Вы здесь

Почему лихорадит королевство Марокко?


Король Марокко Мухаммед VI помиловал почти 1200 человек, находящихся под арестом за участие в протестах на севере страны. Во время выступлений в этой африканской стране около 80 полицейских получили ранения. Как отмечается в заявлении министерства юстиции, часть помилованных участвовала в демонстрациях в портовом городе Эль-Хосейма и его округах. Прощение короля получили те, «кто не совершал преступлений и не был замешан в серьезных инцидентах». Почему лихорадит королевство, которое до сих пор было символом стабильности на «черном континенте»?


Лакомый кусок

Марокко находится совсем неподалеку от Старого Света — Гибралтарский пролив отделяет эту африканскую страну от Европы всего на 16 километров. Говорят, что стоя на побережье королевства, можно наблюдать за движением машин в Испании. А два испанские анклава — Сеута и Мелилья — расположились на территории самого королевства. Марокко — одно из древнейших государств «черного континента». Именно здесь, в районе Касабланки, обнаружены первые следы нахождения человека в Северной Африке.

Эти места действительно стратегические, поэтому издревле привлекали завоевателей. Сначала на средиземноморском побережье Марокко основали свои торговые колонии финикийцы, затем здесь обосновались карфагеняне. Со ІІ века до н. э., после завоевания Карфагена римлянами, началось римское владычество в Северной Африке. В 429 году территорию современного Марокко (римскую провинцию Мавретания Тингитана) захватили вандалы, но через сто лет ее вернули в состав империи византийцы. В 682 году началось арабское завоевание Северной Африки. Первое арабское государство на территории Марокко основал в 784 году беженец из Аравии имам Идрис ибн Абдуллах. Наибольшего расцвета она достигла при династиях Альморавидов и Альмохадов в XI-XII веках.

В XVIII-XIX веках эта территория считалась пиратским государством, поскольку во многих городах фактическая власть находилась в руках корсаров. Однако это не мешало осуществлять дипломатические функции, в 1777 году Марокко оказалось первым государством в мире, которое признало независимость США. В 1859—1860 годах Испания заняла часть земель султаната. В конце XIX века Марокко стало объектом соперничества Испании, Франции, Англии, а в ХХ веке — также и Германии. В результате марокканских кризисов 1906—1911 годов Франция получила большую часть этой территории. 

После трехлетнего периода массовых выступлений, которые в ряде местностей страны перешли в антифранцузское восстание, и политического кризиса, вызванного попытками смены короля, в марте 1956 года Франция признала независимость Марокко, а в апреле независимость получило и Испанское Марокко, хотя несколько городов осталось за испанцами. Сейчас эта страна (кстати, третье в мире по численности населения арабоязычное государство после Египта и Судана) считается традиционным союзником США и Франции в макрорегионе.

По следам меч-рыбы

В 2011-м пламя революции, вспыхнув в Тунисе, быстро перекинулось на соседние страны. Однако Марокко, в отличие от, например, Египта, «арабскую весну» пережило относительно спокойно, поскольку король Мухаммед VI проявил себя руководителем более мудрым, чем другие лидеры региона, замечает lеntа.ru. Сразу после начала массовых волнений монарх выступил со специальным обращением к подданным. Он пообещал продолжить структурные реформы, начатые его отцом Хасаном II, подчеркнув, что главная цель его правления — обеспечить достойную жизнь всем марокканцам, особенно малоимущим. Слова были тут же подкреплены делами: на продуктовые дотации направили более 20 миллиардов долларов, что позволило удержать цены на основные продукты питания — молоко, хлеб, масло и сахар. Кроме того, власти пошли на повышение зарплат госслужащим — в основном мелким чиновникам, многие из которых были активными участниками протестов. В результате количество недовольных сильно сократилось. 

Вскоре король объявил и о политических преобразованиях. Летом того же года в стране был проведен референдум о внесении изменений в конституцию. Поправки в основной закон страны поддержали практически все марокканцы. В частности, с тех пор премьер-министр выдвигается партией, победившей на парламентских выборах. Премьер получил право распускать парламент и назначать министров. Но монарх остался главнокомандующим вооруженными силами, а также был официально объявлен «высшим религиозным авторитетом» страны. Кроме того, король сохранил за собой контроль над спецслужбами и право назначать глав регионов.

