Вы здесь

Могилевский врач о длинных ногах и почти 40-килограммовом соме


За свои 36 лет работы в травматологии Василий Калугин которых только пациентов не видел. Приходилось буквально возвращать людей с того света и собирать по косточкам. Многие из них именно благодаря Калугину сегодня продолжают жить. Он же скромно говорит, что просто любит свою профессию. А любовь эта у него потомственная. Бабушка была фельдшером, дядя - доктор медицинских наук, профессор. Поэтому и он медицину выбрал осознанно, еще в школе. А вот на решение стать травматологом повлияла 6-я клиническая больница Минска, где будущий врач подрабатывал. "У нас там были очень интересные учителя, позитивно относились к студентам. С моего курса вообще много кто стал травматологом. Именно 6-я клиническая поспособствовала. И за всю жизнь ни разу не пожалел о своем выборе", - говорит заведующий отделением травматологии Могилевской городской больницы скорой медицинской помощи Василий Калугин. Сегодня он делится с читателями «Звязды» некоторыми особенностями своей профессии.


Очнулся - гипс

В отделении кого только не ставят на ноги. Еще недавно четверть пациентов составляли именно жертвы дорожных происшествий. Сейчас цифра снизилась до 20%. Чувствуется, что в стране к нарушителям существенно усилились требования. Плюс работа на местах. В Могилеве, например, практикуются экскурсии в городскую травматологию. Несколько раз в год сотрудники ГАИ приводят сюда курсантов перед тем, как вручить им удостоверения автомобилиста. Встречи происходят, конечно же, с согласия самих пациентов.

- Больные понимают, что для будущих автолюбителей их примеры лучше других наглядных пособий. Один их вид действует убедительно, - уверяет Василий Калугин. - Однажды в палате собралось сразу шесть таких бедолаг. Один ехал на мотоцикле, ничего не нарушал, но его сбил автомобиль и он получил тяжелые травмы. Еще один купил авто, вместе с другом это отметил и поехали кататься. Машина перевернулась, один попал в нейрохирургию, второй к нам. Был также нетрезвый пешеход, который не разминулся с автомобилем, когда переходил улицу. Одним словом, классика жанра. Все искренне о своих несчастьях рассказали. Лечиться же у нас трудно и морально, и физически. Еще вчера человек был здоров, а вдруг прикован к постели. После аварий люди поступают к нам с множеством травм, переносят большое количество операций. Одному сделали аж 9, но все-таки поставили на ноги.

- По милицейской статистике много людей получает травмы в семейных скандалах. Они ведь тоже ваши пациенты?

- Да. Небольшое раздражение, которое накопилось в семье, подогретым вином, приводит к битью стекол, а то и вообще демонстративному шагу с балкона. Бывают травмы сравнительно легкие, но часто - очень тяжелые, с повреждением сосудов. Падают с высоты, с моста, заканчивают самоубийством - в месяц один-два таких человека к нам попадает. Иногда беде способствует психическое заболевание. У человека внезапно возникает мания, что он виноват во всех несчастьях и является обузой для близких. У нас была женщина, которая трижды пыталась наложить на себя руки, выбрасывалась из окна, мы ее лечили, оперировали, ставили на ноги, а через год она снова возвращалась к нам. Четвертая ее попытка была "успешной".

- А какие еще "экстремальные" пациенты к вам попадали?

- Бывают жертвы армрестлинга в состоянии алкогольного опьянения. За год десяток таких любителей стабильно поступает к нам с переломами плеча. А еще встречаются спасатели котов. Они лезут на дерево снять животное, оно же кусает и убегает. А освободитель попадает к нам на прививки от бешенства. Бывают жертвы высоких каблуков. Надели "шпильки", немного выпили вина, неуверенная походка и - как следствие - перелом голеностопного сустава и несколько месяцев постельного режима. Было дело - охотника спасали. Привезли мужчину с охоты с большими ранами на двух голенях, на бедрах, с оторванными пальцами. Кабан-секач чуть его не убил, хорошо друг не растерялся - застрелил разъяренного зверя. А вот мужчине не сладко пришлось. Полтора часа зашивали ему раны.

