Вы здесь

Многодетная балерина Ирина Еромкина: Я всегда мечтала быть мамой


О детях, ангеле-хранителе и свободе выбора своего будущего.

Балерина - многодетная мама - случай, наверное, уникальный. Особенно для белорусского балета. Сегодня Ирина Еромкина - заслуженная артистка Беларуси, исполнитель главных партий во всемирно известных спектаклях, среди которых «Спартак», «Спящая красавица», «Лебединое озеро», заботливая мать Максима, Ксюши и Кати и внимательная дочь. Смотришь на нее - и не понимаешь: как такая изящная (но при этом сильная) женщина все успевает: совмещать жизнь на сцене и в семье? А она потом признается в разговоре, что никогда не мечтала о славе и всегда знала: «Если Бог дал ребенка, значит, так надо...»


«Никогда не думала об аборте»

- В мире балерин - многодетных мам единицы, - рассказывает Ирина. - Очень часто женщины балета не решаются даже на одного ребенка и откладывают личную жизнь «на потом». Возникает страх пропустить большой срок, выйти из формы. И вообще балет очень сильно затягивает, от него сложно оторваться. Особенно в то время, когда карьера идет в рост. В этот период оставить все свои мечты и амбиции и переключиться на рождение ребенка очень сложно.

У нас здесь уже привыкли к моей истории (улыбается). Но если знакомлюсь с кем-то, то, конечно, замечаю некоторое недоумение. Другим и с одним ребенком тяжело, а тут три...

Да, бывает сложно. Но нужно потерпеть, подождать. Если детки маленькие, то, конечно, и по ночам недосыпаешь, и перед спектаклем не дадут тебе отдохнуть, но они растут, и со временем с ними можно договориться.

Однажды я поняла: не смогу сделать аборт, мне даже думать об этом страшно. Если женщине далась возможность стать матерью, то значит, так надо. И даже если она не планировала этого ребенка, ей сложно и страшно, все равно не имеет права его убить. Я подхожу к этому философски и считаю, что у каждого, кто рождается на свет, есть своя миссия.

«Мамочка - мой ангел-хранитель»

- Моя мама - учитель начальных классов и вообще активистка по жизни. Она всегда хотела, чтобы мы с братом попробовали себя в разных сферах. Когда мне было 10 лет, мама случайно наткнулась на объявление в газете о наборе в хореографический колледж. Хотя я не занималась танцами тогда вообще и балет видела только по телевизору, мы решили попробовать. И я поступила.

Потом была учеба - очень сложная морально. Для меня уехать от родителей, оторваться от мамы уже было трудно. Но она всегда меня поддерживала: приезжала ко мне, помогала с учебой, ночевала со мной в общежитии. Мама рядом и сейчас. Ее поддержку я чувствую всю свою жизнь и понимаю: мамам нужно доверять, они плохого не посоветуют.

Не думала, что карьера сложится так удачно. Когда училась, у нас были свои лидеры - талантливые девочки, которым все давалось просто. Я занималась и не хорошо, и не плохо. Но у меня не было той великой мечты стать известной балериной. А именно это и помогает упорно работать. Наверное, я была больше женщиной, чем балериной. Уже в 15—16 лет я думала о том, что однажды у меня будет свой дом и много детей. Но потом, после рождения сына, меня стали замечать в театре. Я почувствовала свою силу и начала думать, что, возможно, смогла бы больше. Тогда появилась мечта станцевать «Жизель», в «Щелкунчике». Все это время, даже когда я в себе сомневалась, в меня верила моя мама. Она говорила: «Ты попробуй, а вдруг получится». Мамочка - мой ангел-хранитель.

«В театре не знали, что я беременна в третий раз»

- Когда была беременна в третий раз, дочерью Катей, в театре не знали вплоть до пятого месяца, - вспоминает Ирина. - При этом я продолжала танцевать. Всегда была под наблюдением врача, который говорил, что для ребенка мои физические нагрузки даже полезны. Плохо я могу сделать только себе, так как связки становятся слабыми.

Медленнее всего я приходила в форму после первых родов. Тогда с Максимом пропустила около девяти месяцев. А с Ксюшей все было иначе: я занималась уже через полтора месяца после рождения дочери, а через три - выступала на сцене.

Было сложно, в свою прежнюю форму я еще не пришла. Я кормила грудью, и когда понимала, что во время спектакля появляется молоко, становится трудно танцевать, сцеживала его за сценой.

Балетный век очень короткий, около 20 лет работы. И если просидеть с каждым ребенком по три года, то нет смысла идти в эту профессию.

