsаvа@zvіаzdа.bу

Комментарии

Это коммунально-складская зона в которой согласно технического кодекса установившейся практики «Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки» (ТКП 45-3.01-116-2008 (02250) Утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь 28 ноября 2008 г. №439 п.8.4.1 «следует размещать предприятия пищевой (мясной и молочной) промышленности, общетоварные (продовольственные и непродовольственные), специализированные склады, (холодильники, картофеле-, овоще-, фруктохранилища), предприятия коммунального, транспортного и бытового обслуживания населения, а также гаражи-стоянки и открытые охраняемые автомобильные стоянки, предприятия оптовой и мелкооптовой торговли.»
Коттеджную застройку дачами на схеме обозвали для чего? вывод - ввести людей в заблуждение. Весь этот массив, это коттеджи, которые дачами не назовешь и те, кто в них живут работать на Амкодор не пойдут! Дорогу строят за бюджетный счет, как и газ тянут, а в статье тон такой, будто это нас Амкодор облагодетельствовал.. вести в заблуждение людей можно, но НАРОД, он правду знает. Наши дети достойны жизни, а не выживания. Чиновникам все равно, а нам нет!
Не сильно понимаю, как вырубка огромного количества деревьев в 100 метрах от КОТТЕДЖНОГО (не дачного!!!!) поселка и размещение вместо них испарительных прудов может не угрожать экологии Колодищей. Это не говоря уже о строительсте большого производства в непосредственной близости от мест, где живут люди. Насчет новых рабочих мест - это, конечно прекрасно, но уверен, что у нас в стране есть районы, где создание новых раб.мест жизненно необходимо. Колодищи к таким районам врядли относятся, как никак до Минска 10 минут езды.
Было бы еще неплохо разобраться как люди будут на машинах попадать во двор через шумозащитный экран и заодно замерять расстояние от этого экрана до участка
"Казалось бы, новое предприятие — хорошая новость для местного населения. Ведь это не только рабочие места, но и налоги в местный бюджет." Подскажите а если его отнести еще километров на 20 это какой уже бюджет будет?????
Конечно в части рабочих мест бред бредом. На самом деле в Минске самый маленький процент безработных в стране и из Колодищ до Минска рукой подать, если Вы хотите организовать рабочие места стройте завод в областях с большим процентом безработных.
Это коммунально-складская зона !!! Рядом огромная коттеджная застройка!!! Лес с растениями, занесенными в Красную книгу!!! Что за чушь пишет автор статьи??? Разберитесь вначале, а потом пишите, а не малякайте всякий бред!!!!!!!!!!!!!
если бы у народа было доверие к тому, что говорят чиновники, то может и можно было бы поверить, что экологии не будет нанесен ущерб. НО! Прожив год в ЖК Каскад рядом с Радиаторным заводом я точно знаю, что выбросы, по словам чиновников, в норме, а дышать там нечем, вонь такая, что плакать хочется. Запах и привкус металла во рту чувствовался. Да, к слову, выбросы все в норме, а на радиаторном заводе стоит современное очистительное оборудование. Поэтому я не сомневаюсь, что и в случае с заводом в Колодищах все красиво только на бумаге. Для завода можно найти и более отдаленное место, а не в 100 метрах от дач, где пенсионеры выращивают овощи, и не рядом с коттеджной застройкой. А безработные колодищанцы в Минске и так работу найти могут. В отличие от десятков региональных городков, где работы действительно нет.
Считаю статью вашей газеты заказной, ибо приведенные в ней факты искажены. Более того, фраза о том, что общественные обсуждения по подобным объектам не проводятся -- это вообще из области фантастики. У людей в жилой зоне под носом будут строить завод с грязным производством -- и даже общественного обсуждения не полагается??? К вашему сведению, даже уплотнение жилыми домам существующих районов подлежит обсуждению -- а тут целый завод...
согласно технического кодекса установившейся практики «Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки» (ТКП 45-3.01-116-2008 (02250) Утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь 28 ноября 2008 г. №439 п.8.4.1 «следует размещать предприятия пищевой (мясной и молочной) промышленности, общетоварные (продовольственные и непродовольственные), специализированные склады, (холодильники, картофеле-, овоще-, фруктохранилища), предприятия коммунального, транспортного и бытового обслуживания населения, а также гаражи-стоянки и открытые охраняемые автомобильные стоянки, предприятия оптовой и мелкооптовой торговли.»
Звязда, посмотрите по ссылке официальный документ в ответ на запрос жителей Колодищ (http://kolodischi.by/storage/images/comments/2167caf10174d2a6057b44d5db0ff420.jpg) -- и попробуйте найти ту организацию, кто проводил разработку документации для нового завода -- очень интересно было бы прочитать в вашей следующей статье информацию об этом
Это же катастрофа! О чём думает власть! Мы все в опасности!
https://petitions.by/petitions/1241 Вот где правдивая информация!!!,а не в этой статье!
Ребята, как бы мы ни спорили с властью -- поздно. Власть и Амкодор уже вложили свои деньги в проект, а именно: дорогу в Колодищи расширили, к заводу ветку тоже скоро расширять будут. Амкодор в Колодищах (военный городок) уже год дом строит для своих сотрудников -- и неплохой такой дом, кирпичный, с хорошими планировками, рядом с лесом -- явно не для рядовых работников. И будьте спокойны -- они сделают все, чтобы вложенные деньги не пропали.
Сомнительная статья. То что отмечено дачами - это как бы не дачи совсем. Весь тон статьи: "Амкодор несет людям рабочие места и финансовые блага, а им только экология важна". как житель Колодищей могу сказать, что эти рабочие места не нужны совсем. Все кому нужна работа, ездят в Минск. А если кто-то такой несчастный и безработный, значит не очень то ему работа нужна. А судя по количеству въезжающих утром и выезжающих вечером машин, в Колодищах достаточно рабочих мест.
Уважаемае газета. Посмотрите вот этот ролик: https://www.youtube.com/watch?v=v9RULH_2oR0&feature=youtu.be Вы хотите сказать, что китайцы в Колодищах будут строить завод совсем по-другому? Да им плевать на беларусов, для них это -- только бизнес. И они будут экономить на всем -- если мы им это позволим. А для нас -- это наше здоровье, здоровье наших детей и внуков. Мы, жители Колодищ РЕАЛЬНО не понимаем, почему нельзы построить завод в другом месте -- вокруг Колодищ огромное число территорий незаселенных -- например, промзона есть за Королев Станом, опять же есть она и в Смолевичах, и за деревней Слобода (возле Кургана Славы). Почему именно это место? Чем оно так приглянулось Амкодору -- ну хоть один факт в пользу целесообразности. Может быть имеет смысл уважаемой газете еще раз собрать материалы по данному вопросу и более подробно осветить вопрос? С уважением, житель Колодищ Элина
https://www.youtube.com/watch?v=rCFKHUvawus как же лукавят тут представители Амкодора. Пруды-испарители -- вот реальная причина их желания пойти на встречу с народом. То бишь если бы они строили завод на территории своих складов -- они бы вообще ни с кем ничего бы не обсуждали. Но им нужны новые земли -- для прудов-испарителей. И вот это уже нельзя сделать без формального обсуждения с жителями близлежащих поселков. И постоянно у них звучит -- мол, все в порядке, все уже обсчитано УЧЕНЫМИ... А на самом деле -- они даже не пытаются обсуждать варианты...

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.