Вы здесь

«Мы значительно продвинулись в АПК»


К хо­ро­ше­му быст­ро привыкаешь. А по­том хо­чет­ся все боль­ше и боль­ше... Мы час­то говорим о барь­е­рах и препятствиях меж­ду странами Евразийского экономического со­ю­за. Но ведь и сде­ла­но уже не­ма­ло, в том числе в сель­ском хо­зяй­стве. О достижениях, не­до­стат­ках и перспективах рас­ска­зал Станислав БУ­БЕН, директор де­пар­та­мен­та агроп­ро­мыш­лен­ной политики Евразийской экономической комиссии.


— По дан­ным на на­ча­ло 2017 го­да, ка­ко­ва тенденция во взаимодействии чле­нов ЕА­ЭС в сфе­ре агроп­ро­мыш­лен­но­го комп­лек­са? В принципе стали ли активнее стра­ны использовать агроп­ро­мыш­лен­ный ре­сурс парт­не­ров по со­ю­зу за последние го­ды?

— Не­сом­нен­но, отк­ры­тый ры­нок в 182,7 миллиона че­ло­век дал тол­чок к рос­ту производственных по­ка­за­те­лей агроп­ро­мыш­лен­но­го комп­лек­са. С мо­мен­та создания со­ю­за от­ме­ча­ет­ся положительная динамика в агроп­ро­мыш­лен­ном комп­лек­се. За 2016 год рост производства продукции сель­ско­го хо­зяй­ства составил 4,5%. Объем производства пищевой и перерабатывающей промышленности го­су­дарств — чле­нов ЕА­ЭС за 2016 год вы­рос на 2,5%. Уро­вень самообеспеченности практически по всем ос­нов­ным сель­ско­хо­зяй­ствен­ным то­ва­рам сос­тав­ля­ет бо­лее 90%, за исключением яб­лок — 67,7%.

Вмес­те с тем до­ля взаимной торговли не­вы­со­кая — сос­тав­ля­ет все­го 16,1%, тог­да как в Ев­ро­пей­ском со­ю­зе — 66,6%. Взаимная тор­гов­ля за 2016 год в стоимостном выражении снизилась на 2,9% (207,6 млн до­лла­ров США) и составила 6,8 млрд до­лла­ров США.

В то же вре­мя по 15 то­вар­ным позициям из 24 физические объемы пост­авок на общий ры­нок увеличились. Наибольший рост от­ме­чал­ся по масличным се­ме­нам и от­хо­дам пищевой промышленности — в 1,6 ра­за, продукции му­ко­моль­но-кру­пя­ной промышленности — на 37,1%, продукции животного происхождения — на 20,7%, жирам и мас­лам животного и растительного происхождения, а так­же го­то­вым про­дук­там из мя­са и ры­бы — на 13,8%, мя­су и суб­про­дук­там — на 6,1%, го­то­вым про­дук­там из зер­на зла­ков — на 5,2%, про­дук­там переработки овощей и фрук­тов — на 4% и др.

Спра­воч­но

Например, Республика Армения нарастила поставки на общий ры­нок в 2016 го­ду по сравнению с 2015 го­дом живой ры­бы на 23, %, в 30 раз то­ма­тов, в 7,5 ра­за прочих овощей, практически в 6 раз винограда и консервированных про­дук­тов из мя­са.

Республика Бе­ла­русь за рассматриваемый период увеличила ввоз мя­са круп­но­го ро­га­то­го ско­та и свинины в 1,5 и 6 раз со­от­вет­ствен­но, в 3,3 ра­за ры­бы живой и за­мо­ро­жен­ной, яй­цеп­ро­дук­тов бо­лее чем в 10 раз, в 18 раз ме­да, пшеницы и яч­ме­ня в 2,6 и 3,7 ра­за со­от­вет­ствен­но, в сред­нем на — 30% кол­бас и мяс­ных кон­сер­вов.

Республика Ка­зах­стан увеличила поставки мя­са мел­ко­го ро­га­то­го ско­та (МРС) в 70 раз, за­мо­ро­жен­ной ры­бы — на 40%, яй­цеп­ро­дук­тов в 2,2 ра­за, ме­да в 3,6 ра­за, огур­цов в 2,4 ра­за, винограда в 5 раз, дынь и па­пай в 1,5 ра­за, яч­ме­ня практически в 6 раз, муки в 7 раз.

