Вы здесь

Как экономят на внешнем освещении


Помнится, в советские времена в наших населенных пунктах, даже самых маленьких, свет горел с вечера до утра. Иногда его даже забывали выключать, когда на улице уже совсем рассвело. Но пришли 90-е, и улицы не только в сельской местности, но и в крупных городах накрыла тьма. Затем смутные времена прошли, жить стало лучше, веселее и... светлее. Но с некоторого времени снова начали экономить на внешнем освещении, а в некоторых деревнях вообще отключают свет на всю ночь. Вот и получается: утром ушел человек на работу здоровый, а возвращаясь домой, попал в больницу — перелом, вывих, растяжение...


В Генеральную прокуратуру Беларуси пожаловался житель деревни Боровляны Минского района — на плохое освещение улиц. В Боровлянах и агрогородке Лесной, которые срослись в один конгломерат, проживают тысячи людей. Здесь находятся областные и республиканские учреждения здравоохранения, куда приезжают люди со всей страны. И, бесспорно, здесь должно быть соответствующее уличное освещение. Однако, как засвидетельствовала проверка, заявитель был прав: социальные стандарты не обеспечиваются.

Согласно решению сельисполкома все населенные пункты Боровлянского сельсовета не освещались по ночам с 1 июня по 25 августа 2017 года. Такая же ситуация была и в предыдущие 2015—2016 годы.

На территории ряда районов Минской области, как указано на сайте прокуратуры, в течение нескольких лет существовала практика неправомерного вынесения местными органами актов об отключении уличного освещения в летний период ночью. Причем районные исполнительные комитеты не только были в курсе подобных случаев, но иногда самостоятельно принимали меры по регулированию освещения на подведомственных территориях. В частности, письмом от 18.04.2016 года Минский райисполком предложил областным электросетям отключать ночное освещение в районе в летний и зимний период для экономии средств местных бюджетов.

Однако, как показала практика, такая экономия незначительная. В Минском районе за лето 2016-го сэкономлено 100 тыс. рублей — всего 6,2% от понесенных затрат. Между прочим, в одном можно незначительно выиграть, а в другом проиграть. Как засвидетельствовали факты, такая экономия негативно повлияло на криминогенную ситуацию на Минщине, спровоцировав рост количества совершенных преступлений и правонарушений. Как отмечают в прокуратуре, только на территории Боровлянского сельсовета в летний период 2017-го хищение имущества ночью увеличилось на 125%, с 12 до 27 по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Количество злоумышленных телесных повреждений выросло на 166%, с 3 до 8, число случаев мелкого хулиганства — на 132%, с 22 до 51.

В период сезонного отключения уличного освещения противоправные действия граждан активизировались во всех регионах области. Небольшая экономия оказалась несравненной с затратами государства на раскрытие преступлений и правонарушений, лечение и реабилитацию пострадавших, возмещение ущерба в связи с полученными людьми травмами в темный период суток.

— У нас, как правило, для наружного освещения используются лампочки, выпущенные по старым технологиям. Следует заменить их на современные энергосберегающие — и это позволит снизить затраты. В Минске такая работа, как видно, ведется. А вот в районах и в сельской местности сдвигов не видно. Возможно, стоит начать с агрогородков и постепенно переходить на деревни, — предположил главный специалист управления экспертно-правовой работы и по обращениям граждан Комитета госконтроля Минской области Сергей Хомчик. — Это один из главных составляющих жизни сельчан. Лучше деньги вложить именно сюда, чтобы житель не боялся идти в потемках на работу, а ребенок в школу, чтобы было меньше травматизма и преступности.

— В прошлом году у нас были проблемы с освещением улиц в ночное время. Фонари включались с 17.30 до 24 часов, затем выключались до 6 часов утра. Конечно, в темноте людям было неудобно добираться на ферму, в механические мастерские. И они выражали недовольство. В этом году пожелания жителей учли, свет горит с 17.30 до 8.30 утра. Районные электрические сети также справляются со своими обязанностями, своевременно проводят ремонт, по заявкам меняют лампочки. Сейчас активно готовимся к Новому году и Рождеству, украшаем елку, монтируем иллюминации и растяжки, — отмечает председатель Налибокского сельисполкома Столбцовского района Александр Пилинкевич.

На территории сельсовета насчитывается 18 населенных пунктов, в том числе 8 крупных, где проживает более 130 человек. Есть и малочисленные деревни, где всего 3—7 домов. «Но обращаем внимание и на такие маленькие деревушки, стараемся сохранять социальные стандарты — лампочка на въезде и выезде. Агрогородок Налибоки освещается полностью, в том числе и общественные места: территории возле школы и Дома культуры, площадь», — констатирует Александр Пилинкевич.

В тему

Ольга Исаева, заместитель начальника управления экспертно-правовой работы и по обращениям граждан Комитета государственного контроля Минской области:

— Что касается обращений по поводу уличного освещения в Комитет госконтроля Минской области, анализ показывает: они не носят системного характера.

Вместе с тем эти обращения — результат того, что исполкомы базового уровня и сельские исполкомы принимают решения, которые не соответствуют законодательству. Например, в агрогородке Зембин Борисовского района сельисполком принял решение об отключении внешнего освещения с 1 апреля по 31 августа. Поэтому граждане и начали жаловаться. С такой же проблемой обратились к нам жители деревни Обчак Минского района. Руководство сельисполкомов аргументирует такой шаг намерениями сэкономить бюджетные средства. Но у нас определены минимальные государственные социальные стандарты, к которым относится и удельный вес освещенных улиц — не менее 80 процентов от общего числа их в населенном пункте. Более того, постановлением Совета Министров от 30 мая 2003 года №724 поручалось облисполкомам проводить анализ работы по обслуживанию населения в городах и районах в соответствии с нормативами государственных социальных стандартов не реже, чем раз в полугодие. В поселках и сельсоветах тоже. Возможно, где-то отсутствует возможность финансирования, укрепления материально-технической базы и других изменений. Законодательная база у нас достаточно развита и предусматривает все возможные пути выхода из ситуации, в том числе и по недостаточному финансированию на уличное освещение. Поэтому считаю, что жалобы жителей в этом случае обоснованы. Если бы сельисполкомы работали в рамках законодательства, тогда бы таких нареканий не было.

Мне кажется, необходимо обратить внимание на упомянутые моменты. В принципе, законодательство дает местным властям все права и полномочия, чтобы отслеживать ситуацию, регулировать и обеспечивать граждан минимальным социальным стандартом.

В своих ответах сельисполкомы, аргументируя факты отключения уличного освещения, говорят о необходимости экономить в связи с нехваткой денежных средств в бюджете. Если финансирования на освещение улиц не хватает, необходимо разработать и утвердить программу по экономии, недостаток средств перекрывать за счет действующих мероприятий по экономии энергозатрат, а не элементарным отключением освещения.

Это прямая обязанность сельисполкомов — организовывать освещение улиц, что четко прописано в статье 43 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».

Татьяна ЛОЗОВСКАЯ

lazovskaya@zviazda.by

Фото Анатолия КЛЕЩУКА

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.