Вы здесь

Как скоро в Беларуси экономика знаний станет обыденной реальностью?


О том, что разработки белорусских ученых должны не залеживаться на полках, а приносить практический результат, говорилось не раз. Дабы созданные новшества, которые требуются экономике любой страны, смогли стать уникальным, пользующимся спросом товаром. Так называемая экономика знаний — это основа постиндустриальной цивилизации, к которой движется Беларусь. Но насколько наша страна и партнеры по Евразийскому экономическому союзу близки к переходу на новый технологический уклад и что для этого необходимо предпринять? Про это «СЕ» рассказал Дмитрий КРУПСКИЙ, начальник управления экономики инновационной деятельности Министерства экономики Беларуси.


Финансовый успех — в руках разработчиков

«Об экономике знаний можно говорить тогда, когда наука становится непосредственной производительной силой, — считает Дмитрий Крупский. — До 1990-х наука играла вспомогательную роль в экономике. С масштабным распространением информационно-коммуникационных технологий и развитием сектора инновационного предпринимательства стало очевидным ее прямое влияние на жизнь человека. Теперь ученые работают не ради изобретения чего-либо без особой цели, и фраза «наука — это способ удовлетворения любопытства ученого за казенный счет» уже давно не работает. Изобретатели настроены на то, чтобы их продукт смог стать товаром массового потребления и был коммерчески интересен бизнесменам. Яркие тому примеры — мобильная связь, интернет, персональные компьютеры».

Кроме того, изменилась и скорость принятия решений. Например, в странах-лидерах технологического развития ученый может рассказать о своем изобретении в интернете и почти сразу же получить отклик, насколько интересна потребителю его разработка. Затем рассчитать затраты и прибыль и понять, целесообразно ли продолжать работу. В перспективе краудфандинговая платформа (интернет-площадка для презентации и сбора средств на поддержку идеи, компании, стартапа) будет выступать инструментом не только для сбора денег на финансирование определенной идеи, но и прежде всего маркетинга.

Сегодня 90% принципиально новых для мира товаров приходят из США, главная причина этому — благоприятная институциональная среда для инновационного развития. «А инновации на данном этапе развития мировой экономики — залог финансового успеха компании, который позволяет обойти конкурентов. Поэтому особо крупные имеют свои корпоративные центры исследований и разработок», — поясняет эксперт.

Быстрая реакция на нужды потребителя

Второй признак развития экономики знаний — перестройка промышленности. Раньше основным типом завода было предприятие полного технологического цикла, включающее заготовительные, обрабатывающие и сборочные цеха. Теперь крупные заводы идут по пути специализации и концентрируются на том, что умеют делать лучше всего. Это позволяет им быть более гибкими, легко подстраиваться под изменение спроса.

На смену существующему производству будет приходить аддитивное, известное как прямая объемная цифровая печать — технология послойного создания изделия с использованием 3D-принтера, считает Дмитрий Крупский. При этом параметры конечного продукта задаются через компьютер, потери используемого при изготовлении материала — минимальные, времени на создание продукта уходит в несколько раз меньше. Кроме того, такие технологии позволяют делать товар более индивидуализированным, быстро реагировать на нужды потребителя.

«Все это стало возможным благодаря появившимся в последние десятилетия информационным технологиям и их коммерциализации, — считает представитель Министерства экономики. — Краудфандинговая платформа была бы невозможна без интернета, а он — без персональных компьютеров. Кроме того, в тех странах, которые добиваются в своей структуре экономики превалирования новых технологий, их критическая масса нарастает, — и количество переходит в качество. И тогда происходит резкий скачок эффективности и конкурентоспособности».

Беларусь же сейчас находится в начале этого пути. Например, как только модельный ряд созданных в нашей стране 3D-принтеров различного функционального назначения вырастет до одного десятка и появится широкая номенклатура расходных материалов для них, а сами аддитивные технологии будут использоваться повсеместно в различных отраслях, произойдут качественные изменения в организации производства, считает начальник управления.