Кыр­гыз­ская Республика увеличила поставки на общий ры­нок мас­ла сливочного в 3,2 ра­за, сы­ров и тво­ро­га в 1,6 ра­за, то­ма­тов на 31%, огур­цов в 3 ра­за, овощей: за­мо­ро­жен­ных в 19 раз, консервированных в 2,8 ра­за, су­шен­ных в 12 раз.

Российская Федерация нарастила ввоз всех видов мя­са: КРС в 2,6 ра­за, свинины в 6 раз, МРС в 4,8 ра­за. Увеличились поставки то­ма­тов в 6,8 ра­за, огур­цов 9,6 ра­за, консервированных овощей в 4,8 ра­за, се­мян рап­са и подсолнечника в 2 ра­за, свекловичного са­ха­ра в 14 раз и ме­лас­сы в 1,8 ра­за.

Рост производственных по­ка­за­те­лей и взаимной торговли в на­ту­раль­ном выражении позволил снизить импорт сель­ско­хо­зяй­ствен­ной продукции на 9% (или на 2,5 млрд до­лла­ров США) и увеличить экс­порт в третьи стра­ны на 4% (0,6 млрд до­лла­ров США). В ре­зуль­та­те внеш­не­тор­го­вое саль­до улучшилось на 24% в сравнении с 2015 го­дом.

Значительный рост экс­пор­та произошел по мяс­ной то­вар­ной груп­пе в 2 ра­за, по ры­бе живой и за­мо­ро­жен­ной на 7,9%, мо­ло­ку и мо­ло­коп­ро­дук­там — на 12,4%, овощам — на 25%, се­ме­нам масличным на 18%, го­то­вым про­дук­там из мя­са и ры­бы — на 26,2%, са­ха­ру и изделиям из не­го на — 27,5%. Ос­нов­ное снижение импорта произошло по мяс­ной то­вар­ной груп­пе на 32%, овощной — на 25,5%, про­дук­там животного происхождения на 15%, живому ско­ту и птице на 27%.

— Какие инструменты используются ЕЭК для содействия рос­ту взаимной торговли в АПК?

— Одним из инструментов яв­ля­ет­ся система прогнозирования аграр­но­го рын­ка, отражающая потребности и потенциал национальных рын­ков в тех или иных то­ва­рах. На уров­не ЕЭК утверж­ден пе­ре­чень индикативных по­ка­за­те­лей развития агроп­ро­мыш­лен­но­го комп­лек­са го­су­дарств-чле­нов, раз­ра­бо­та­ны единые под­хо­ды к формированию ба­лан­сов спро­са и предложения на сред­нес­роч­ную перспективу по 17 ос­нов­ным сель­ско­хо­зяй­ствен­ным то­ва­рам.

Сог­лас­но сов­мест­ным прог­но­зам, в 2017 го­ду рост производства в сель­ском хо­зяй­стве по ЕА­ЭС в це­лом составит 8%, экс­пор­та — 18%, взаимной торговли — 20% по отношению к по­ка­за­те­лям 2015 г. Импорт сократится на 30% в сравнении с 2014 го­дом. Средний по­ка­за­тель самообеспеченности продовольственными товарами в 2017 г. сохранится на уров­не 94%. По мя­су са­мо­о­бес­пе­чен­ность вы­рас­тет с 91% в 2015 г. до 94%, мо­ло­ку и мо­ло­коп­ро­дук­там — с 94% до 96%, фрук­там — с 62% до 65%. С уче­том взаимных пост­авок прогнозируется достижение по­лной самообеспеченности в со­ю­зе по мя­су птицы.

В 2017 го­ду планируется увеличение экс­пор­та зер­на на 16% до 40 млн тонн, мя­са и мя­соп­ро­дук­тов — почти в 2 ра­за до 180 тыс. тонн, мо­ло­ка и мо­ло­коп­ро­дук­тов — на 27% до 633 тыс. тонн, ма­сел растительных — на 13% до 2,2 млн тонн. Снижение импорта мя­са и мя­соп­ро­дук­тов ожидается до 930 тыс. тонн, мо­ло­ка и мо­ло­коп­ро­дук­тов и са­ха­ра бел­ого — до 2,5 млн тонн и 200 тыс. тонн со­от­вет­ствен­но.

