Вы здесь

О традициях белорусского костюма и современности


Международный конгресс «Традиционный белорусский костюм в европейском культурном пространстве» вчера прошел в Минске. В нем приняли участие ведущие ученые Беларуси, России, Украины, Польши, Литвы и Эстонии. Там обсуждали, какое место занимает традиционный костюм в современной жизни, как можно использовать и развивать ценное народное наследие в современных условиях.


Один из гостей форума, директор Белорусского государственного музея народной архитектуры и быта Эдуард Богданович, отметил: «В народе говорят — человека встречают по одежке. Что же такое белорусский костюм? Наша одежда — это душа народная, наши традиции и наша Родина. Поэтому пока мы будем помнить свой традиционный костюм, изучать и передавать молодому поколению, будет жить и процветать наша прекрасная страна».

— Форум проводится в Музее древнебелорусской культуры Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы, — подчеркнул доктор исторических наук, доктор архитектуры, профессор, академик НАН Беларуси Александр Локотко на торжественном открытии международного конгресса. — Здесь хранятся не только крупнейшие в нашей стране коллекции традиционного костюма и народных тканей, иконописи, скульптуры, памятников декоративно-прикладного искусства и этнографии, но и проводятся значительные по своим результатам исследования, направленные на сохранение и использование в современной жизни страны многовековых традиций материальной культуры , достижений народного и профессионального искусства. Наш форум дает прекрасную возможность обсудить важные вопросы историко-культурного наследия, сосредоточить внимание на широком круге вопросов, очерченных национальным историческим костюмом, его современным бытованием. Бережно и внимательно изучая прошлое, обращаясь к народному опыту наших предков, мы сможем лучше понимать собственное и будущее нашей процветающей родины.

На пленарном заседании выступали не только отечественные специалисты, как, например, старший научный сотрудник отдела древнебелорусской культуры Мария Винникова, но и зарубежные гости. Так, Александр Новик из Музея антропологии и этнографии Российской академии наук рассказал, что у них фондах хранится богатая коллекция белорусистики. В силу некоторых исторических обстоятельств (репрессий ученых) она так и не была описана должным образом. Поэтому Новик обратился к белорусским специалистам с просьбой помочь описать и систематизировать коллекции белорусских предметов в российском музее. Реэт Пийри из Эстонии поделилась опытом создания современной экспозиции народных костюмов. Она рассказала, что в 2016 году у них открылся новый Национальный музей. И важное место в нем заняли традиционные эстонские костюмы. Для коллекций специально изготавливались манекены — они создавались по меркам, снятых с одежды. Для создания динамических манекенов специально позировали добровольцы, которые имеют соответствующий размер.

— Мы встретились, чтобы познакомить всех с культурными достижениями нашей страны. Этот конгресс — уникальный проект, — резюмировал академик-секретарь Отделения гуманитарных наук НАН Беларуси, доктор исторических наук, профессор Александр Коваленя. — Безусловно, расширение контактов в сфере охраны и использования культурного наследия будет способствовать изучению мирового опыта и новейших достижений в этой области. На международном научном форуме не только прошли научно-практические конференции, но и работали выставки. Здесь можно было познакомиться с выставкой традиционного белорусского костюма — из музейного собрания отдела древнебелорусской культуры — и выставкой головных уборов, которая является совместным проектом отдела древнебелорусской культуры и музея народной архитектуры и быта.

В Центре исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси можно увидеть несколько выставок — традиционного белорусского костюма, а также головных уборов. Специально для гостей конгресса республиканское научно-производственное предприятие белорусских народных ремесел «Скарбница» продемонстрировало современную коллекцию традиционного костюма, выполненную на основании научных реконструкций его потерянных или малоизвестных локальных вариантов.

Нина ЩЕРБАЧЕВИЧ

nina@zviazda.by

Фото Константина ДРОБОВА

Выбор редакции