Вы здесь

Почему частники не продают продовольственные товары?


Сегодня главным гарантом социальных стандартов по продовольствию выступает Белкоопсоюз. Он единственный обеспечивает отдаленные населенные пункты товарами первой необходимости во всех регионах страны. Так, в Пинском районе шесть автомагазинов обслуживают 77 деревень. Конкурентом ему мог бы стать один из крупных ритейлеров, который также запустил проект по охвату передвижной торговлей сельских населенных пунктов. О плюсах и минусах такой конкуренции мы поговорили с главным специалистом отдела экономики Пинского райисполкома Татьяной ПИСКУН.


— На сегодня в районе абсолютное большинство продуктовых магазинов принадлежит Пинскому райпо: 129 из 198, — констатирует собеседник. — Зарегистрировано только 19 частных владельцев, у некоторых из них открыто несколько торговых точек. Но единственная частная лавка, где продаются продовольственные товары, которая открылась в последние два года, — это магазин крупной торговой сети «Евроопт».

Почему? Ответы могут быть разные. Например, для малого бизнеса непродовольственный магазин открыть легче: товар не портится. К тому же, если в продовольственном магазине продавать алкоголь, необходимо будет это согласовать с РУВД и установить камеры видеонаблюдения. Во время нашего разговора с Татьяной Пискун в отдел экономики заходил мужчина, который планирует открыть шиномонтаж и магазин со стройматериалами и запчастями. Такое случается не каждый день, но местные жители пытаются зарабатывать именно через продажу непродовольственных товаров.

С общественным питанием ситуация примерно такая же, как с продуктовыми магазинами. Из частных предприятий — только кафе в агрогородке Молотковичи и летнее кафе в деревне Погост Загородский. Придорожный сервис на заправках автодороги М10 перешел на работу под заказ. В результате остаются только кафе райпо. Довольно часто на праздники они также закрываются на спецобслуживание, а ежедневный запрос не такой большой. Возможно, здесь существует ниша, чтобы пришел новый частник, чтобы сделать конкурентную среду и повысить качество обслуживания. Но вместе с качеством подрастут и цены, по которым жители, возможно, не согласятся платить. Поэтому никто из частников и не спешит рисковать.

Но можно пойти от противного. Что будет, если торговые сети придут в районы и займутся отдаленными населенными пунктами? Во-первых, есть риск, что райпо не выдержит конкуренции. Логично, что новые частные автолавки или стационарные пункты будут предлагать ассортимент шире, и тем самым привлекать покупателей. Что у них, возможно, удастся, и у магазинов райпо начнутся действительно трудные времена. Но при этом проконтролировать частников будет невозможно. Торговые точки райпо должны выполнять социальные стандарты и обеспечивать население самым необходимым. В каждой автолавке найдется молоко, мясо, масло и другие продукты из перечня. И работают они строго по расписанию. Если даже случается нечто чрезвычайное — заболеет продавец или сломается машина, — проблема решается довольно оперативно. Опять же благодаря социальным стандартам торговля райпо охватывает даже хутор, где живут два человека. У частников же таких обязанностей нет. И, как любые бизнесмены, они везут товар, исходя из прибыли. Если по какой-то причине делать это в определенный населенный пункт станет неприбыльным, частный магазин туда не поедет. Тем более нередко престарелые немногочисленные жители ничего, кроме хлеба, не покупают. 

Для райпо тянуть за собой неприбыльные магазины тоже не выгодно. В целом, по статистике по району, работает потребкооперация в плюс, да и прогноз — на рост. Но за статистикой насчитывается девять объектов, которые не используются, — это магазины, которые закрылись. Некоторые пункты работают только до 14 или 16 часов. Найти нового продавца, когда старый уволился, — тоже проблема: молодежь из деревень уезжает, а бабушки и дедушки, конечно, работать уже не пойдут. Да и еще зарплата не очень, мягко говоря, большая. В автомагазине также не каждый согласится ездить в любую погоду и торговать почти на улице. 

На самом деле в такой ситуации, когда есть определенный запрос со стороны населения касательно разнообразия ассортимента и магазинов, у государства есть опыт, стандарты и необходимость их выполнять, а у бизнеса — инициатива во все это втянуться, должен, наконец, заработать механизм государственно-частного партнерства. Когда на определенных условиях определенные торговые сети могли бы взять на себя обязанности по обеспечению продовольствием каких-то населенных пунктов, разгрузить райпо так, чтобы это было выгодно обеим сторонам, и работать себе в прибыль, соблюдая при этом социальные стандарты.

Надежда АНИСОВИЧ

аnіsоvісh@zvіаzdа.bу

Фото Анатолия КЛЕЩУКА

Выбор редакции

Общество

К купальному сезону подготовят 459 пляжей

К купальному сезону подготовят 459 пляжей

Существуют строгие требования к местам для купания.

Экология

Какой интерес у Беларуси у Южного полюса?

Какой интерес у Беларуси у Южного полюса?

Антарктика, такая далёкая и близкая.

Общество

Командир ведет за собой

Командир ведет за собой

Пятикурсник Полоцкого государственного университета имени Е. Полоцкой был удостоен почетного звания «Человек года Витебщины — 2023».