Таким об­ра­зом, считаю, что, используя ба­лан­сы спро­са и предложения, сто­ро­ны мо­гут свое­вре­мен­но принимать ме­ры по продвижению продукции на внешние рынки и вы­ра­ба­ты­вать ме­ры по защите общего рын­ка. Кро­ме то­го, прогнозирование в АПК яв­ля­ет­ся инструментом инвестиционной привлекательности, так как поз­во­ля­ет оценивать потенциальные производственные и потребительские ниши, рационально использовать финансовые и материальные ре­сур­сы.

— Каким об­ра­зом выстраивается политика го­су­дарств в отношении друг дру­га в этой отрасли экономики (АПК)?

— Ос­нов­ная стратегическая за­да­ча сог­ла­со­ван­ной агроп­ро­мыш­лен­ной политики — обеспечить координацию национальных политик в це­лях насыщения внут­рен­не­го рын­ка со­ю­за соб­ствен­ной кон­ку­рен­тос­по­соб­ной продукцией, обеспечения рав­ных кон­ку­рент­ных условий, контр­оля за уров­нем субсидий, до­сту­па к гос­за­куп­кам, технического регулирования в сфе­ре производства и обращения продукции.

В текущем го­ду мы за­вер­ша­ем реализацию Пла­на мероприятий по реализации Концепции сог­ла­со­ван­ной (скоординированной) агроп­ро­мыш­лен­ной политики го­су­дарств-чле­нов.

В рам­ках про­де­лан­ной ра­бо­ты го­су­дар­ства — чле­ны Евразийского экономического со­ю­за (да­лее — го­су­дар­ства-чле­ны, со­юз) определились и закрепили в нормативной ба­зе Со­ю­за 8 чувствительных то­ва­ров, производство и взаимная тор­гов­ля которыми имеют социально-экономическое значение для развития АПК и сель­ской местности. По ука­зан­ным чувствительным то­ва­рам формируются комп­лекс­ные под­хо­ды в це­лях выработки от­рас­ле­вых направлений углубления интеграционных про­цес­сов.

Встав­ка на фон

Спра­воч­но

Пе­ре­чень чувствительных сель­ско­хо­зяй­ствен­ных то­ва­ров вклю­ча­ет (Решение Со­ве­та Евразийской экономической комиссии №66 от 12 фев­ра­ля 2016 г.): мо­ло­ко и мо­ло­коп­ро­дук­ты; мя­со и мя­соп­ро­дук­ты; овощи, фрук­ты, бах­че­вые куль­ту­ры и продукцию их переработки; рис; са­хар; се­ме­на масличных куль­тур и продукцию их переработки; та­бак; хло­пок.

Нами сов­мест­но со сторонами формируются евразийские прог­ноз­ные ба­лан­сы спро­са и предложения по ос­нов­ным сель­хоз­то­ва­рам (зер­но, мя­со, мо­ло­ко, са­хар, растительные мас­ла, кар­то­фель, са­хар, овощи, фрук­ты). Бла­го­да­ря ба­лан­сам мы мо­жем оценивать состояние про­до­воль­ствен­ной безопасности, видеть объемы внут­рен­не­го производства и потребления, раз­ра­ба­ты­вать пла­ны по наращиванию производства и взаимных пост­авок, планировать инвестиционные вложения. В ближайшей перспективе мы выходим на по­лную са­мо­о­бес­пе­чен­ность практически по всем то­ва­рам, за исключением говядины и фрук­тов.

