Вы здесь

К 2018 году оборот в ИТ-сфере Армении может достичь $1 млрд


В прошлом году Армения показала хороший пример, как можно использовать союзный потенциал и наращивать экспорт. Тем не менее население все еще дает неоднозначную оценку перспективам интеграции. Что Армения выиграла, избрав евразийский вектор сотрудничества, и как преодолеть существующие препятствия во взаимодействии, обсудили на вебинаре, который провел Российский совет по международным делам на тему «Интересы Армении в ЕАЭС». Наш корреспондент записал наиболее интересные тезисы экспертов.


Родственные связи

Одним из важных достижений Армении за время существования в ЕАЭС можно назвать то, что темпы спада экономики снизились. Страна сумела сохранить стабильность в области денежно-кредитной и валютной политики, что обеспечило устойчивость курса армянского драма. Аза МИГРАНЯН, руководитель отдела экономики Института стран СНГ, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН, рассказала о возможностях дальнейшего сотрудничества.

— Плюсы Армении в том, что ее экономика в отличие от других партнеров по ЕАЭС, за исключением Беларуси, развивается по пути интенсивного производства. В Армении нет условий для экстенсивного развития, и страна вынуждена делать ставку на высокотехнологические сферы, где выше добавленная стоимость. Как пример, ювелирная промышленность, обработка алмазов, развитие ИТ-технологий, производство микросхем, оптоволокна... Проблема развития этих отраслей в том, что они создают ограниченное количество рабочих мест. Это автоматизированные процессы, поэтому у Армении стоит проблема трудоустройства. В этом смысле участие в ЕАЭС может быть крайне перспективным, чтобы развивать не только торгово-экономические отношения, но и в большей степени промышленную кооперацию. К сожалению, сегодня можно отметить, что эти процессы протекают только в отношениях с Россией. Слабостью будет тот факт, что проблемы российской экономики отражаются на состоянии и темпах данной кооперации. Еще одной перспективной сферой деятельности для Армении является финансовый сектор, где страна могла бы выступать в качестве развитого поставщика услуг и продуктов.

Армянская экономика отличается диаспоральным характером инвестиций, который предопределяет движение денежных потоков и их поступление со всего мира. Достаточно активно этот вид сотрудничества развивается с Китаем, Германией, Кипром, США и Аргентиной, где в большей степени представлена армянская диаспора. Этот характер позволяет армянской экономике балансировать, но не решает актуальных проблем: недостаточный уровень развития промышленного сектора, высокий уровень зависимости роста сельхозпроизводства и развития АПК от возможностей выстраивать логистические связи.

— Один немаловажный фактор — формирование инвестиционной, предпринимательской среды в Армении, которая бы де-факто расширяла возможности бизнеса, в том числе иностранного, — продолжила Аза Мигранян. — Несмотря на то, что в Армении действует одна из наиболее либеральных систем регулирования предпринимательства среди стран ЕАЭС, есть некоторые проблемы в бизнес-среде — коррупция и высокий уровень нелегального сектора. Эти вопросы требуют решения и определенных гарантий для инвесторов.

Новая метла...

Когда было официально объявлено, что Армения идет на вступление в Евразийский экономический союз, ожидания армянского общества подогревали надежды на снижение тарифов на электричество и газ и на осуществление крупных инфраструктурных проектов, которые имеют стратегическое значение. Это, во-первых, новая атомная станция, и во-вторых, — железная дорога Армения — Иран. Но получилось так, что те шаги, которые Россия предприняла ради Армении, остались незамеченными. Проблемы в российской и армянской экономиках помешали осуществить крупные проекты. Кризис повлиял и на товарооборот. К примеру, падение экспорта коньяка в Россию оценивают до 40%. К этому еще добавилось то, что на мировых рынках упала цена на сырье, из-за этого пострадал экспорт в страны Евросоюза — в основном продукции горнорудной промышленности.

— Все эти объективные проблемы были представлены как результат членства Армении в Евразийском экономическом союзе без объяснения того, с чем они были связаны, — говорит политический обозреватель Айк ХАЛАТЯН. — В 2016 году были определенные подвижки — вырос экспорт сельхозпродукции в Россию на фоне эмбарго для турецких поставщиков. Мы сейчас видим нормализацию российско-турецких отношений, и это скажется на армянском экспорте. Я сомневаюсь, что нынешние темпы роста сохранятся, даже, возможно, будет определенный спад. Нужно находить решение этой проблемы.

В прошлом году в Армении обновился состав правительства, которое уже пообещало, что будет решать проблемы, связанные с коррупцией и привлечением иностранного бизнеса. Нужно отходить от привлечения инвестиций только от диаспоры и создавать условия для других инвесторов. «Интересный момент: из-за коррупционной составляющей в экономику вкладывают больше из Латинской Америки и постсоветского пространства — тех регионов, которым привычна эта среда работы, — отметил эксперт. — Хочется надеяться, что после реформ, которые анонсировало правительство, ситуация изменится. Еще интересный момент: успех евразийской интеграции для Армении будет сигналом для соседних республик о том, что этот путь приоритетен. Я имею в виду Азербайджан и Грузию, потому что сейчас Армения и Азербайджан смотрят на пример Грузии. За 2015 год Грузия получила $1,5 млрд иностранных инвестиций (Армения — $180 млн). Из них 40% приходится на Турцию и Азербайджан, на что Армения в силу понятных причин не могла рассчитывать. Но разрыв многократный».

Эксперты сходятся на том, что во многом развитие Армении может предопределять человеческий потенциал, способный производить высокотехнологичную продукцию. Региональные представительства всех крупнейших мировых компаний ИТ-сферы находятся в Армении и тесно сотрудничают с образовательными учреждениями. Сейчас ВВП Армении $10 млрд. Если в 2018 году, как планируется, оборот в ИТ-сфере достигнет $1 млрд — это составит почти 10% ВВП.

— Сейчас идут разговоры о создании зоны свободной торговли ЕАЭС и Ирана, — отмечает эксперт, — но этот процесс затянулся. А такой режим жизненно необходим для Армении, учитывая, что у нас очень хорошие и экономические, и политические отношения с Ираном. Это стало бы мощным стимулом для развития экономики: привлечение иранских инвестиций, развитие торговли и транзитных возможностей.

Первое слово

— До сих пор нет общего информационного пространства ЕАЭС, а это первое условие, чтобы люди, инвесторы, предприниматели находили друг друга, — считает исполнительный директор фонда «Нораванк» Гагик АРУТЮНЯН. — Мы мало знаем, что происходит в Кыргызстане, Беларуси, Казахстане. Это серьезнейшая проблема. И без формирования информационного пространства, наверное, наши дела будут идти так, как сейчас, — не очень удовлетворительно. Надо предпринимать шаги в этом направлении.

Эксперт предлагает создание общего телеканала, а также отмечает необходимость наладить связи между исследовательскими институтами и работу над суверенными рейтингами.

Надежда АНИСОВИЧ

anіsovіch@zvіazda.by

Название в газете: Ставим на новые технологии

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».