Вы здесь

Как молодежь соблазняют остаться после отработки распределения


На слово "распределение" студенты последнего курса реагируют нервно. Ведь вольница закончилась, и приходит "расплата" за бюджетное обучение. Для многих это стресс — после учебы в большом городе ехать отрабатывать, как говорится, у черта на куличках. Многие молодые специалисты, отбыв там свои два года, мчатся назад: к любимым кафе, гипермаркетам и деловитой мегаполисной суете. Не успеет один вчерашний студент набраться опыта, как на его место приходит очередной. Как остановить этот круговорот? Реально ли задержать молодежь в маленьком городе после отработки? Какие социальные "пряники" нужны, чтобы она оставалась на периферии? И почему многие уезжают, несмотря ни на что? Ответ на этот вопрос мы искали в Ельске Гомельской области.


Врач Светлана Василевская после отработки осталась в Ельске и не жалеет об этом.

Дом, магазин и бильярд

Окраина Беларуси, далеко от областного центра и столицы. Плюс есть загрязненные радиацией территории. Население города и района — всего 15 тысяч человек. Совокупность этих факторов делает проблему "удержания" молодых специалистов чрезвычайно актуальной для Ельска. "Ежегодно к нам прибывает по распределению 70—100 человек. Преимущественно в сфере образования, медицины, сельского и лесного хозяйства, — рассказывает Виктория Баклан, главный специалист отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Ельского райисполкома. — Мы их приглашаем на встречу с руководством города и района, предлагаем консультационную помощь. И каждый может обратиться со своими вопросами. Свои методы работы с молодыми специалистами есть и на каждом предприятии или в учреждении".

Один из главных "козырей", которыми пользуются руководители местных организаций, чтобы удержать молодежь, — это жилье. Кто-то выделяет ведомственные квартиры, кто-то компенсирует работнику стоимость съемного "дома". Расценки на аренду по сравнению со столицей просто смешные: однокомнатную можно снять за $ 25-30 плюс коммунальные. Строятся и новые многоквартирные дома: в них живут преимущественно семьи, получившие льготный кредит на строительство. В городе возник целый микрорайон, который так и называется — "Молодежный".

Крыша над головой — это важно. Да и после работы хочется и где-то отдохнуть. И желательно культурно, а не на задворках за магазином или в парке на скамейке. "И в городе, и в деревнях у нас есть учреждения культуры, — рассказывает Виктория Баклан. — В Ельске работает кинотеатр с бильярдным залом, спортивный комплекс, любительская танцевальная студия. Есть ресторан, три кафе, крупный сетевой гастроном. Торговля непродовольственными товарами достаточно развита за счет частного предпринимательства. А еще молодежь активно пользуется интернет-магазинами".

Меньше город — больше перспектив?

Что касается карьерных перспектив, то в небольшом городе толковый парень или девушка могут "пробиться" быстрее: здесь меньше конкуренция. "Это нормальная практика, когда врач, отработав 2—3 года и набравшись опыта, идет на повышение, — объясняет Наталья Тишкова, главный врач Ельской центральной районной больницы, — и получает более ответственную должность. Да и на "старте" средняя зарплата молодого специалиста—врача в нашем учреждении — 950 рублей. Как нам это удается? Подтягиваем все ресурсы: "контрактные", премия, доплата за интенсивность и др. Хотя и нагрузка довольно большая. Но зарплата многих побуждает оставаться. Плюс даем служебное жилье".

Врач-анестезиолог-реаниматолог Светлана Василевская еще не так давно считалась молодым специалистом. Сама родом из деревни в Калинковичском районе, а медуниверситет закончила в Гродно. Светлана уже была замужем, когда получила распределение в Ельский район. "Муж на тот момент работал в Гродно инженером-проектировщиком, — рассказывает доктор. — Своего жилья у нас там не было, а я уже ждала ребенка. А тут дали служебную квартиру. И мы с мужем решили переехать в Ельск. Он устроился на Мозырский нефтеперерабатывающий завод: и коллектив хороший, и зарплата устраивает. Купили машину — и муж ездит на работу в Мозырь".

"Я выбираю мегаполис!"

Аргументы в пользу того, чтобы остаться в Ельске, понятны: тишина, недорогое жилье, неплохая инфраструктура. А если еще и с зарплатой не обидели, то можно жить как у Христа за пазухой. Однако у тех, кто уезжает, есть аргументы не менее весомые. Каролина родилась и выросла в Ельске. Закончив Мозырский педуниверситет, отработала два года на малой родине. Потом девушка переехала в Минск, где также работает по специальности, так как считает учительство своим призванием. Родной Ельск упоминает с ностальгией, но возвращаться не спешит. Более того: решение уехать оттуда созрело у нее еще до поступления в вуз. "Во-первых, я человек амбициозный, а в малом городке мне особенно некуда расти, — говорит молодой педагог. — Во-вторых, как и любая девушка, я задумываюсь о семье и детях. А в Ельске достойные внимания мужчины давно женаты. В мегаполисе больше возможностей найти свою "половинку". В-третьих, в маленьком городе ты словно под лупой. А в Минске никому нет до тебя дела".

Есть ли, по мнению Каролины, плюсы у маленького города? "В Ельске дети и их родители относятся к учителям с большим уважением, — утверждает девушка. — А столичные школьники больше знают о своих правах, чем об обязанностях. Кроме того, Ельск — это пострадавший от Чернобыля район. Два раза в год я вместе с учениками ездила в санаторий. Но в Минске у меня больше пространства для развития. Как классный руководитель, я бываю с учениками в театрах, музеях, на спортивных аренах. И проблемы, куда сходить в свое свободное время, тоже не возникает. Поэтому я выбираю шум мегаполиса".

Среди минусов столичной жизни Каролина отмечает дороговизну жилья. За аренду скромной комнатки учительница отдает половину своей небольшой зарплаты. Девушка утешает себя тем, что не все приходит сразу. "Если получу категорию, то и зарплата вырастет. А пока можно и потерпеть немного. Главное, что у меня есть цель".

Безвозвратные потери

С одной стороны, 60-70 процентов уроженцев Ельщины, отучившись в других городах, возвращаются по распределению на малую родину, рожают детей и пускают здесь "корни". (И это хороший показатель для города с населением менее 10 тысяч человек.) Доступное жилье и неплохая для райцентра инфраструктура — как говорится, лучше синица в руке, чем журавль в небе. Но одними "пряниками" вчерашнего молодого специалиста на периферии не удержишь. Ведь все определяется менталитетом человека. Кому-то нравится неспешность провинциальной жизни. Других — хоть построй им коттедж с бассейном и вертолетной площадкой — влекут огни большого города. Поэтому 30-40 процентов тех, кто уехал, — это безвозвратные "потери", с которыми следует смириться. Провинция всегда питала людскими ресурсами большие города. И люди родом из глубинки часто достигают в мегаполисах немалых успехов. Ситуация "пан или пропал" заставляет шевелиться. Поэтому периферия с ее якобы отсутствием перспектив — настоящая "кузница" молодых и инициативных кадров. Кадров, стремящихся доказать: мы тоже не лаптем щи хлебаем. Но для поддержания в этой кузнице "огня" нужные ресурсы: жилье, доплаты к зарплате и дополнительные льготы. Чтобы создавались новые семьи, рождались дети. Однако каждый ли район и каждое ли предприятие на периферии может позволить себе такую ​​роскошь — "пряники" для молодых?

Валентин БОЙКО

bоіkа@zvіаzdа.bу

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.