В общем, накал в марокканском обществе удалось погасить, но, как выяснилось, только на время. Реформы оказались чисто косметическими. Денег в казне на продовольственные дотации и повышение зарплат чиновников не хватало, а покрыть дефицит из других источников не удавалось. Вся власть по-прежнему была сосредоточена в руках короля, который контролировал регионы при помощи лояльных политических партий. Многие подданные почувствовали себя обманутыми. Особое напряжение возникло в депрессивном северном регионе Марокко Аль-Хосейме. Новую волну протестов запустила трагическая смерть торговца рыбой Мухрина Фикра 28 октября прошлого года. Полицейские конфисковали его товар (это была меч-рыба, ловля которой в тот период была запрещена) и выбросили рыбу в контейнер мусоровоза. Хозяин в отчаянии бросился спасать свое добро, залез в кузов и был раздавлен механизмом, который прессовал отходы. Один из очевидцев снял это на мобильный телефон и выложил видео в интернет. Общественному возмущению не было предела. На похороны торговца пришли тысячи человек. Вечером в Аль-Хосейме и ряде других городов, включая столицу страны Рабат, состоялись массовые митинги протеста.

Все могут короли?

С тех пор Марокко регулярно сотрясают манифестации. Граждане требуют от властей социально-экономических реформ, активизации борьбы с коррупцией. Центром протестной активности стала историческая местность Риф (провинция Аль-Хосейма) на севере королевства. Власти с оппозиционерами не церемонятся. Один из митингов вообще закончился побоищем — 72 полицейские и 11 демонстрантов получили ранения. Такого накала страна не видела с 2011-го, когда в Северной Африке бушевала «арабская весна». 

Отношения между центральными властями страны и населением Рифа всегда были сложными. Местные жители считают себя если и не отдельной народностью, то какой-то общиной, «рифанцами». Они воевали против испанских колонизаторов в начале ХХ века, проводили акции протеста против властей в 1950-е и 1980-е, выходцы из Рифа были главными активистами в волнениях 2011 года. В ходе нынешних событий разрозненные группы протестующих объединились в организацию Hіrаk («Движение»), а возглавил ее Насер Зефзафи, чьи предки и родственники также были заметными общественными активистами.

Как он заявил, Hіrаk в Рифе выражает протест всего марокканского народа против унижения, маргинализации и нищеты. Досталось от оппозиционера и королю. «Монарх не святой. Мы уважаем его, но можем и обязаны критиковать его», — сказал лидер протестного движения. 29 мая Зефзафи был задержан полицейскими после того, как ворвался в мечеть во время пятничной молитвы и прервал речь имама, который призывал к сотрудничеству с правительством и королем. Ему были предъявлены обвинения в попытке помешать проведению религиозного обряда, а также в подрыве государственной безопасности и госизмене. Вместе с Зефзафи под стражу были взяты несколько десятков активистов. Те оппозиционеры, которые остались на свободе, тут же призвали сторонников снова выйти на улицы. В Рифе и других регионах прошли массовые манифестации с требованиями освободить Зефзафи и других политических заключенных.

Положение накалилось до такой степени, что Аль-Хосейма была блокирована силами правопорядка, стычки с активистами и митингующими происходили практически ежедневно, и противостояние грозило перерасти в серьезные столкновения. Однако в начале июля стало известно, что власти решили вывести из города большую часть полицейских, как отмечалось в официальном сообщении, для «обеспечения права подданных на свободное выражение мнения и обеспечение других свобод». По слухам, так распорядился лично Мухаммед VІ, который до сих пор публично не вмешивался. Страсти немного улеглись, хотя отдельные манифестации и выступления продолжались.

Несмотря на острый характер борьбы, оппозиция и Hіrаk ни разу не выступили открыто против короля. Несмотря на кризис, монарх сохраняет авторитет в Рифе, жители которого добиваются, чтобы он непосредственно вмешался в ситуацию, а не действовал через министров и других чиновников. То есть выступил в роли судьи.

30 июля в Марокко отмечался один из главных государственных праздников — День трона, который основан в 1999 году в честь вступления на престол нынешнего монарха. По традиции глава государства обращается к подданным с ежегодным посланием. Многие надеялись, что король проявит снисходительность и помилует осужденных активистов. Что, кстати, и произошло. И Марокко, кажется, в конце концов отходит от опасного предела. Очевидно, что нового витка противостояния не хочет никто. 

Захар БУРАК

burаk@zvіаzdа.bу

Фото из открытых источников

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.