Децентрализация промышленности

Предположения о том, что может измениться с использованием 3D-принтера, звучат футуристически. Но кто знает, что нас ждет через десять лет... «Допустим, индивидуальный предприниматель в небольшом городке арендовал помещение, купил 3D-принтер. К нему приходит пожилая женщина и просит изготовить садовый инвентарь определенного цвета и размера. В тот же день продукт, напечатанный на устройстве, готов. Таким образом, можно будет удовлетворить спрос покупателей в радиусе нескольких десятков километров и при этом учесть индивидуальные запросы. И тогда товары массового потребления, выпускаемые серийно, уже будут не так нужны. Не исключено, что через десяток лет у каждого белоруса дома будет стоять 3D-принтер, как сегодня это произошло с персональными компьютерами и многофункциональными устройствами», — поясняет Дмитрий Крупский.

Но определенная часть из продукции все же останется на уровне серийного производства. Например, сложнотехнические изделия, крупногабаритное промышленное и энергетическое оборудование. Но все, что касается товаров для дома и офиса, можно изготавливать с помощью аддитивных технологий. «Думаю, появятся и новые специальности программистов, которые будут разрабатывать именно программы для 3D-принтеров. Есть все основания утверждать, что аддитивное производство приведет к децентрализации промышленности уже в течение ближайших 10-15 лет», — поясняет эксперт.

Фота: peredelka.tv

Надо начинать с технопарков

И все же говорить о полноценном переходе к экономике знаний для Беларуси пока рано: мы только в начале этого пути. «Но и у нас уже есть ее зачатки, — считает начальник управления экономики. — Например, белорусский потребитель уже может приобрести 3D-принтер. Цена его пока не очень низкая, но для тех, кто готов вложить средства, вполне доступная. Например, его используют при изготовлении тортов».

Как ускорить процесс внедрения аддитивных технологий? По мнению Дмитрия Крупского, успех в этой сфере зависит от государственной инициативы. К примеру, в Беларуси более десяти технопарков. Если оснастить их набором из 3—5 3D-принтеров различного функционального назначения, то они смогут выступить в качестве опытно-демонстрационной площадки для производственников и предпринимателей.

В основном заказчики — это зубоврачебные кабинеты (обращаются для создания протезов), компании, которые изготавливают трудоемкие детали, а также представители авиационной промышленности. «Если за ближайшие годы мы оснастим все технопарки и там появятся центры по подготовке специалистов по эксплуатации 3D-принтеров, это позволит ускорить процесс распространения аддитивного производства в отраслях экономики, что существенно повысит уровень ее конкурентоспособности. Но вопрос надо решать комплексно, и помимо оснащения технопарков набором 3D-принтеров уже сейчас необходимо параллельно создавать национальные краудфандинговые платформы, являющиеся товаропроводящей сетью принципиально нового типа. Примеры таких платформ в нашей стране уже есть (talaka.by, ulej.by), правда, масштаб их деятельности невелик. Впрочем, лиха беда начало!»

Мера пяти стран

Если говорить о постсоветском пространстве, то, по мнению Дмитрия Крупского, с точки зрения научно-технического и инновационного потенциала несомненный лидер здесь — Россия. Потому что основное советское наследие сосредоточено именно там. В Российской Федерации уже несколько десятков компаний работают в сфере аддитивных технологий. Что касается других стран пятерки, то второе место можно с уверенностью отдать Беларуси. В Казахстане был сделан большой модернизационный рывок в плане создания современных социальных институтов, но с точки зрения научно-технического и производственного потенциала еще предстоит трансформировать эти достижения в конкретный результат. А исходная база Армении и Кыргызстана значительно слабее.

«Потенциал в этой сфере в Беларуси пока не использован. И если приложить на данном этапе усилия, при том что у нас страна небольшая, мы бы могли обойти партнеров по ЕАЭС», — уверен начальник управления Минэкономики.

Вероника ПУСТОВИТ

pustavit@zviazda.by

Название в газете: «3D-принтер может появиться в каждом доме»

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».