Вы здесь

Как в Беларуси празднуют Русалье


В понедельник после Троицы у наших предков традиционно начиналась Русальная неделя. На Минщине, так же как и в остальных регионах Беларуси, за исключением Гродненского Понемонья, эту неделю очень уважали, не начинали никакой работы, не пряли, не ткали, не вили веревок, не ставили заборов, чтобы в хозяйстве не случилось какого-нибудь несчастья. Поэтому неслучайно и мы вместе с проектом «Наперад у мінулае» в течение июня будем рассказывать о Русалье. Кстати, само название этого праздника выводится от латинского названия античного праздника роз. Мы же направляемся на Любанщину и Хойникщину.


Русалье?

Для наших предков Русальная неделя по значимости стояла в одном ряду с Колядами, Масленицей и Пасхальной неделей и довольно резко ограничивала пространство человеческой деятельности, фактически сужая ее до границ усадьбы и деревни. Все остальное окружение на это время становилось чрезвычайно опасным и нежелательным для любой деятельности.

Эта неделя была своеобразным завершающим аккордом весны, поры расцвета и разгула жизненных сил природы. В некоторых местностях отдельными элементами, и даже полностью она (как правило, восьмая неделя после Пасхи) включалась в купальский праздник (в некоторых местностях вообще праздновалась перед Купальем). Обряд проводов русалки связан с появлением на земле в это время русалок «з таго свету» и возвращением обратно «ў могілкі» (на кладбище).

Сама же русалка выступает как хранительница плодородия, одна из покровительниц плодородной земли и распорядителей водной стихии. С древности наши предки верили, что у деревьев и растений есть душа, как и у любого человека. Они пытались с помощью гомеопатической, или имитативной, магии (основана на законе подобия, согласно которому подобное вызывает подобное или результат похож на него причину) ускорить рост деревьев и растений. С этой целью проводились обрядовые игрища, которые являлись магическими заклинаниями, направленными на то, чтобы заставить леса покрыться зеленью, травы - прорасти, посевы - подняться, цветы - распуститься.

На Любанщине в завершение Русальной недели совершали своеобразный обряд: девушки плели венки, жгли костер, водили хороводы вокруг него, пели песни и бросали венки в огонь. Одной из целей выполнения обряда было вызывание дождя для обеспечения полей влагой.

Русалки - кто они?

Сама русалка в разных местах воплощалась по-разному: переодетая девушка, кукла (чучело), ​​невидимое мифическое существо, которое прячется во ржи и к которому идет девичье шествие. Чучело русалки на Хойникщине делали из куля соломы - вниз колосьями, а вверх стволом, перевязывали красным поясом, вырезали шею, голову, на которую надевали чепец, юбку, из двух клоков соломы делали руки, которые обвивали платками. На шею повязывали красный платок; спереди подвязывали красный фартук, рисовали красками лицо и надевали венок. Пока не стемнеет, русалочку-чучело прятали в кладовой, а потом брали под руки и вели на холм. Трижды пели песню, а потом вели ее в рожь. Считалось, что во ржи русалка пропадает, так как вся одежда на ней «поганая».

Иногда в обряде используется венец. Он становится заменителем русалки. Символическим местом действа является холм. Русалку, прежде чем вести в рожь, вели на холм, где вместе с ней водили хоровод. Второе священное место, куда проводили русалок, - кладбище. Такой обычай был распространен в Брагинском и Наровлянском районах Гомельской области. Девушки с венками в одних рубашках вечером шли к кладбищу, распевая русальных песни. К кладбищу надо было прийти трижды.

Направляемся на Хойникщину

На Хойникщине местные жители считают, что обряд не зря стал традиционным для их сообщества. По народному поверью, русалками становятся девушки, которые умерли невинными на русальной неделе. Они обычно живут в воде - в омутах, грязи, но, когда зацветает рожь, они по росе перебегают туда. И там делают заломы, веселятся. Они совершенно голые, как мать родила, с гирляндами цветов на головах. Не дай бог попасть к ним в руки - «заласкаюць», «зашлакочуць».

