Вы здесь

Партизанка - о лечении больных тифом однополчан и жизнь без войны


О том, что в этом незаметном издали доме на одной из центральных улиц Крупок живет ветеран Великой Отечественной войны, свидетельствует соответствующая табличка. Рядом - красная звезда, появившаяся еще в советское время. Екатерина Михайловна Здоровцова, несмотря на свой девяностолетний с лишком возраст, приодевается - как и подобает женщине, гостей она встречает в праздничном наряде.


- Ну, скажите, красивая я? - спрашивает она, как только мы переступили порог. И не дождавшись ответа, добавляет: - В молодости говорили, что очень красивая была. А я стеснялась, пряталась...

«Или ты, или тебя...»

А молодость Екатерины Михайловны пришлась как раз на сороковые-роковые. Когда началась Великая Отечественная война, она, пятнадцатилетняя девочка, окончила семь классов.

- Худшего, чем то, что пришлось тогда пережить, в жизни не было, - начинает рассказ женщина. На глазах выступают слезы - по всему видно, нанесенные войной раны еще не зажили. Да и вряд ли уже заживут.

Отец Екатерины погиб, даже не успев уйти на фронт. Чтобы немцы не добрались до Больших Городятичей, что в Любанском районе (там они и жили), деревенские мужики решили взорвать мост через реку Птичь. Взорвали. Только некоторым эта самодеятельность стоила жизни.

- Хоронили не так, как сейчас, - вспоминает Екатерина Михайловна. - Мама во что-то его завернула, положили в ямку и засыпали землей...

В голодные военные годы без отца остались четыре девочки: Лена, Тоня, Юля и она - Катя. Мать, как могла, берегла их. И в тот страшный мартовский день 1943 года, когда фашисты приближались к деревне, собрала всех и повела в болота за Орессу. Вечером они с ужасом наблюдали за тем, как их родная деревня, а также соседние пылают в огне. В Больших Городятичах из 176 деревенских домов уцелел только один...

Возвращаться было некуда. Девушки разбежались по лесу. Екатерина же примкнула к партизанскому отряду имени Давыдова.

- Щавелек воробьиный (три листочка, но на вкус, как обычный щавель) срывали и над костром варили, - вспоминает партизанские годы Екатерина Здоровцова. - Им лечили больных тифом, которые лежали на ветвях, посланных в шалаше. Ни хлеба, ни картошки, ни соли - ничего не было. Если ребята пойдут в разведку и пару картофелин принесут в карманах, то счастье какое! Правда, больным и есть особо не было чем: вместо зубов - уголь.

Доверяли девушкам в отряде и более важные поручения. Катя не раз ходила на разведку в Житковичи - там стоял немецкий гарнизон. О количестве солдат вермахта, их технике, оружии узнавала от местных жителей, что-то удавалось подсмотреть самой.

- Не страшно было? - спрашиваю у партизанки.

- Конечно же, страшно, но что делать! - говорит она. - Видим немцев - падаем, в кусты ползем. И стрелять приходилось. А как? Или ты в них, или они в тебя...

- А где стрелять учились?

- В отряде. Где же еще! Из Щелково был такой Лев Викентьевич Луневич. Учил стрелять и из пистолета, и из Калашникова. Высокий, молодой парень. Погиб потом...

«Звязду» читали, открыв рот

На мой вопрос, как все же партизаны доверяли ответственные задания девушкам, Екатерина Здоровцова говорит просто: «Я же не одна такая была! Рельсы подрывать не ходили: справлялись ребята. А вот в разведку их отправлять было опасно...»

Оказывается, что со своим партизанским отрядом, который часто менял место дислокации, женщина была и на острове Зыслав. Именно там, на Любанщине, на клочке земли, окруженном болотами, некоторое время располагался партизанский штаб Минского подпольного обкома. Здесь же, в тылу врага, находился и партизанский аэродром, даже издавались газеты. В том числе «Звязда», которая возобновила свою деятельность среди Любанских болот в январе 1943 года. В сложнейших условиях журналисты смогли выпустить 98 номеров газеты, которую очень ждали в партизанских отрядах.

- Помню, газету читали, - признается Екатерина Михайловна. - Правда, нам, рядовым партизанам, ее в руки не давали: после нас она попадала в другие партизанские отряды. Хозяином газеты был командир. Я и сегодня помню, как он, будто доклад какой делал, вслух зачитывал сводку Совинформбюро, рассказывал об успехах партизан. А мы, открыв рот, прислушивались к каждому слову.

На острове Зыслав ее отряд провел немало времени. Даже успели поделать шалаши. Но о подпольной редакции женщина никогда не слышала - видимо, хорошая у наших предшественников была конспирация!

В партизанском отряде Екатерина Михайловна познакомилась со своим будущим мужем. Несмотря на то, что Михаил Трофимович Здоровцов был сначала комиссаром отряда, а потом и командиром, поблажек для его любимой никогда не было. Жила, как и все, вместе с другими партизанами ходила и на боевые задания - об этом свидетельствует медаль «За отвагу». На ее праздничном кителе сверкают и орден Отечественной войны II степени, медали «Партизану Отечественной войны» II степени, «За Победу над Германией», юбилейные награды.

- Когда освободили Беларусь, Миша пошел в обком партии, чтобы ему дали направление на работу, - рассказывает партизанка. - Приходит и спрашивает: «Поедешь со мной в Крупки?» А куда мне еще было ехать? Дома нет, деревня полностью сожжена... Так и осталась здесь навсегда.

Строили дом, воспитывали детей - так и жизнь прошла. 42 года Екатерина Михайловна живет одна. Но не забывают про нее дети, внуки, уже и правнуки облюбовали бабушкин дворик. Они единственные, кто не просит ее рассказать о войне. Но те события - и сегодня в глазах.

- Каждый день вспоминается: как от немцев бежали, как в лесу жили, - говорит она. - Зимой лапти плела, чтобы не так холодно было. Я и сейчас сплела бы, если бы понадобилось. Помню, как самолеты сражаются - наши с немецкими, а мы под сосной сидим и смотрим, как будто сами идем в бой. А разве можно все это забыть?..

Вероника КАНЮТА

kаnуutа@zvіаzdа.bу

Фото Надежды Бужан

Крупский район

Название в газете: «А разве можно это забыть?..»

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.