«Сын должен был выбрать свой путь сам»

- Когда у меня был только Максим, он ходил в школу и было, конечно же, трудно. Театр забирал очень много времени, но работа была интересная, меня затягивала. Я родила сына в 20, поэтому, разумеется, мне хотелось работать. И я договаривалась с Максимом, что он должен быть самостоятельным. Он привык учить стихи только со мной, историю - тоже со мной. У него слуховая память: я читаю, и он запоминает. Мы делали эти уроки с ним поздно вечером, когда я возвращалась домой после спектаклей.

Я всегда могла положиться на сына. И не только в учебе. Перед выходом из дома он всегда проверял, все ли выключено, закрыто. Он понимал, что мама зарабатывает деньги, что нужно некоторые вещи делать самому. Да, у меня были угрызения совести, что я не сижу с ним целыми вечерами над уроками, что он не отличник. Но потом поняла, что так даже лучше. Максим - мужчина, он должен быть самостоятельным и ответственным. Сегодня я точно знаю: он не пропадет в жизни.

Думала ли я о том, чтобы мои дети тоже связали свою жизнь с балетом? Да. За сыном я наблюдала с 3—4 лет: как он прыгает, как гнется, может ли сесть на шпагат. Но у него, к сожалению, не было данных. А ломать ребенка и внушать ему, что ты все равно должен этим заниматься, потому что у тебя мама балерина, я не хотела.

Максим должен был выбрать свой путь сам. Сейчас он студент Белорусского государственного аграрного технического университета.

Ксюше, ей на днях исполнилось 6 лет, все дается легко. Физически она создана для балета. Но я тоже даю дочке право выбора: она занимается рисованием, танцует, поет. Был когда-то период, когда она проводила в театре вместе со мной много времени. Пересмотрела почти весь репертуар, хорошо знает балетные спектакли. Даже сейчас, когда услышит музыку, может с ходу определить, из какой она постановки. К тому, чтобы понять оперу и балет, нужно идти постепенно. Начинать с легкого для восприятия спектакля и двигаться дальше. Я очень волновалась, поймет ли Ксюша оперу. Ей очень понравился «Турандот», потому что он как сказка, а вот более философские постановки пока не привлекают.

Старший сын тоже часто бывал у меня на работе. Помню, он очень любил всех смешить. Был случай, Максиму тогда исполнилось 4 года, он сидел у нас на репетиции, которую вел Юрий Троян. Вдруг встал, подошел к нему и спросил: «А можно я к вам на коленки сяду?» Юрий Антонович сказал: «Ну, садись». Максим сидел, наблюдал за репетицией и заметил, что концертмейстер вступает после каждого «И-и-и», которому предшествуют замечания руководителя балетной труппы. Сын дождался, пока Юрий Антонович снова скажет свое слово, и сам закричал: «И-и-и». Мы очень смеялись...

«Если мы вместе, нам никогда не бывает скучно»

- Как только появляется свободное время, я провожу его с детьми. Недавно с дочерьми отдыхали в аквапарке - очень понравилось. С Ксюшей зимой ходили на каток, иногда бываем в цирке. Каждый вечер перед сном катаемся на велосипедах. Станет тепло - будем купаться в озере. А еще мы можем просто проваляться весь вечер дома. Включаем мультики, берем вкусную еду, развлекаемся. Если мы все вместе, нам никогда не бывает скучно.

Нам очень повезло: у нас частный дом и свой участок. Для детей есть большая площадка. Я могу быть дома, заниматься делами, а дети будут играть на улице, но я за них спокойна. Они рядом, их всегда можно видеть в окно. Вот сегодня установим батут - подарок Ксюше на день рождения. Будет весело!

Безусловно, я очень скучаю по ним, когда уезжаю на гастроли. Но теперь это не проблема: всегда быть на связи. Дети остаются с моей матерью, и я за них спокойна.


Секрет хорошей формы от балерины Ирины Еромкиной:

- У балерин, как и среди всех женщин, есть те, кто склонен к полноте. И мне кажется, что то, что я сейчас скажу, относится к нам всем. Если у меня будет сидячая работа, я буду плотно кушать три раза в день, злоупотреблять сладким и мучным, организм, конечно, начнет набирать вес. Снижается калорийность пищи - ты худеешь. Но к этому нужно добавить и физическую нагрузку. У балерин ее много. Поэтому в свой рацион мы добавляем белок, овощи, сложные углеводы. Но во всем нужна мера.

Сейчас я просто стараюсь слушать свой организм. И детям своим говорю: "Не хочешь - нет ешь». Иногда мы, например, покупаем мороженое только потому, что сейчас жарко, а оно холодное. А если прислушаться к организму, то, возможно, вам его и не хочется.

Анна Богино

bаhіnо@zvіаzdа.bу

Фото Сергея Никоновича

Выбор редакции

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.