Вы здесь

Оксана Волкова: "Надо просто хорошо делать свое дело"


Имя белорусской оперной певицы Оксаны Волковой на мировом музыкальном небосклоне взошло не так давно. Всего четыре-пять лет назад. И за такое короткое время среди звезд первой величины оно воссияло ярко, притягательно, достойно. Оксана Волкова, несмотря на свою молодость, многое успела. Она - лучшее меццо-сопрано белорусского оперного театра, приглашенная солистка Большого театра России и Латвийской национальной оперы. С большим успехом пела на знаменитых сценах Лондона, Мадрида, Вашингтона, Палермо, Ниццы...


Одной из вершин ее творческих достижений является выступление в всемирно известной нью-йоркской «Метрополитен-опера». А этим летом Оксана Волкова дебютировала на сцене прославленного миланского театра «Ла Скала». В опере Пьетро Масканьи «Сельская честь» наша певица исполнила партию Лолы.

- Каждый оперный певец мечтает выступить в «Ла Скала». Моя мечта сбылась, и этот опыт был необычным, - признается Оксана. - Большая сцена, на которой пели Каллас, Карузо, Паваротти. Ощущения непередаваемые!

Всего же на сегодняшний день в репертуаре Оксаны Волковой более двадцати партий в самых известных и популярных операх мира. Такие, как Кармен из одноименной оперы Ж. Бизе, Амнерис («Аида» Дж. Верди), Марина Мнишек («Борис Годунов» М. Мусоргского), Любаша ( "Царская невеста" Н. Римского-Корсакова), Маддалена («Риголетто» Дж. Верди), Любка («Седая легенда» Д. Смольского) и другие. За выдающиеся творческие достижения, высокое профессиональное мастерство и заслуги в развитии национальной культуры и искусства певица награждена медалью Франциска Скорины, ей присвоено почетное звание Заслуженной артистки Беларуси.

Выбор пути

- Говорят, у талантливых детей должны быть и талантливые родители. Оксана, расскажите, пожалуйста, о своих родителях.

- Отец - военный, майор внутренней службы. Много лет работал в Министерстве внутренних дел. Сейчас в отставке. Но он человек активный, находит себе много различных занятий и дома, и на даче. Мама - талантливый учитель математики. На пенсии, но еще работает. Я думаю, ученикам моей мамы повезло. Все ее воспитанники не просто получили хорошие знания, но и многого добились в жизни.

- От кого же тогда голос, слух, музыкальный талант?

- У меня бабушка по материнской линии пела в хоре. Была солисткой. Я даже в чем-то на нее похожа. Но и мама с папой имеют музыкальные способности. Папа хорошо поет неплохо поставленным баритоном.

- На ваш взгляд, какие качества вы взяли от родителей?

- Ну, наверное, вот это стремление что-то делать. Идти вперед. И еще, пожалуй, некую «советскую» правильность во всем. У меня никогда не было вопросов относительно того, что такое хорошо и что такое плохо. Внутри все четко структурирована, и это помогает мне двигаться вперед по прямой, никуда не сворачивая... Я не помню, чтобы переживала какие-то проблемы переходного возраста, чтобы меня «крутило», кидало из стороны в сторону. Не было конфликтов с родителями. И потом, когда я поступила учиться в консерваторию, имела четкий план: что должно делать, для чего, по какой дороге идти. Все было ясно и понятно. И в этом, я считаю, заслуга моих родителей. Хотя они мне никогда ничего не навязывали.

- Вы, закончив школу, еще не имели ясного представления, чем будете заниматься?

- Не имела. Хотя я с детства любила петь. И пела везде. Дома, во время семейных праздников, в детском саду, перед традиционным «тихим часом». Что касается моего оперного голоса, то о его наличии я узнала намного позже. А тогда, в детском и подростковом возрасте, слышала по телевидению арии из опер и стремилась им подражать. Соседей такое мое «пение» раздражало, особенно когда я еще аккомпанировала себе на фортепиано. Видимо, из-за этого интереса к вокалу родители и решили отдать меня в школу с музыкальным уклоном. За что я им сегодня очень благодарна. Но я понимала, что поступить в консерваторию сразу после школы, без музыкального училища, нереально. И все же рискнула попробовать. В числе трех девочек из нашей школы сходила на консультацию в консерваторию. Нас прослушали, и мне сказали, что я им понравилась.

