Вы здесь

В Бобруйске искали «рецепт» успешной деятельности региональных СМИ


Что необходимо делать, чтобы соответствовать запросам читательской аудитории, чего не хватает для популярности местным печатным средствам информации, что из себя должна представлять современная редакция, возможно ли районную прессу сделать самоокупаемой... Министерство информации вместе с Издательским домом «Звязда» предложили обсудить проблемы региональных СМИ и выработать наиболее эффективные пути их решения. В Бобруйске за круглым столом собрались те, кто создает и формирует в стране информационное пространство: заместитель министра информации Александр Карлюкевич, директор — главный редактор «сИздательского дома «Звязда» Павел Сухоруков, представители массмедиа страны, руководство Бобруйского горисполкома. Участие в беседе приняла и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Валентина Ражанец.

Перед тем как начать обсуждение, участники посетили редакцию газеты «Бобруйская жизнь», которая сегодня сочетает в себе печатную версию, сайт, радио, социальные сети, вот-вот заработает телевидение. Издание за короткий срок полностью вышло из числа убыточных. Этот опыт стал одним из наглядных примеров того, в каком направлении нужно развиваться.

«МС» предлагает ознакомиться с наиболее интересными мыслями участников круглого стола.


О конвергентных редакциях

Александр Карлюкевич, заместитель министра информации:

— Это уже вторая встреча за последнее время в Бобруйске. Недавно здесь прошел семинар на созвучную тему об информационном обеспечении социально-экономического развития Могилевской области и задачах средств массовой информации. Сегодня в стране выходит более 1600 печатных СМИ. Мы пригласили сюда не только представителей бумажных изданий. Это своего рода обзор массовых средств информации, поиск новых технологических путей, налаживание отношений. Нужно создавать площадку для общей беседы, анализировать лучший опыт, делиться им с теми редакциями, которые находятся в силу различных причин в худших условиях.

Контентовый материал должен быть разный, как на радио, так и в газетах. Если говорить о бумажной печати, то у нас не хватает аналитиков, экспертов высокого уровня. В редакции газет должны прийти специалисты высокого класса. В интернете мы читаем текст 30—50 секунд, когда он отнимает у нас 3—5 минут, мы его уже не воспринимаем. То, что будет занимать 20—30 минут, в интернете вообще не читается. Другое дело — газета.

Светлана Шутова, главный редактор информационного агентства «Могилевские ведомости»:   

— Понятно, что в мире новых технологий, интернета областная или районная газета в своем классическом понимании уже не воспринимается. В Бобруйске акцент сделали на радио и телевидение. Мы развиваем издательскую деятельность, проводим социологические исследования и являемся филиалом Могилевского государственного университета имени Кулешова по подготовке будущих журналистов. В Шклове районная газета «Ударный фронт» создала свое телевидение. В Климовичах также развивают телевизионный вариант. Белыничская газета «Зара над Друццю» открыла пресс-центр, куда не только приглашают гостей, но и делают выездные репортажи с исполкомом. И в Шклове, и в Белыничах на высоком уровне оказывают полиграфические услуги. Все это тот опыт, который нужно изучать и анализировать.

Вадим Щеглов, главный редактор газеты «Бабруйскае жыццё»:

— Я не представляю себе работу сегодняшних печатных СМИ без видеоконтента. В каждой редакции есть фотограф, почему он, кроме фото, не может снять 40 секунд видео? Сегодня в журналистике есть спрос на людей, которые могут работать в социальных сетях и умеют пользоваться видеокамерой. Видео в социальных сетях сделает больше, чем статья на полосе в газете.

О критике

Александр Маркачев, заместитель председателя Бобруйского горисполкома:

— Необходимо искать консенсус между властями и СМИ. Нужно, чтобы были критические материалы, актуальные для жизнедеятельности города и интересные для населения. И в то же время, чтобы эта критика не била через край. Сдерживание должно быть не для того, чтобы не дать сказать, а для того, чтобы не наделать ошибок. Важно, чтобы был контакт между местным руководством и главным редактором.