- Вспомните самый ужасный случай из вашей практики?

- Это произошло на первом году моей работы. Разбился автобус, и к нам в отделение поступила молодая женщина с множеством переломов, в коме. Мы ее оперировали, она долго была без сознания, но потом поправилась.

- А какая операция была самой продолжительной по времени?

- Однажды почти непрерывно оперировал 14 часов подряд. Сначала выполнял дневные операции, потом заступил на дежурство и продолжал оперировать. Перемывался и брался за очередного пациента. А самая длинная операция - перелом таза - шла 3 часа.

Диагноз по походке, длинные ноги и чем грозят косточки

Слышала, что ортопеды и травматологи могут поставить диагноз даже по походке. Василий Калугин улыбается, но подтверждает.

- При ряде патологий сустава действительно появляется характерная походка. Опытный травматолог может определить, что человек страдает болезнью коленного или тазобедренного сустава. очень характерная походка была у Чарли Чаплина, которой все восхищались и даже копировали. А человек страдал двусторонним вывихом бедра - дисплазией тазобедренного сустава. Зиновий Гердт, перенесший ранение коленного сустава, также не скрывал свой дефект. И это даже придавало ему некий шарм. Его Паниковского запомнили все.

- А если человек не доволен своими ногами и вообще походкой, можно что-то изменить?

- Есть целый раздел травматологии и ортопедии, посвященный этому. Доктор Артемьев из Москвы занимается ликвидацией х- или у-подобной деформацией голени. Женщины часто по этому поводу комплексуют. Наш уважаемый коллега написал даже монографию о ликвидации таких деформаций. При лечении он очень широко применяет метод Илизарова. Кстати, Илизаров продлил человека на 52 сантиметра. У человека была генетическая аномалия - торс нормальный, а конечности очень короткие.

- В Могилеве такие операции практикуются?

- Если хотите, мы можем сделать. Пока мы ликвидировали последствия всяких травм, в результате которых нога становилась короче. Сразу предупрежу, процесс долгий. Аппарат Илизарова позволяет продлевать рост на 1 миллиметр в сутки. И этот срок нужно еще умножать на 3 - необходимо время для того, чтобы кость укрепилась. Человеку делают перелом, укладывают в аппарат Илизарова и потом на миллиметр в сутки растягивают нервы, сухожилия, сосуды. Чтобы вырасти на 5 сантиметров, потребуется полгода. Человек при этом остается на ногах, ходит, двигается.

- Женщины часто страдают от косточек. Подобрать обувь для деформированной стопы - проблема...

- Через наше отделение за год проходит около 10 таких больных. Это называется вальгусная деформация первых пальцев. Чаще, действительно, страдают женщины. Сегодня предлагается ряд оперативных вмешательств. Они у нас выполняются на самом современном уровне.

- А нужно ли вообще устранить эту косточку?

- Нужно учитывать возраст человека, его профессию, степень деформации. Вообще стопа имеет очень важное значение, она выполняет функцию рессоры, если сравнивать с автомобилем. Если амортизация стоп у вас нарушена, будут страдать коленные и тазобедренные суставы, позвоночник. Косточки - упрощенное понимание деформации стоп. Если есть плоскостопие и стопы не выполняют свою функцию, начинается деформация пальцев.

- А что делать, чтобы предупредить сколиоз? Сегодня это самая распространенная болезнь среди школьников.

- Кстати, сколиоз бывает наследственный и приобретенный. И для детей, и для взрослых долгое пребывание у компьютера приносит много вреда. Снижается физическая активность, человек сидит в вынужденной позе, прогрессирует остеохондроз, радикулиты, идет нагрузка на зрение. Нужно загружать позвоночник - много ходить, плавать, чаще бывать на природе.