Вот тут у меня и появилась надежда. Правда, потом уже, когда пришла на экзамены и посмотрела, сколько оказалось желающих, мне стало не по себе. Сдав экзамен по пению, села в зале послушать соперниц. Все пели настолько восхитительно! Я сидела, слезы катились по лицу ... Потом, когда объявили оценки, оказалось, что меня приняли.

Оксана Волкова в спектакле «Кармен» на первом молодёжном форуме оперного искусства стран СНГ, Балтии и Грузии, май 2012 года.

Ступени роста

- Насколько я знаю, уже на третьем курсе вас пригласили в оперный театр. Кто этому способствовал? Говорят, что сам маэстро Анисимов вас поддержал?

- Никто. Я сама узнала, что ситуация в театре с меццо-сопрано сложная - ведущая солистка поехала во Францию ​​и осталась там жить. А еще одна певица собиралась идти в декретный отпуск. И тогда я своего педагога Лидию Ивановну Галушкину стала просить: «Пойдем в театр!» Она: «Какой театр? Ты на третьем курсе». А после согласилась, позвонила в театр и попросила, чтобы меня прослушали. В назначенный день я пришла на прослушивание. Комиссия была строгая, серьезная. Я пою одну арию, вторую. Просят начать третью. Спела и вышло. Началось обсуждение. Долго мы сидели в коридоре, ждали. Наконец открывается дверь, члены комиссии выходят и начинают поздравлять Лидию Ивановну. А мне говорят: «У вас через месяц спектакль «Евгений Онегин». Немедленно начинайте подготовку».

А что касается Анисимова, то уже после мне рассказали, что на обсуждении голоса разделились. И вот тут маэстро сказал: "Я вижу в этой девушке перспективу..." И решение было принято в мою пользу.

- И сразу доверили одну из главных партий в спектакле «Евгений Онегин» - партию Ольги. Не вызывало это со стороны коллег зависти, недоброжелательности? Творческие коллективы, как правило, сложные.

- К счастью, ничего подобного я не почувствовала. Наоборот, коллеги оказывали помощь, поддержку. А для человека, который делает первые шаги на профессиональной сцене, это очень важно. Да и руководство театра - директор, композитор Сергей Кортес, после художественный руководитель Маргарита Изворска-Елизарьева, главный дирижер Александр Анисимов - проявили ко мне должное внимание и заботу. Возможно потому, дебютировав в спектакле «Евгений Онегин» Чайковского, в последующие годы я исполнила в театре партии Кармен в одноименной опере Бизе, Амнерис в опере «Аида» Верди, Марфы в опере «Хованщина» Мусоргского, Марины Мнишек в опере «Борис Годунов» Мусоргского, Любаши в опере «Царская невеста» Римского-Корсакова, Полины в опере «Пиковая дама» Чайковского и ряд других.

- И каждая из этих партий приносила вам новый успех, ваше имя приобретало популярность, признание. Минский зритель стал ходить в театр «на Оксану Волкову». И вдруг неожиданно - во всяком случае, для публики - вы оказываетесь в Москве. Как и почему это произошло?

- Нет, для меня это не было неожиданностью. Понимаете, чтобы профессионально расти, певец обязан постоянно учиться, совершенствовать мастерство. Поэтому я всегда стремилась и стремлюсь участвовать в конкурсах, кастингах, прослушиваниях. Это очень полезное занятие. Он дает возможность сравнить себя с другими известными певцами, многому у них поучиться. Так вот, будучи однажды на конкурсе в Пласидо Доминго, я узнала, что Большой театр в Москве объявил специальную Молодежную оперную программу для молодых талантливых певцов из стран СНГ. Я тут же отправила заявку. На прослушивание появилось около четырехсот человек. А выбрать нужно было всего десять. Среди счастливчиков оказалась и я.

- После окончания Молодежной программы вас пригласили в Большой театр России?

- Нет, на сцене этого прославленного театра я дебютировала еще во время учебы, в партии Отрака в опере Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». И после успешного дебюта меня зачислили в штат. Я выполнила там несколько главных партий, в том числе Кармен, Любаши, Ольги, Фенены. Позже была исключена из штатных работников, но осталась приглашенной солисткой.

Рядом со звездами

- Вы первая белорусская певица, которой выпала честь выступить на сцене всемирно известной «Метрополитен-оперы». Это был ваш первый приезд в Нью-Йорк?