Павел Сухоруков, директор — главный редактор «Издательского дома «Звязда»:

— Мне не нравится название «критический материал», он ограничивает в маневре. Я назвал бы «проблемный материал». Никто не запрещает нам писать проблемные статьи. Но это не должно быть поверхностно, нужно добавить точки зрения разных сторон. Уверен, если материал профессиональный, никогда не будет проблем с властью. Мы, журналисты, должны четко представлять себе цели и задачи. От мотивации зависит содержание.

Валентина Ражанец, заместитель председателя Постоянной комиссии по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь:

— По сути, власть и СМИ выполняют одну и ту же государственную задачу. Поэтому должно быть и понимание, и взаимодействие. Общего рецепта успешности невозможно найти, но стремиться к этому надо. И на сегодняшнем примере мы убедились, что успех будет там, где общество, власть, журналисты, различные другие структуры объединены одной идеей, одним проектом. Есть много примеров конструктивной критики в средствах массовой информации с показом того, как вместе справились с проблемой. Не менее важно воспитать у читателя стремление к созидательной деятельности. Очень трудно ставить на весы экономику и тираж, вкус читателя и задачи государственной информационной политики. Здесь все должно быть сбалансировано. А к журналистскому мастерству нужно иметь еще и интуицию, чтобы быть на шаг впереди в определении актуальной и интересной темы.

Александр Логвинович, главный редактор брестской областной газеты «Заря»:

— Есть социологические данные относительно того, каким средствам массовой информации читатель доверяет больше. И на первом месте идут именно печатные средства информации. Это как скелет, на котором наращивают вес и создают СМИ нового поколения. Что касается критических, или так называемых проблемных публикаций, то, мне кажется, что мы где-то искусственно себя линчуем. Мол, наши критические публикации менее критичны, чем в частных изданиях. Под свободой слова нам пытаются навязать что-то такое, что этим не является. Попробуйте сегодня в Европе заикнуться о том, что парад геев препятствует движению транспорта. Или о смертной казни. Нас пытаются провоцировать в интернете наши оппоненты. Мол, вы не напишете. В журналистике нужно еще сто раз подумать, что и как писать. Хотелось бы затронуть еще одну болезненную тему. В интернете стало много предпринимателей, которые, не являясь журналистами, занимаются журналистикой. Они открывают информационные порталы и делают компиляцию чужих материалов. При этом пытаются формировать общественное мнение, и иногда успешно. Даже для того, чтобы открыть газету-дайджест, сегодня нужно получить лицензию. А для интернета ничего подобного не нужно. И это тоже нельзя игнорировать. 

О поддержке

Нина Позняк, главный редактор Лидского телерадиообъединения:

— Нашей телерадиокомпании 12 лет. Все начинали с нуля. За свои деньги построили эфирное телевидение, две FM-станции. Коллектив профессиональный, не раз отмечен на многих конкурсах, в том числе и международных. У нас 9 «Телевершин», все стены в грамотах. Мы сделали все, что можно было сделать региональщику. У нас тысячи подписчиков, но существовать в современной экономической ситуации без поддержки трудно.

Светлана Шутова:

— Очень важно, когда существует взаимопонимание с соучредителем, — это 50—70% успеха, когда тебя поддерживают. В Бобруйске, Шклове есть поддержка. Но это не везде так.

* * *

Во время круглого стола также затрагивались темы кадрового обеспечения, общения государственных органов власти со средствами массовой информации, другие, не менее актуальные, вопросы.

— Эти встречи нужно продолжать, — подвел итоги круглого стола Александр Карлюкевич. — Было бы интересно заглянуть в Лиду и озвучить вопросы, касающиеся непосредственно электронных средств массовой информации. Вообще тем для обсуждения много. Я надеюсь, что ряд их будет потом рассмотрен в качестве основания для законодательной инициативы.

Записала Нелли ЗИГУЛЯ

zigulya@zviazda.by 

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.