Про международный опыт, иностранных пациентов и занятие для души 

Василий Калугин и 36-килограммовый сом, который был пойман на Днепре

В кабинете врача на стене сертификаты участника международных конгрессов, патент на изобретение. Василий Калугин перехватывает мой любопытный взгляд и поясняет:

- Десять лет назад был на международном конгрессе в Израиле. Мне посчастливилось дважды попасть на эти курсы. Ассоциация родилась в Швейцарии еще до войны. Группа травматологов из Австрии, Германии и Швейцарии были не удовлетворены результатами лечения переломов и создали группу, куда привлекли самых передовых специалистов. Традиция распространять передовой опыт сохраняется до сих пор. Десять лет назад они стали выезжать учить в Россию. Может, когда-то и к нам приедут. На конгрессе в Израиле из белорусов было всего 5 врачей, трое минчан и 2 - из Могилева. Много чего можно было почерпнуть полезного. Это новые подходы для оперативного лечения переломов. Новые показания, новые технологии, новые фиксаторы.

- В каких-либо зарубежных клиниках приходилось бывать?

- Был в клиниках Польши, Германии, Израиля. В Израиле, кстати, третья часть врачей - выходцы из СССР, много кто работает в качестве руководителей клиник. Считается, что они очень хорошо подготовлены, поэтому и занимают передовые позиции. Но сравнить нашу работу с их невозможно. Они делают больше экстренных операций, работают более интенсивно. Это связано с финансированием и оплатой. Доктору за каждую операцию насчитывается бонус. Все пациенты застрахованы, клиника получает все необходимые деньги. И схема обучения врачей другая. Выделяется 2 тысячи долларов, и врач может ехать, куда пожелает, учиться той теме, которая ему интересна. Потом возвращается и внедряет свои знания в работу клиники.

- Насколько хорошо вооруженная белорусская травматология?

- Все очень быстро движется вперед. Если 10-15 лет назад интерлокинг (технология лечения при переломах, когда не используется гипс) был новинкой, и мы ее одними из первых стали использовать, то сегодня это самая банальная операция. Если есть оборудование, можно использовать любые новейшие технологии.

- А патент за что получили?

- Совместно с Гродненским медицинским институтом предложили новый вариант лечения переломов - аппарат внешней фиксации. Мы заложили несколько другой принцип, который позволяет быстро накладывать шину и устранить деформации.

- Иностранцы охотно пользуются услугами вашего отделения?

- В этом году мы сделали плановые операции двум пациентам из Туркменистана, по одному - из Украины и России. Они сами на нас выходили, знакомились с прейскурантом, подписывали договор и лечились.

- Работа у вас тяжелая, требует большого нервного напряжения. На чем отводите душу?

- Раньше увлекался охотой и рыбалкой, но в последнее время разоружился. Езжу только на рыбалку - на Волгу, псковские озера, на Днепр. Для меня это хороший отдых с друзьями, общение с природой, смена занятия. Однажды 36-килограммового сома поймал на Днепре. Пока тащил рыбину из воды, напарник управлял лодкой. Полчаса боролись. Все произошло примерно в 6 часов утра. Первым рыбу увидел 5-летний мальчик, который спросил: "Дядя Вася, а что это?" Очень поразился ее видом и побежал будить папу. После этого проснулся весь наш лагерь - 25 человек. Половину рыбины завезли в Быхов, закоптили, а переднюю часть сразу же "приговорили" на месте. Когда разъезжались по домам, от рыбы ничего не осталось. Из головы хотел сделать чучело, но пропустил время, и она испортилась в холодильнике. Надо было взять шприц и хорошо насытить ее 40%-ым формалином. Но, наверное, не суждено было, значит, еще одного сома поймаю, возможно, еще большего.

Нелли ЗИГУЛЯ.

Фото автора.

zіgulya@zvіazda.by

Выбор редакции

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.