- Второй. А первый раз я приезжала сюда пораньше - «страховать» Кармен. По правде говоря, в начале от этого приглашения я хотела отказаться. Но мой педагог удивился: «Ты что, с ума сошла? Быстренько собирайся и езжай, потому что второй раз могут и не пригласить». Я поехала и не пожалела. Со мной от начала и до конца сделали роль, очень плодотворно поработали и педагог по вокалу, и преподаватель французского языка. А самое главное - меня посмотрели, как говорят, в деле: как я пою, как реагирую на замечания, какая я в общении с коллегами. Для меня все это появилось очень интересным и полезным. Поэтому, работая в «Риголетто», мне было уже немного проще.

- Вашими партнерами на сцене были оперные звезды первой величины: партию Риголетто исполнял серб Желько Лучич, Герцога - поляк Петр Бечала, Спарафучиле - словак Стефан Кочан. А в роли Джильды - прима мировой оперы, немецкая певица Диане Дамрау... Их присутствие рядом вас не смущало?

- Наоборот, невероятно вдохновляло. Мне несказанно повезло работать с этими замечательными певцами и прекрасными людьми. Вся постановка спектакля проходила в очень общительной и приятной атмосфере, с шутками, с перерывами на кофе и разговоры.

- А как вам работалось в дуэте с Анной Нетребко? Не испытывали ее звездности?

- Анна - прекрасная женщина, добрая, щедрая, мудрая. Ни грамма барства, ни намека на звездность. Мы часто встречались не только на репетициях, о многом беседовали и, можно сказать, подружились. А что касается ее вокальных, артистических данных, то это - наивысший мировой уровень. Нетребко в партии Татьяны была несравненной. Она очень четкая, тонко чувствует русскую музыку. Такого исполнения я никогда не слышала.

Притягательность вершин

- Общеизвестна истина: хорошо поют многие, но в яркие звезды пробиваются единицы. Что для этого, по вашему мнению, нужно?

- Я, например, не считаю, что уже пробилась в звезды, поэтому вряд ли могу раздавать советы. Я сама еще и половины не сделала из того, что могла бы сделать.

- У вас все впереди.

- Теперь опера очень помолодела. Уже в сорок лет ты должен быть либо звездой, то есть певицей высокого класса, либо ты свое положение уже не изменишь.

Поэтому я считаю, что времени у меня осталось немного. Если я за пять лет не сделаю качественный рывок вперед, то рискую остаться во втором эшелоне.

- Чувствуете, что есть еще нереализованный потенциал? Так что же нужно, чтобы его реализовать?

- Нужна огромная работа над собой, чтобы быть готовой к любой неожиданной предложения. Вдруг скажут: ты должна завтра петь Кармен в «Метрополитен-опера». И надо быть к этому подготовленной, уверенной, что у тебя идеальный французский язык, отличная физическая форма и ты сможешь вокально и по-актерски выполнить эту роль.

Таким образом, первая составляющая - профессионализм. Но этого мало. Должна быть команда менеджеров, которая будет тобой заниматься. Твою поступательную карьеру должны просчитывать профессионалы, менеджеры, которые в этой сфере доки. Я ни на миг не могу расслабиться, вынуждена постоянно держать себя в тонусе. Не могу сказать, что я молодец, когда пела на престижных сценах, и могу уже к пенсии этим гордиться. Нет. Уже завтра я должна продумать свой будущий репертуар.

- Скажите, а от чего зависит качество пения? От здоровья, погоды или еще от чего-нибудь?

- Прежде всего - от школы, постановки голоса. Мы же в консерватории учимся не просто воздух выдувать. Мастерство певца в том и заключается, что даже в болезненном состоянии ты все равно прозвучит. Мы здоровы только летом и в отпуске. А так всегда что-то не в порядке: то носоглотка, то насморк, то горло болит, то перепел - смозолил связки.

- А вообще - долгий век оперной певицы?

- Все зависит от того, как относишься к своему голосу.

Можно и в сорок пять его «убить». А можно и в пятьдесят быть в отличной форме.

Это зависит от многого - от гигиены голоса певца, его интеллекта, состояния здоровья. Здесь нет мелочей. Но голос в карьере - это не все. Или, точнее сказать, только одна из составляющих. Все заключается в лице певца - в его характере, яркой индивидуальности, артистической энергии, здоровых амбициях, в конце концов, в его интеллекте.

