Вы здесь

Как отпугнуть туриста?


Проблемы с сервисом вредят имиджу страны.

О красивых местах Беларуси немало говорят и пишут. Как и о гостеприимстве нашего народа. Но, как говорится, капля вони портит гарнец меда. И каплей этой становится туристический сервис, уровень которого иногда возмущает даже соотечественников. "Об этом обычно стараюсь не говорить, чтобы не пугать клиентов, — говорит Олеся, сотрудница одной из минских турфирм. — Но за пять лет работы уже накипело. Ведь свое недовольство туристы выливают на нас, экскурсоводов". По понятным причинам девушка не называет своей фамилии. Однако следует прислушаться к замечаниям профессионала, который непосредственно работает с туристами — белорусскими и зарубежными.


Нет сервиса — нет проблемы?

Чтобы обсуждать проблемы сервиса, нужно, чтобы сервис был. Но на многих туристических маршрутах он в зачаточном состоянии. Наиболее болезненный вопрос для экскурсоводов и их "подопечных" — общественные туалеты. "На самых раскатанных направлениях вроде Дудуток или Несвижа проблема кое-как решена, — рассказывает Олеся. — На оживленных трассах есть автозаправки с туалетами. А если направляетесь, скажем, в сторону Браслава, то останавливаться приходится... просто в лесу. Летом там комары, клещи, а зимой — холод. Встает вопрос даже не эстетики, а здоровья. Есть, правда, туалет на заправке под Поставами, но до него еще дотерпеть надо".

Наличие туалета еще не гарантирует комфорта. Зато колорита и аутентики можно хапнуть через край. Ведь технологически туалеты не всегда отличаются от деревенских "скворечников". "Конструкции типа "дырка в полу" встречаются рядом со многими архитектурными достопримечательностями, — говорит экскурсовод. — Стоит красивейший храм, а возле него  — "будочка". К костелу у нас претензий нет: он не имеет прибыли от туристов. А вот местные власти могли бы и позаботиться о сервисе".

Впрочем, не будем слишком позорить регионы. Ведь культурный шок может настичь туриста и в столице. "Есть в Минске красивый и уважаемый ресторан. Но в тамошней уборной только два посадочных места — мужское и женское. А мы привели туда группу из 40 человек, 30 из которых — женщины. Возникла очередь. Многие после посещения туалета просто потеряли аппетит. От "аромата" глаза резало. А вовремя навести порядок администрация не позаботилась".

"Ложки воруют, чашки бьют"

Впрочем, в Минске кафе и ресторанов — как дров в лесу. В небольших же городах их еще надо поискать. "Были мы с друзьями в Дятлове, — вспоминает Олеся. — Там нашли четыре нужных заведения. Одно открывалось только вечером, во втором был ремонт, в третьем отмечали юбилей, в четвертом — поминки... Еще "веселее" мы съездили в Кричев. Там недалеко от дворца нашли два кафе. И опять одно закрыто, а во втором нас не обслужили, потому что устраивали банкет. Хотя могли бы выделить закуток, чтобы покормить голодных туристов". Абсурдная получается ситуация: хотим зарабатывать, а когда люди приходят с деньгами — нос отворачиваем. И это в частном заведении, якобы заинтересованном в любой копеечке.

Но первое место в личном антирейтинге нашего экскурсовода занимает буфет одного из известных столичных театров. "К художественной стороне нет претензий — высший уровень. Но буфет — нечто невозможное. Приходишь на каблуках, в вечернем наряде (ведь театр!), А тебе подают эспрессо в пластиковом стаканчике, который плавится в руках. И пирожное на пластиковой одноразовой тарелке. А туда же столько иностранцев ходит... Стыд и позор! Спрашиваю у администратора, где же человеческая посуда? На что мне отвечают: "Не даем, так как ложки воруют, а чашки бьют!"