За­вер­ше­на раз­ра­бот­ка ба­зо­вых до­ку­мен­тов со­ю­за в области го­су­дар­ствен­ной поддержки. Утверж­де­на но­вая методология рас­че­та уров­ня поддержки с уче­том меж­ду­на­род­но­го опы­та, сог­ла­со­ва­ны единые под­хо­ды по оцен­ке эффективности мер поддержки и их влияния на общий аграр­ный ры­нок, раз­ра­бо­та­на методология оценки влияния экономических условий на уро­вень поддержки. Еже­год­но на­пра­вля­ет­ся в правительства го­су­дарств-чле­нов системный до­ку­мент по соблюдению принятых обя­за­тельств и сравнительный анализ экономических условий деятельности сель­ско­хо­зяй­ствен­ных товаропроизводителей.

Идет активная ра­бо­та по созданию единых рын­ков высокотехнологичной продукции АПК. На завершающей стадии согласования на­хо­дят­ся два меж­ду­на­род­ных до­го­во­ра — по се­ме­но­вод­ству и пле­мен­ной продукции. Дан­ные до­ку­мен­ты поз­во­лят сформировать единый ре­естр сор­тов сель­ско­хо­зяй­ствен­ных растений, сократить сроки внедрения в хо­зяй­ствен­ный обо­рот перспективных оте­чест­вен­ных сор­тов, приступить к координации пле­мен­ной ра­бо­ты для реализации единых прог­рамм и внедрения инновационных технологий в це­лях ускорения селекции.

Сформированы механизмы на­учно-инновационного сотрудничества в АПК. В рам­ках решения прикладных за­дач по раз­ра­бот­ке и внедрению в производство инновационных про­дук­тов и технологий, сов­мест­ных кооперационных про­ек­тов оп­ре­де­ле­ны 3 приоритетные технологические плат­фор­мы в АПК: сель­ское хо­зяй­ство, пищевая про­мыш­лен­ность, биотехнологии.

В це­лях на­учной проработки наиболее перспективных направлений развития АПК раз­ра­бо­тан пе­ре­чень из 14 приоритетных НИОКР, по ко­то­рым сформирован ре­естр проводимых сторонами исследований. Евразийским межправительственным со­ве­том утверж­ден по­ря­док организации сов­мест­ных НИОКР, ко­то­рый позволит активизировать кооперацию сто­рон в на­учной сфе­ре.

Спра­воч­но

Ре­естр вклю­ча­ет бо­лее 150 исследований, вы­по­лня­е­мых 50 организациями. Исследования ве­дут­ся по генетике и селекции в растениеводстве и животноводстве, аква­куль­ту­ре, ветеринарным и фитосанитарным воп­ро­сам, развитию технологий глу­бо­кой переработки, раз­ра­бот­ке экономических механизмов развития общего аграр­но­го рын­ка, вклю­чая воп­ро­сы меж­го­су­дар­ствен­ной кооперации в АПК.

Ко­неч­но, существуют и проб­ле­мы, ко­то­рые сдерживают углубление интеграции.

Во-пер­вых, сох­ра­ня­ют­ся препятствия (барь­е­ры, изъятия и ограничения). Се­год­ня сторонами официально признано наличие 60 препятствий, из них 19 имеют не­по­сред­ствен­ное влияние на АПК.

В боль­шей степени углублению интеграционных про­цес­сов ме­ша­ют барь­е­ры в сфе­ре ветеринарно-санитарного контр­оля (над­зо­ра). Проб­ле­мы обус­лов­ле­ны отсутствием единых требований к ла­бо­ра­тор­но­му сопровождению ветеринарных мер (правила от­бо­ра об­раз­цов, условия транспортировки и сроки доставки об­раз­цов пищевой продукции в лабораторию), по­ряд­ка взаимодействия упо­лно­мо­чен­ных ор­га­нов при выявлении продукции, не соответствующей обя­за­тель­ным требованиям, фальсифицированной или контр­афакт­ной продукции, общесоюзной системы прослеживаемости продукции животного происхождения и др.

Ука­зан­ные про­бе­лы не поз­во­ля­ют на системной ос­но­ве урегулировать воп­ро­сы ограничения взаимных пост­авок. Как мы видим, двухсторонний фор­мат решения дан­ных проб­лем так­же малоэффективен. В ре­зуль­та­те мы имеем негативный пример с точки зрения имиджа со­ю­за.

Во-вто­рых, пассивность сто­рон в раз­ра­бот­ке и принятии ак­тов со­ю­за, несоблюдение уста­нов­лен­ных сро­ков принятия до­ку­мен­тов, нарушение сро­ков предоставления информации, уста­нов­лен­ных в До­го­во­ре о со­ю­зе.

