Вы здесь

Как работает система вызова экстренных служб в автомобилях


И почему от нее так много проблем.

С 1 января 2017 года все автомобили, которые продаются в странах Евразийского экономического союза, должны быть оснащены системой «ЭРА-ГЛОНАСС». Беларусь получила отсрочку до 31 декабря 2018 года, однако в перспективе на всех автомобилях в нашей стране все равно должна быть установлена такая система либо ее отечественный аналог. Несмотря на благие намерения создателей устройства — а оно значительно сокращает время прибытия экстренных служб на место аварии, — у автовладельцев и автопроизводителей к этой системе немало вопросов и претензий.


Так выглядит система «ЭРА-ГЛО­НАСС» в Lаdа Vеstа.

Но прежде чем перейти к проблемам, следует объяснить, что это за система и как она работает. «ЭРА-ГЛОНАСС» — это специальный модуль, который установлен в автомобиле. К слову, сама система разработана и используется в России. Например, в Lada Vesta она располагается на потолке рядом с водительским плафоном освещения. Модуль встроен в данный автомобиль, поэтому водитель видит перед собой лишь кнопку SOS.

Принцип работы системы заключается в следующем: если машина попадает в аварию, то водитель может максимально быстро связаться с оператором экстренной службы. Более того, сам модуль, который состоит из сим-карты, модема, антенны, микрофона и динамика, моментально отправляет важную информацию об автомобиле в сеть. Это его координаты, VІN-номер, скорость движения перед столкновением, величина ударных перегрузок, цвет, а также, что интересно, тип топлива. Если авария серьезная, а в машине никто не может нажать на кнопку SOS, то оператор делает контрольный вызов хозяина машины самостоятельно. Если ответа нет, то на место аварии все равно направляются экстренные службы.

В системе есть два больших плюса: во-первых, время прибытия первой помощи сокращается на треть. В Российской Федерации масштабы проблемы чрезвычайно велики: по статистике, лишь 3% погибает непосредственно в ДТП, а 56% — это люди, которые не дождались медицинской помощи. Второй плюс заключается в том, что система фиксирует, когда был зарегистрирован вызов. Другими словами, в суде можно показать бумагу, в которой прописано: вызов поступил в такое время, а медики и спасатели приехали в иное. Такой шаг не только защищает водителей и их пассажиров, но и повышает ответственность среди сотрудников экстренных служб.

Теперь к проблемам: конечно, устройство, которое необходимо встроить во все новые автомобили, создает некоторые сложности их производителям. И это серьезные сложности, прежде всего финансовые. Что сделали автопроизводители: многие заблаговременно прошли сертификацию и создали себе законную отсрочку. Некоторые поступили еще интереснее: на новые модели не стали делать новую документацию, а использовали старые сертификаты, в которых преподносили новые модели как модификацию предыдущего поколения.

Так как «ЭРА-ГЛОНАСС» не является продуктом определенной автокорпорации, всем производителям нужно проходить сертификацию, чтобы получить разрешение на установку системы. Само оборудование стоит недорого: по разным данным, от 200 до 300 долларов. Зато сертификация получается действительно «золотой», поскольку ее нельзя пройти на собственном полигоне производителя. Что представляет собой сертификация? Автомобиль с установленной системой «ЭРА-ГЛОНАСС» подвергают фронтальному и боковому краш-тесту, а также тесту на опрокидывание. Если система срабатывает на всех тестах, то сертификация пройдена. А теперь к цифрам: сами испытания, по информации «Авто Maіl.Ru», стоят 10 тысяч евро. И это — без учета автомобиля. А сама сертификация стоит от 200 до 250 тысяч евро. Суммы без преувеличения огромные.

Еще один интересный момент: такой процедуре подвергаются все автомобили, то есть это касается и эксклюзивных моделей. Это значит, что разбить на краш-тесте нужно как Renault, так и Ferrarі. Только вот многие дорогие машины выпускаются ограниченным тиражом, а на все тесты нужно отдать целых три автомобиля.

Если сертификация пройдена, то теперь проблемы появляются уже не у автопроизводителей, а у покупателей. Почему? Потому что расходы на тесты, а также на установку системы «ЭРА-ГЛОНАСС» выльются в повышение цены на автомобиль. Покупатели люксовых моделей вряд ли обратят на это внимание, а вот для желающих купить бюджетную машину повышение цены — это не самая приятная новость. Что же по итогу? Идея замечательная, а вот реализация привела к тому, что многие российские дилеры просто перестали ввозить некоторые модели.

Что касается Беларуси, то пока у нас есть время, но уже с 2019 года такая система станет обязательной. Известно, что сейчас ведется разработка отечественного аналога, который получил название «ЭРА-РБ». К слову, тестовый образец разработчика ОАО «АГАТ — системы управления» был показан на ТИБО-2017. Стоимость сопоставима с российским аналогом, по функционалу система работает подобным образом.

Нужно в очередной раз отметить, что идея действительно правильная: безопасность водителей и их пассажиров значительно улучшится за счет подобной системы. Подумали о людях, но — в который раз — не подумали об их кошельках. Кстати, в России уже возникла новая проблема: на Дальнем Востоке не хватает модулей «ЭРЫ» для установки системы на подержанные автомобили. Да, в России и на них нужно устанавливать такое устройство. Остается надеяться, что в Беларуси изучат опыт российских коллег перед вводом такой системы. По крайней мере, время еще есть.

Владислав ЛУКАШЕВИЧ

lukаshеvісh@zvіаzdа.bу

Название в газете: Новая автомобильная «ЭРА»

Выбор редакции