Вы здесь

Как в Воложинском районе решают проблему обветшалых деревенских домов


Задачу по сносу старых и пустующих домов глава государства документально поставил перед регионами несколько лет назад, подписав Указ №100. Согласно этому документу, здания, признанные непригодными к дальнейшему использованию, подлежат сносу, а земля после рекультивации вводится в севооборот сельхозорганизаций. В Минской области эта работа ведется последовательно и постоянно. В населенных пунктах все меньше остается непривлекательных, полуразрушенных хижин, а на земельных участках, где рос сорняк, зеленеют зерновые и другие нужные культуры.


С одной стороны, снос непригодного жилья улучшает внешний вид деревень. С другой — создает безопасность для жителей. Не секрет, что обветшалые сооружения слишком привлекают детей, которые лазят на чердаки, в подвалы старых построек, подвергая свою жизнь риску.

— Именно поэтому мы стараемся не только вести учет такого жилья, но и действовать. В 2015 году планировалось снести 40 домов, снесли — 47. В 2016 — 45 вместо 38. В этом году «избавились» от 53 домов при плане 50. Стараемся, так сказать, идти с опережением. Это позволило в общественный севооборот включить десятки гектаров земли, — рассказал председатель Воложинского районного Совета депутатов Сергей Глинский.

— А не было случаев, когда после сноса обветшавшего жилья объявлялись наследники со своими претензиями? — поинтересовалась у Сергея Францевича.

— Такой случай был пять лет назад. Неправильно были оформлены документы при сносе, поэтому по решению суда пришлось из бюджета компенсировать собственнику убытки — около 25 млн «старых» рублей. Хотя, впрочем, дом напоминал скорее сарайчик — одни стены, — продолжает Сергей Глинский. Сейчас все необходимые «бумаги» внимательно готовятся и проверяются на соответствие законодательству. Если в доме нет собственников, то мы ищем возможных наследников. И только после того, как не удается их найти или выяснится, что они отсутствуют, обращаемся в суд для признания постройки бесхозной. По решению судебной инстанции она переходит в собственность сельсовета. И тогда принимается решение снести дом, а участок выставить на аукцион.

Что касается непосредственно покупки добротных домов, хозяева которых умерли, а дети отказались от наследства, то в Воложинском районе такого опыта нет. Но и здесь, как свидетельствуют коллеги из других районов, есть вопрос. Дом надо переводить в разряд нежилого помещения или продавать с аукциона. Прежде его должна обследовать комиссия, а суд должен признать постройку бесхозной, тогда она переходит в собственность сельсовета и он имеет право ей распорядиться.

Собственник и сам может дать письменное согласие на снос. Если же согласия наследника нет, а дом признан непригодным для проживания, то он идет в коммунальную собственность в судебном порядке. При этом делается предварительная оценка и возврат собственнику фактической стоимости дома за вычетом понесенных расходов.

В районном бюджете предусмотрены средства для сноса старых и обветшалых домов. Конечно, это — дорогостоящая процедура. С учетом всех хозяйственных построек, выкорчевки садовых деревьев и кустов, рекультивации участка. Обычно работами занимается сельхозорганизация, на территории которой находится населенный пункт. Хозяйство, как правило, имеет свою технику, рабочую силу. Это дает возможность удешевить процесс. Строительные материалы забирает для своих нужд: древесину — на дрова, камни, щебень — на обустройство дороги.

Хотя, как показывает практика, старые дома при разборке создают проблемы: мешают работе гвозди, проволока, заметил мой собеседник.

Как утверждают специалисты, идеальный вариант при сносе дома — переработка материалов на дробильной установке. Но таких машин в стране — единицы. С другой стороны, остаются элементы, которые также требуют средств на утилизацию. Для районов, области это убыточно. Тем не менее, упорядочение на земле не прекращается.

Что касается освобождения участков, то не всегда возможно ввести их в общественный севооборот: далеко от колхозного поля. Тогда их забирают соседи.

— Недавно снесли три постройки в агрогородке Саковщина. Земельные участки взяли люди для садоводства и огородничества, — говорит Сергей Глинский. — В следующем году также планируем снести 50 домов. Но избавляемся одних — появляются другие. Деревня стареет, люди умирают, наследники, как правило, разъехались по городам. Поэтому этот процесс непрерывный.

Да порядок на земле, несмотря на трудности, должен сохраняться, считает председатель районного Совета депутатов. В следующем году, в частности, в районе предполагают снести еще 50 домов. Участки пользуются наибольшим спросом у аукционной зоны: в Раковском, Першайском, Дорском сельсоветах и ​​Ивенецком поссовете. Эти территориально-административные единицы находятся ближе к Минску. Что касается других сельсоветов, то особого ажиотажа вокруг наделов не наблюдается. Дело в том, что здесь еще со времен панской Польши была распространена хуторская система. Наследники используют усадьбы своих родителей, в основном, под дачи.

Дом надо переводить в нежилое помещение или продавать с аукциона. Прежде его должна обследовать комиссия, а суд признать постройку бесхозной, тогда она переходит в собственность сельсовета и он имеет право ей распорядиться.

Татьяна ЛОЗОВСКАЯ

lazovskaya@zviazda.by

Фото Анатолия КЛЕЩУКА

Выбор редакции

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?

Наука

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.