В-третьих. Необходимо замещение национальных стан­дар­тов, в ре­зуль­та­те доб­ро­воль­но­го исполнения ко­то­рых обеспечивается соблюдение требований технических рег­ла­мен­тов, межгосударственными стандартами, гармонизированными с международными.

В-чет­вер­тых. Важ­ны и ме­ры по гармонизации акцизной политики (сближение ста­вок акцизов на ал­ко­голь и та­бач­ную продукцию).

В-пя­тых, необходимо проведение единой на­учно-технологической политики.

В-шес­тых. Считаю, что для даль­ней­ше­го развития интеграции необходима реализация таких мер, как синхронизация мер го­су­дар­ствен­но­го регулирования, существенно влияющих на кон­ку­рент­ные условия на общем аграр­ном рын­ке, в особенности по го­су­дар­ствен­ной под­держ­ке (дотаций на продукцию и сред­ства производства, за­ку­поч­ных интервенций). Например, в Ев­ро­со­ю­зе этот воп­рос ре­ша­ет­ся пу­тем применения единых механизмов регулирования за счет наднационального бюд­же­та.

— Как вы считаете, каким до­лжен быть механизм разрешения внутрисоюзных, меж­стра­но­вых конфликтов, что­бы спо­ры о ка­чест­ве продукции разрешались ско­ро и справедливо?

— Все мы яв­ля­ем­ся свидетелями тиражируемых в СМИ слу­ча­ев меж­стра­но­вых конфликтов по воп­ро­су соответствия продукции обя­за­тель­ным требованиям, уста­нов­лен­ным актами ор­га­нов со­ю­за. Одним из примеров применения ограничительных мер без уче­та всех норм действующих нормативных пра­во­вых ак­тов ор­га­нов со­ю­за — этот воп­рос не­од­нок­рат­но об­суж­дал­ся — яв­ля­ют­ся ограничения пост­авок в Российскую Федерацию продукции животного происхождения, произведенной на территории Республики Бе­ла­русь.

По мо­е­му мнению, оперативному разрешению таких конфликтов спо­соб­ство­ва­ло бы наличие единого для всех го­су­дарств — чле­нов со­ю­за по­ряд­ка взаимодействия ор­га­нов го­су­дар­ствен­но­го контр­оля стран Со­ю­за при выявлении в обращении на территории ЕА­ЭС продукции, не соответствующей обя­за­тель­ным требованиям. В настоящее вре­мя та­кой по­ря­док от­сут­ству­ет.

Про­ект та­ко­го по­ряд­ка раз­ра­бо­тан Комиссией и органично до­по­лня­ет уже действующие порядки в отношении взаимодействия упо­лно­мо­чен­ных ор­га­нов по проведению сов­мест­ных про­ве­рок объектов и то­ва­ров, подлежащих ветеринарному контр­олю и при введении вре­мен­ных санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер.

В настоящее вре­мя про­ект по­ряд­ка о взаимодействии упо­лно­мо­чен­ных ор­га­нов го­су­дарств — чле­нов со­ю­за при выявлении пищевой продукции, не соответствующей обя­за­тель­ным требованиям, уста­нов­лен­ным пра­вом со­ю­за, находится на эта­пе согласования со сторонами.

Про­ект по­ряд­ка предусматривает ряд положений, регламентирующих проведение контр­оля, по­ря­док от­бо­ра проб, применение единых правил и ме­то­дов исследований и измерений, устанавливаются критерии отнесения продукции к фальсифицированной. Кро­ме то­го, предусматривается применение оп­ре­де­лен­ных мер при выявлении фальсифицированной пищевой продукции, об­мен информацией меж­ду контролирующими органами, направление сведений в го­су­дар­ствен­ные ор­га­ны го­су­дарств-чле­нов, занимающиеся пресечением обо­ро­та контр­афакт­ной продукции в слу­чае выявления признаков та­кой пищевой продукции.