А теперь представьте себе подобный пассаж из уст сотрудников "Камеди Франсез" или Карнеги-холла. Не представляется, правда? Почему же культурное учреждение в белорусской столице позволяет себе подобное отношение к посетителям? Неужели пара разбитых чашек дороже имиджа страны? Наверное, стоит руководству театра брать пример с брестского железнодорожного вокзала. Там почему-то посуду подают нормальную, с фирменным логотипом "Белорусской железной дороги". И не боятся, что побьется.

Ни проехать, ни пройти

Гости из бывшего СССР обычно впечатлены качеством и ухоженностью наших трасс. "У нас даже на второстепенных дорогах вырубают кустарник по обеим сторонам и убирают обочины. Но ко многим туристическим объектам нет ни нормальных подъездов, ни площадок, на которые можно выйти. Никогда не забуду путешествие под Новолукомль к живописным руинам барочной церкви. Сначала мы 3 километра тряслись по жуткой гравийке. Потом метров 500 шли по колено в грязи, так как лил дождь. Не каждый турист согласится на такое испытание".

Если в регионах беда с подъездными путями, то в больших городах — с парковками для туристических автобусов. "На площади Свободы в Минске парковка закрытая, — говорит Олеся, — на соседней Октябрьской тоже не слишком припаркуешься. А высаживать людей за три километра, чтобы пешком тащиться к ратуше — что это за сервис?" В качестве положительного примера сотрудница турфирмы отмечает Витебск, где в центре можно найти парковку для автобуса. А вот в не менее привлекательном для туристов Гродно с этим проблемы. "В центре города есть одна стоянка — около синагоги. А на Советской площади мы вынуждены идти на нарушение и становиться под знаком".

Комфорт туристам или соблюдение правил дорожного движения? Такая дилемма остро стоит перед экскурсоводами. "Отправляясь в путешествие автобусом, мы собираем пассажиров на парковке в центре Минска. А когда возвращаемся поздно ночью, многие хотят выйти около метро. Но ПДД не позволяют нерейсовым автобусам останавливаться возле станции. И водитель, идя навстречу туристам, рискует получить большой штраф с отметкой в талоне. В результате у клиентов возникают претензии". Проблему, наверное, можно решить, если законодательно разрешить останавливаться в таких местах туристическому транспорту. Его не так много, чтобы существенно помешать дорожному движению. А вот здесь нужно выходить уже на законодательный уровень... 

Мы намеренно не называем антигероев нашей статьи. Но надеемся, что они узнают себя. И поймут, наконец, что под лежачий камень вода не течет. И что за сервис на уровне позднего неолита захочет платить только заядлый экстремал. В то же время надо понимать: проблема не в отдельных недостатках. Здесь нужен комплексный подход. Чтобы и дорожная инфраструктура, и музеи, и общественное питание работали как одна система. А для этого необходимо не только наладить работу на местах, но и пересмотреть отдельные нормы и правила. Но самое главное — избавиться от вялости и безразличия. Если, конечно, мы действительно хотим зарабатывать деньги на туризме, а не просто говорить об этом.

Валентин БОЙКО

boіka@zvіazda.by

Выбор редакции

Общество

Галина Левина: Памятник — не конструктор и не чертеж, его надо пережить, выстрадать

Галина Левина: Памятник — не конструктор и не чертеж, его надо пережить, выстрадать

У архитектора Галины Левиной — Хатынь, творческое наследие ее отца.

Общество

Премия красоты. Ради чего люди ложатся под нож пластического хирурга?

Премия красоты. Ради чего люди ложатся под нож пластического хирурга?

Как свидетельствуют многочисленные исследования, привлекательным людям проще пробиться в жизни и они достигают в карьере большего успеха.

В мире

Как Европа восстанавливается от ковидного удара?

Как Европа восстанавливается от ковидного удара?

В этом году европейская экономика будет переживать глубокую рецессию из-за вспышки коронавируса, несмотря на быстрые и всеобъемлющие антикризисные меры как на союзном, так и на национальном уровне.

Экономика

Тонкое искусство благополучия. Составляем семейный бюджет вместе со специалистом Нацбанка

Тонкое искусство благополучия. Составляем семейный бюджет вместе со специалистом Нацбанка

2020 год поставил всех нас перед необходимостью четко планировать свои расходы.