Вы здесь

Очарованные небом


У военных вертолетчиков, отца и сына Павловых, на двоих - более 5 тысяч часов, проведенных над облаками

Вдвоем они очарованы небом и не представляют свою жизнь без винтокрылых машин. Несмотря на то, что Александр Николаевич свое уже отлетал, его все равно тянет туда, где свистит ветер и гудит мотор. Выйдя на военную пенсию, летчик-снайпер применяет свой богатый опыт в разработке авиатренажеров. Зато за двоих летает его сын, который служит в 50-й смешанной авиационной базе, что в пристоличных Мачулищах.


От восторга до высшего пилотажа

А началось все с обычного юношеского увлечения авиацией, которое вылилось в поступление в Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков.

- Случалось, что в школе прогуливал занятия, - рассказывает старший Павлов. - Если учителя просили меня объяснить причину, я говорил, что был в военкомате. И кто-то даже пошутил: мол, летчиком будешь, раз часто в военкомате бываешь!

Так и получилось. Правда, стал Александр Павлов не летчиком, а вертолетчиком. О том, что в училище готовят управлять вертолетами, узнал, уже когда был зачислен в ряды курсантов. Но об этом никогда не пожалел.

Свой самый первый полет старший Павлов помнит и сегодня. Было это на вертолете Ми-2. "Летели тогда с инструктором, молодым лейтенантом, который сам недавно закончил училище, - вспоминает летчик-снайпер. - Я сидел и держался за управление, он пилотировал. Потом и мне дал подержаться за штурвал. Интересно было. Все это очень заворожило..."

После окончания училища в Сызрани лучших выпускников отправляли служить за границу. Александр Павлов попал в Монголию. В Улан-Баторе был сразу назначен командиром экипажа (авиаторы с высшим образованием на то время были в дефиците), а через три года стал летчиком первого класса. Потом служил в Белорусском военном округе. Здесь, в Бобруйске, женился, дважды стал отцом. Потом была Германия, а затем снова Беларусь. В запас полковник авиации ушел с должности начальника армейской и транспортной авиации страны. Сегодня Александр Павлов тестирует авиатренажеры, созданные отечественным ВПК - одним словом, тот же летчик-испытатель.

- Раньше тренажеров не было, авиаторы осваивали технику непосредственно во время полетов, - рассказывает вертолётчик. - А как во время реального полета можно отработать особые случаи: например, отказ двигателя или пожар на борту? Благодаря современным тренажерам это возможно. Нынешнее поколение летчиков и вертолетчиков до автоматизма отрабатывает все особые случаи, чтобы в реальной ситуации (конечно, лучше чтобы ее не было!) справиться со всеми трудностями.

Любовь к авиации - по наследству

То, что сын пошел по отцовскому пути, не удивительно. Евгений Павлов с детства ходил с отцом на аэродром, наблюдал за тем, как он летает, - любовь к авиации, без преувеличения, передалась ему по наследству. Повлияла и среда, в которой рос: в военных городках, где жили, летчики и вертолетчики были на каждом шагу. Еще школьником летал на вертолетах. Конечно, в качестве пассажира.

Как признается Евгений, при выборе профессии отец никогда не навязывал ему свое мнение. "Сначала я хотел стать кардиохирургом, но к авиации у меня любовь с детства, - рассказывает вертолётчик. - Я всегда гордился, что мой отец - летчик. Сегодня подобные слова слышу уже в свой адрес от дочери..."

Отцовской радости не было предела, когда сын поступил на авиационный факультет Военной академии. А один раз, уже через несколько лет после учебы, старшему Павлову даже удалось лично оценить уровень подготовки сына.

- Я полетел с ним в качестве инструктора, - вспоминает Александр Павлов. - И был доволен полетом, а главное, убедился в том, что мой сын на своем месте. Он очень любит летать...

Кажется, ему повезло больше, чем отцу. Евгений как пришел в 50-ю смешанную авиабазу после Военной академии, так служит здесь уже двенадцатый год. Но, как признается сам вертолётчик, он готов ко всему, так как к переездам привык с детства.

- Небо везде одно и то же, - убежден Евгений Павлов. - Когда поднимаешься ввысь, остаешься один на один со стихией. Есть только ты и пятый океан. Бывает, летишь ночью по маршруту, смотришь, а в лесу один домик светится. Думаешь, а кто там живет, а какая у того человека судьба. Вот тут люди вместе живут, а он тут один... Когда у меня некоторые семейные проблемы (например, заболеет ребенок) или неприятности на службе, стоит только взлететь - и ты обо всем забываешь. Думаешь только о полете и о выполнении поставленной задачи.

До недавнего времени Евгений Павлов летал на вертолете Ми-8 старой модификации. Теперь он среди тех счастливчиков, кто сидит за штурвалом новых винтокрылых машин, которые недавно пополнили авиапарк 50-й базы. Как признается летчик, переучиться было несложно. "По технике пилотирования данная модификация мало чем отличается от предыдущей, - считает командир вертолетного отряда (на Ми-8) вертолетной эскадрильи (на Ми-24, Ми-8). - Но это уже усовершенствованная техника, машина XXI века".

Как говорят вертолетчики, настоящий профессионал должен летать в любую погоду. Интересно, что и отец, и сын предпочитают пасмурное небо. "Чем сложнее, тем лучше. Летать в солнечную погоду - легче легкого, а вот в неблагоприятную..." - говорят они в один голос.

- Часто ли обращаетесь к отцу за профессиональными советами? - спрашиваю у Евгения.

- Постоянно. У него богатый опыт службы в советской армии. Мы многое взяли именно оттуда. Именно на той базе, на той старой школе мы построили наши белорусские военно-воздушные силы. Наша авиация занимает достойное место в Вооруженных Силах, а некоторым государствам даже есть чему у нас поучиться!

Вероника КАНЮТА

kаnуutа@zvіаzdа.bу

Фото Надежды Бужан

Выбор редакции

Общество

К купальному сезону подготовят 459 пляжей

К купальному сезону подготовят 459 пляжей

Существуют строгие требования к местам для купания.

Экология

Какой интерес у Беларуси у Южного полюса?

Какой интерес у Беларуси у Южного полюса?

Антарктика, такая далёкая и близкая.

Общество

Командир ведет за собой

Командир ведет за собой

Пятикурсник Полоцкого государственного университета имени Е. Полоцкой был удостоен почетного звания «Человек года Витебщины — 2023».