Вы здесь

Жилые дома и детские сады теперь должны строиться одновременно


Строительной отрасли сейчас необходимо ориентироваться на дальнейшее снижение издержек и создание комфортного и удобного жилья, поставил задачу заместитель премьер-министра Беларуси Анатолий Калинин во время итоговой коллегии Министерства архитектуры и строительства. По его словам, при проведении экспертизы больше не будут пропускаться упрощенные варианты, ведь нужно создавать комплексную застройку жилой среды.


Именно о перспективах развития территорий жилой застройки корреспондент «Звязды» побеседовал с начальником главного управления градостроительства, проектной, научно-технической и инновационной политики Министерства архитектуры и строительства Галиной Павловой.

— Вопросы о недостаточной социальной инфраструктуре поднимаются не впервые. Эта тема на сегодня обеспечена законодательной базой?

— Возведение жилых районов городов осуществляется в стране на основании градостроительных планов общего и детального планирования в соответствии с регламентом застройки. Там четко прописано, где и какие объекты разрешается размещать. Еще в январе 2014 года вступил в силу Указ главы государства №26 "О совершенствовании строительной деятельности", где конкретно прописано, что районы жилой застройки должны обеспечиваться всеми минимально необходимыми объектами социальной инфраструктуры. Это магазины, аптеки, школы, детские сады, а также пожарные депо — все, что влияет на безопасность населения и обеспечивает его благоприятной средой проживания.

— В свое время я ходил в школу, которая в районном центре стояла впритык к жилому дому...

— Теперь при развитии территорий должны выполняться и санитарные нормы, где обязательно прописывается расстояние от жилых домов до ближайших школьных учреждений. Это расстояние регламентируется в зависимости от плотности населения. В общем, любое развитие городских территорий проводится на основании утвержденного детального плана, где уточняется, какие объекты по этим нормам там должны быть. Количество их определяется в зависимости от вместительности школ, поликлиник, а также других нюансов. А вот местные органы власти должны отслеживать на своей территории соблюдение этих норм.

В идеале это так. Но моя средняя дочь в новом микрорайоне столицы два года не могла пойти в детский сад, так как его просто не было рядом.

— Ситуация знакомая. В связи с тем, что школы и детские сады финансируются из бюджета города, то нередко их строительство опаздывает. Очевидно, что сначала происходит возведение ликвидных объектов — жилья, где организаторы получают гарантированный доход. А вот строительство социальных объектов переносится на более поздний срок. А этого не должно быть. Именно поэтому наше министерство подготовило соответствующий информационный лист исполкомам. В этом документе местным властям рекомендуется при выделении инвестору земельных участков под строительство жилья обязательно сообщать последним, что на этой территории пока не выполняются нормы по обеспечению пожарным депо и другими объектами инфраструктуры. Инвестор уже на первоначальном этапе должен понимать, что именно он будет строить здесь какие-то объекты инфраструктуры в качестве дополнительной нагрузки.

Отмечу, что это касается схемы строительства коммерческого жилья. При возведении жилья по госзаказу и с использованием льготных кредитов существует несколько иной алгоритм строительства инфраструктуры. А с коммерческим строительством местным властям желательно заранее определить в своих решениях то, какие объекты социальной инфраструктуры будет строить город, а какие — инвестор. И это стороны должны уточнять уже на старте развития территорий. В таком случае будущий организатор строительства будет сознательно решать, заниматься ему этим объектом, или нет.

— Получается, что сейчас строительство жилья и объектов социальной инфраструктуры должно происходить параллельно?

— Конечно. Не должно возникать ситуаций, когда жилой район уже заселен, а в нем долгое время нет инфраструктуры. Отслеживать подобные моменты должны местные органы власти, которые выдают разрешения на осуществление проектирования и строительства жилых домов. Именно они контролируют последовательность возведения всех запланированных зданий и сооружений на своей территории.

— Ваше управление занимается разработкой, а при необходимости, и корректировкой всех норм по развитию территорий. Однако контролируют соблюдение законодательства другие структуры. На практике получается не всегда все гладко?

— К сожалению, иногда случаются единичные случаи с подобными проблемами. Например, было много жалоб от жителей нового дома в районе улицы Калиновского г. Минска. Там люди купили элитное жилье за ​​серьезные деньги, а по сути получили кота в мешке. Первоначально им обещали, что рядом с домом будут построены детский сад и школа, а в итоге было принято решение впритык построить еще один жилой дом. Замечу, что это уже является прямым нарушением детального плана застройки.

— Как предотвратить повторение подобных ситуаций?

— Главным заслоном для таких нарушений должна стать государственная экспертиза проектных решений. А если проект не соответствует детальному плану застройки, то строительство его надо запрещать уже на этой стадии. А вот если объект построен, то исправлять ошибки будет гораздо сложнее. На наш взгляд, специалисты госэкспертизы должны более жестко подходить к согласованию проектной документации. Здесь жилое здание нужно рассматривать не только как коробку и конструкцию, а больше обращать внимание на соответствие градостроительным нормам, которые утверждены детальным планом освоения территории. Так, наше управление может корректировать эти нормы в связи с уплотнением районов, но такие изменения не должны выходить за пределы принципиальных моментов детального плана застройки. А экспертиза должна надежно отсекать неправомерные решения местных властей.

— Вместе с тем, еще встречаются случаи, когда во время заключения договоров с фирмой-застройщиком озвучиваются одни условия, а при заселении оказывается, что социальной инфраструктуры рядом с домом нет...

— Этот вопрос отдельно поднимался на прошлой коллегии Минстройархитектуры. Тогда было решено, что жилье не должно строиться отдельно от возведения социальной инфраструктуры. Так, в городах не всегда хватает собственных средств, чтобы строить инфраструктуру вовремя. Значит, деньги надо экономить и снижать издержки. В связи с этим министерство утвердило предельные нормативы стоимости по таким объектам социальной инфраструктуры, как физкультурно-оздоровительные комплексы, детские сады и школы. Документ предусматривает четкое отслеживание и целесообразность использования определенных объемов бюджетных средств на строительство таких объектов.

Сергей КУРКАЧ

kurkасh@zvіаzdа.bу

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.