Считаю, что принятие дан­но­го по­ряд­ка позволит минимизировать потери доб­ро­со­вест­ных производителей, обратить внимание упо­лно­мо­чен­ных ор­га­нов на обя­за­тель­ность исполнения ак­тов Евразийской экономической комиссии, в том числе при принятии решений о введении ограничений на тор­гов­лю отдельными группами то­ва­ров, в том числе в од­нос­то­рон­нем по­ряд­ке, а так­же обеспечить взаимодействие ор­га­нов при выявлении продукции, не соответствующей обя­за­тель­ным требованиям.

Кро­ме то­го, в це­лях решения воп­ро­сов координации взаимодействия в сфе­ре санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, защиты прав потребителей Комиссией сов­мест­но с государствами — членами раз­ра­бо­тан про­ект меж­ду­на­род­но­го до­го­во­ра о сог­ла­со­ван­ных принципах и под­хо­дах к гармонизации за­ко­но­да­тель­ства наших стран в части ответственности за несоблюдение нормативных пра­во­вых ак­тов в ука­зан­ной сфе­ре.

— Какие сфе­ры АПК стран-участниц сей­час в наибольшей степени тре­бу­ют внедрения инноваций, а так­же привлечения инвестиций? Каким об­ра­зом ЕЭК спо­соб­ству­ет ра­бо­те в этом направлении?

— Не­смот­ря на положительную динамику развития АПК со­ю­за, одним из проб­лем­ных воп­ро­сов яв­ля­ет­ся вы­со­кая зависимость стран со­ю­за от импорта сель­хоз­то­ва­ров и средств производства. В 2016 го­ду импорт сель­ско­хо­зяй­ствен­ных то­ва­ров составил внушительную су­мму — бо­лее 26 млрд до­лла­ров. В значительных объемах импортируются овощи, фрук­ты, мяс­ные и мо­лоч­ные про­дук­ты, т. е. те то­ва­ры, произвести ко­то­рые мож­но внутри со­ю­за. В струк­ту­ре импорта за 2016 год 27% приходится на овощи и фрук­ты, по 7% — на мя­со различных видов, а так­же ал­ко­голь­ные и без­ал­ко­голь­ные напитки.

По нашим оцен­кам, до­ля импортных материально-технических ре­сур­сов в общих за­тра­тах на производство сель­ско­хо­зяй­ствен­ной продукции в це­лом по ЕА­ЭС сос­тав­ля­ет 7,5%. Вы­со­ка до­ля импортного технологического оборудования в животноводческих от­рас­лях, таких как птицеводство и мо­лоч­ное ско­то­вод­ство. Общая стоимость импортных ре­сур­сов для производства растениеводческой продукции составила 2,2 млрд до­лла­ров, для производства животноводческой продукции за­куп­ле­но из третьих стран ре­сур­сов на 2,1 млрд до­лла­ров.

Сох­ра­ня­ет­ся вы­со­кая зависимость от импорта се­мян различных куль­тур (са­хар­ная свек­ла, подсолнечник, ку­ку­ру­за, рапс, овощные, кар­то­фель). В це­лом еже­год­ный импорт се­мян ос­нов­ных сель­ско­хо­зяй­ствен­ных куль­тур оценивается в су­мму око­ло 800 млн до­лла­ров. Столь­ко же рас­хо­ду­ет­ся на приобретение пестицидов из третьих стран.

Се­год­ня, как мы от­ме­ча­ем, кон­ку­рен­тос­по­соб­ность производства во мно­гом оп­ре­де­ля­ет­ся использованием за­ру­беж­ных технологий. В особенности это ха­рак­тер­но для птицеводства и мо­лоч­но­го ско­то­вод­ства.

На мой взгляд, в этом кон­текс­те для стран Евразийского экономического со­ю­за весь­ма ак­ту­аль­но проведение политики импортозамещения в чувствительных сфе­рах с уче­том социальной значимости отрасли и необходимости насыщения внут­рен­не­го рын­ка соб­ствен­ной ка­чест­вен­ной и до­ступ­ной продукцией. Решения этих за­дач мож­но добиться на ос­но­ве использования лучших достижений науки и пе­ре­до­во­го опы­та, стимулирования кон­ку­рен­тос­по­соб­но­го оте­чест­вен­но­го производства, транс­фе­ра технологий и инноваций.