Русальную неделю здесь в старину праздновали в течение трех дней - в воскресенье, понедельник, вторник - и называли Троицей. По свидетельству белорусского прозаика Бориса Саченко, двор, дом украшали зелеными березками, ветками клена, липы. Девушки, по-праздничному одевшись, собирались в группки и пели песни. В эти дни нельзя было купаться, так как могли поймать русалки. Традицию проведения обряда проводов русалки современные участники переняли от своих предков - прабабушек, бабушек и мам, сохранив и используя при этом традиционные предметы: костюмы, большой и маленькие обрядовые венки.

Сначала каждая женщина идет в свой сад, нарывает цветов, плетет себе маленький венок, надевает традиционный наряд и идет в назначенное место, где собираются односельчане. Здесь женщины с венками на головах плетут из подготовленных заранее веток и цветов главный - большой венок. Вторая часть женщин украшает русалку - молодую девушку - ветками и листьями клена. Галина Хорошко говорит: «Русалка характеризовалась как незамужнее, красивое и демоническое существо, которое делало вредные вещи, поэтому ее нужно прогнать из нашей деревни».

Потом, когда украшена русалка и сплетенны венки, все участники обряда выстраивают шествие, где впереди идет русалка с охраной - мужчиной пожилого возраста и молодым парнем. Они держат в руках крапиву, чтобы отгонять непослушных детей, которые стараются раньше сорвать зелень с русалки.

Как только певицы заведут русальную песню «Правяду, правяду русалачку да бору», большое шествие направляется через деревню к ржаному полю. Идти к полю, что в конце деревни, далеко, поэтому неоднократно исполняются все Хойникские русальные песни:

Правяду русалку да бору, а сама вярнуся дадому.

Правяду русалку да мяжы, а сама вярнуся да дзяжы.

Правяду русалку ў шчыры бор, а сама вярнуся ў таткаў двор...

Участники обряда поют песни и несут большой венок, после них идут все остальные. Шествие движется через всю деревню к ржаному полю. Когда участники шествия подходят к нему, одна группа (старшие женщины) начинает водить хороводы с русальными песнями вокруг разожженного костра, а молодежь и дети гонят русалку в рожь, срывают с нее зелень и несут к костру, чтобы освятить его. Когда русалку разорвали, освящают огнем малые венки и главный большой венок, после чего его разрывают. После окончания праздника эту зелень несут на огороды, чтобы накрыть капусту.

Как видим, русалку мы прогнали, земля и природа вступили в силу, поэтому ждем Купалья, чтобы вместе купаловать, водить хороводы вокруг костра и, естественно, парами прыгать через него, чтобы очиститься от злых духов.

Марина Веселуха

vеsіаluhа@zvіаzdа.bу

Фото Сергея Выскварко

Кстати, о русалках писал в своих очерках отец Максима Богдановича Адам Егорович: «В воде же живут русалки. Они, впрочем, могуть считаться «земноводными», потому что обитают в воде только с осени до «русальной недели» (первая после Троицы). Тогда они выходят из воды и поселяются на ветвях деревьев, особенно на берёзах. Русалки качаются на их гибких ветвях, подзывая прохожих: «Человек! Человек! Ходи калыхаться!» А если кто сдуру подойдет к ним близко, то они защекочуть его до смерти. Представляются они воображению белоруса красивыми женщинами с распущенными длинными волосами. Пока русалки не выйдут из воды, т. е. до русальной недели, считается опасным купаться, потому что или болезнь какая-нибудь приключится, или русалки себе затащат в глубь реки и утопят. Существует поверье, что дети, умершие до крещения, превращаются в русалок».

У известного исследователя старины Евдокима Романова читаем: «На русалку выбіраюць дзеўку маторную. Косы ей распусцяць, адзежу знімуць, на плечы андарак ускінуць. І плятуць вянок із васількоў, хмелю, зорачак. Вянок бальшы. Колькі дзевак е, толькі і вянок плятуць. Надзенуць ей, русалцы, етый вянок і вядуць у жыто. І пяюць, і барабаняць у дошкі, у заслонкі, і агні паляць. Ну, прывядуць яе к жыту і піхнуць у жыта; вянок знімаюць, андарак разрываюць і бягуць уцікаць. А яна (голая) за імі, да ў ладкі плешча».

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».