Волшебная сила музыки

- Оксана, скажите, пожалуйста, с завистью вам приходилось сталкиваться?

- Возможно, и приходилось. Везде же ходят какие-то разговоры, сплетни. Это есть. В любом окружении. Но я не хочу этого слышать, прохожу мимо. Переживать, что кто-то обо мне не то скажет или не так подумает, по-моему, большая нелепость. У меня есть круг профессионального общения, который остался после Молодежной программы. Мир вокальный достаточно узок. Мы встречаемся то на одной постановке, то на другой. И у меня со всеми хорошие отношения. Если кто ко мне с добром, то я к нему - дважды.

- Бываете недовольны собой?

- Постоянно. Я никогда не бываю полностью удовлетворена. У меня много записей моих выступлений, и когда я их прослушиваю, то всегда нахожу изъяны. И кажется: дайте мне еще один шанс - и я сделаю лучше. Но бывает, что этот шанс дают, а удается хуже.

- А бывало, чтобы вы спели так, как хотели?

- Да, бывало. Правда, иной раз внутреннее ощущение обманывало: после, при просмотре записи, все же находила некоторые изъяны. Поэтому после каждого спектакля внимательно анализирую свое выступление, думаю, как в следующий раз сделать лучше. Нет предела совершенству.

Дирижер Хобард Эрл, Оксана Волкова и виолончелистка Дали Гуцериева на праздничном концерте «Музыка на все времена» в сопровождении оркестра Большого театра оперы и балета, октябрь 2016 года.

О времени и о себе

- Несколько личных вопросов. Какая вы по характеру - сильная, слабая?

- Я не знаю. В какие-то моменты - сильная, а в какие-то - слабая. Я - разная. Я - обычная женщина, которой иногда нужна помощь, моральная поддержка. Но я никогда не иду против себя, нет глотаю молча обиду. Однажды поняла: если съем, то обида будет во мне жить, тлеть, и я все время буду думать, почему я так сделала, почему ничего не ответила? Поэтому пытаюсь, учусь реагировать адекватно. В то же время, если мне, скажем, нахамят в очереди - я не обращаю никакого внимания.

- Есть ли у вас какие-либо увлечения, кроме музыки? Например, находите время на чтение книг?

-Да, Нахожу. Сейчас это очень удобно: берешь айпад, загружаешь туда книги и в дороге читаешь. Какие книги предпочитаю? Люблю романы - чтобы интересный сюжет, с завязкой и развязкой. Но это для дороги. А дома стараюсь читать литературу познавательную, в частности, на темы здоровья.

- Что для современной женщины должно быть на первом месте - карьера, семья, развлечения?

- Семья, конечно. Но если меня полностью окунуть в семью, забрав все остальное, то я не знаю, кому от этого будет плохо. По-моему, всем.

- В чем же все-таки заключается счастье?

- Счастье - это очень хрупкое, преходящее понятие. Нельзя в счастье находится постоянно. Это, наверное, когда у тебя в какой-то момент все хорошо, на всех фронтах. И в работе удача, и дома наступило полное взаимопонимание, и если все здоровы.

- Ну, когда мы уже завели почти философскую беседу, скажите тогда, Оксана, в чем, на ваш взгляд, смысл жизни?

- Не болеть. Не умереть молодым. А еще, наверное, в том, чтобы жить и наслаждаться счастьем. И жить этим не завтра, не когда-нибудь, а сегодня. Есть возможность получить удовольствие - не стесняйся, получай. Есть повод собраться с друзьями - не откладывай на потом, собирайся. Получай радость от возможности съездить на природу, дать концерт. Да разве мало чего замечательного есть в нашей жизни!

- Получать удовольствие от жизни - несомненно, хорошо. Но мне кажется, этого маловато. Мы приходим в этот мир с определенной миссией. Вот вам Бог дал талант певицы, и его надлежит в полной мере реализовать.

- Ну, может быть ... Но не могу же я постоянно думать, какая у меня миссия. Я могу только жить и быть счастливой. И если я буду счастливой, то и мои близкие, все, кто вокруг меня, будут также счастливы. Я хочу сказать, что нужно просто хорошо делать свое дело и не думать о какой-то миссии. О том, какой я след оставлю. Меня этот след мало волнует. Мне важно, что я делаю - здесь и сейчас.

Беседу вел Зиновий Пригодич

Выбор редакции

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?

Наука

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.