При этом оптимальной стратегией развития АПК предс­тав­ля­ет­ся достижение ба­лан­са меж­ду используемыми зарубежными технологическими наработками и преимущественным развитием соб­ствен­ных ноу-хау. Тем бо­лее что на­учный потенциал го­су­дарств — чле­нов со­ю­за до­ста­точ­но вы­сок для решения этих за­дач.

Сей­час удель­ный вес высокотехнологичных производств в стра­нах ЕА­ЭС не пре­вы­ша­ет 4%. Это в три ра­за ниже по­ка­за­те­ля развитых стран мира. Необходимо опережающими темпами внед­рять инновационные разработки в агроп­ро­мыш­лен­ный комп­лекс со­ю­за, что­бы повысить кон­ку­рен­тос­по­соб­ность отрасли. На­ша цель состоит в том, что­бы вся це­поч­ка до­бав­лен­ных стоимостей максимально производилась в со­ю­зе.

Евразийская комиссия осуществляет координацию сов­мест­ной на­учно-инновационной деятельности по приоритетным направлениям исследований, а так­же по воп­ро­сам формирования и функционирования Евразийских технологических плат­форм. Это в ко­неч­ном итоге позволит мобилизовать на­учный потенциал для разработки инновационных про­дук­тов, внедрения их в АПК, стимулировать транс­фер технологий и инноваций.

— Как выстраивается ра­бо­та ЕА­ЭС с третьими странами в сфе­ре АПК? Ка­кая сельхозпродукция со­ю­за мо­жет заинтересовать за­ру­беж­ных парт­не­ров?

— Ключевыми странами — партнерами для ЕА­ЭС яв­ля­ют­ся Вьет­нам, Египет, Израиль, Индия, Индонезия, Иран, Китай, Республика Ко­рея, Сербия, Сингапур. От­рас­ле­вое сотрудничество в сфе­ре АПК развивается по­сред­ством уже соз­дан­ных механизмов, в частности в рам­ках ме­мо­ран­ду­мов о взаимопонимании и пе­ре­го­вор­ных про­цес­сов о преференциальных и непреференциальных тор­го­вых соглашениях, а так­же иных фор­ма­тах меж­ду­на­род­ной деятельности со­ю­за.

География пост­авок сель­ско­хо­зяй­ствен­ной продукции стран со­ю­за до­ста­точ­но широкая. В 2016 го­ду из стран со­ю­за сель­ско­хо­зяй­ствен­ная продукция экспортировалась в бо­лее чем 160 стран мира.

Основными потребителями на­шей продукции яв­ля­ют­ся стра­ны СНГ (15,0%), Европейский со­юз (13,8%), Китай (10,4%), Турция (10,3%), Республика Ко­рея (7,3%), Египет (7,3%) и Иран (3,5%). На эти рынки приходится 2/3 всех пост­авок сельхозпродукции со­ю­за.

Традиционно ЕС за­ку­па­ет в наших стра­нах жмых, ры­бу, зер­но, жиры и мас­ла, Турция и Египет — зер­но и мас­ла, Китай и Республика Ко­рея — ры­бу, Са­удо­вская Аравия и Иран — зер­но. В 2016 го­ду стра­ны со­ю­за экспортировали сель­ско­хо­зяй­ствен­ной продукции и продовольствия на су­мму 16,9 млрд до­лла­ров, что на 0,65 млрд до­лла­ров боль­ше, чем в 2015 го­ду. В 2016 го­ду, как и в предыдущие го­ды, экс­порт сельхозпродукции со­ю­за сконцентрирован в ос­нов­ном на сырье. Зер­но (36,9%) яв­ля­ет­ся ос­нов­ным экспортируемым то­ва­ром. Да­лее сле­ду­ют поставки ры­бы (17,7%), жиров и ма­сел (11,7%). Вмес­те дан­ные то­ва­ры сос­тав­ля­ют 2/3 от общего объема экс­пор­та.

В этой связи це­ле­со­об­раз­но снижать до­лю сырья в струк­ту­ре экс­пор­та и диверсифицировать то­вар­ную струк­ту­ру поставками продукции преимущественно глу­бо­кой переработки сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го сырья.

Например, в Сербию экспортируются та­бак и про­мыш­лен­ные заменители та­ба­ка, жиры и мас­ла животного или растительного происхождения, а так­же овощи, при этом потребности в дан­ных то­ва­рах воз­рас­та­ют. Перспективным экс­порт­ным то­ва­ром так­же яв­ля­ет­ся сельхозтехника, производимая в стра­нах ЕА­ЭС.

Боль­шой интерес се­год­ня предс­тав­ля­ет для го­су­дарств-чле­нов и со­ю­за в це­лом сопряжение реализации про­ек­та экономического по­яса Шел­ко­во­го пути (ЭПШП) с функционированием единого рын­ка в рам­ках ЕА­ЭС и развитием его свя­зей с внешними партнерами в Евразии, такими как Индия, Иран, Пакистан. Это в значительной ме­ре позволит выстроить широкую взаимосвязанную зо­ну развития евразийского региона в це­лом.

Пос­коль­ку внутренний ры­нок Китая насыщен продукцией с использованием ГМО, а так­же имеет мес­то рост благосостояния населения, увеличивается по­треб­ность в ка­чест­вен­ной, экологически чистой пищевой продукции, поставки ко­то­рой мо­гут быть обес­пе­че­ны компаниями ЕА­ЭС. По­это­му продукцию АПК мож­но сме­ло отнести к сформировавшемуся пу­лу кон­ку­рен­тос­по­соб­ных от­рас­лей, спо­соб­ных стать новыми драйверами рос­та объемов пост­авок из стран со­ю­за на китайский ры­нок.

Перспективными экспортными товарами яв­ля­ют­ся зер­но­вые (за 2016 г. Китай импортировал зер­но­вых на су­мму до­лее 5 млрд до­лла­ров), осо­бен­но яч­мень, до­ля импорта ко­то­ро­го сос­тав­ля­ет в потреблении КНР бо­лее половины, а объем импорта в последние го­ды пре­вы­ша­ет 2,5 млн тонн. Учитывая низкий уро­вень тарифной защиты (став­ка та­мо­жен­ной пошлины по яч­ме­ню сос­тав­ля­ет 1,5%), а так­же отсутствие у Китая каких-либо преференций по упла­те та­мо­жен­ных пошлин для ос­нов­ных поставщиков зер­на, мож­но утверж­дать, что поставщики ЕА­ЭС бу­дут находиться в рав­ных кон­ку­рент­ных условиях. Да­же не­смот­ря на высокий уро­вень тарифной защиты по пшенице и ку­ку­ру­зе (65% и 42,5% со­от­вет­ствен­но), дан­ные то­ва­ры мо­гут быть эффективно реализованы на рын­ке Китая.

Так­же предс­тав­ля­ют интерес, с точки зрения наращивания объемов экс­пор­та в Китай, поставки ры­бы и мо­реп­ро­дук­тов. Перспективность это­го рын­ка для поставщиков ЕА­ЭС обус­лов­ле­на не­уклон­ным рос­том населения и раз­ра­бо­тан­ной китайским правительством прог­рам­мой по обеспечению про­до­воль­ствен­ной безопасности стра­ны, предусматривающей наращивание объемов производства и импорта аквапродукции.

Предс­тав­ля­ет­ся це­ле­со­об­раз­ным наращивать объемы экс­пор­та уже пост­авля­е­мой продукции (ры­ба и мо­реп­ро­дук­ты) с последующим расширением ассортимента (зер­но­вые, масличные, продукция глу­бо­кой переработки и др.).

В це­лом экс­порт сель­ско­хо­зяй­ствен­ной продукции из го­су­дарств — чле­нов ЕА­ЭС на рынки третьих стран зависит от обеспечения конкурентоспособности продукции, использования систем мер по защите внутренних про­до­воль­ствен­ных рын­ков стран-импортеров, участие стран в тор­го­во-экономических интеграционных сообществах, а так­же в проведении сог­ла­со­ван­ной экс­порт­ной политики в тор­гов­ле с третьими странами.

Вероника ПУСТОВИТ

рustаvіt@zvіаzdа.bу

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.