Вы здесь

Границы открыты, контрабанда осталась?


По подсчетам экспертов, около 30 процентов потребляемых Кыргызстаном ГСМ завозится в страну нелегально.

Ежегодная потребность Кыргызстана в горюче-смазочных материалах (ГСМ) составляет порядка 1,2 миллиона тонн светлых нефтепродуктов. Из них предприятие «Кыргызнефтегаз» добывает лишь около 60-70 тысяч тонн нефти, что составляет 1,5 процента от потребности. Уже который год большие надежды возлагаются на Карабалтинский нефтеперерабатывающий завод, который по прогнозам должен был обеспечить чуть ли не половину потребности внутреннего рынка ГСМ. Однако до сих пор этот завод только «раскачивается».


Заправиться «се­рым» топливом мож­но, к примеру, в микрорайоне Асан­бай, что на юго-вос­то­ке Бишкека, пря­мо напротив  не­да­вно от­стро­ен­ной Свя­то-Владимирской церкви.

Основным официальным поставщиком дизельного топлива и ГСМ в страну является Россия. Доставка светлых нефтепродуктов осуществляется посредством железной дороги транзитом через Казахстан. При желании казахская сторона также могла бы частично покрыть потребности Кыргызстана в горюче-смазочных материалах. Но принятый в соседней стране закон запрещает экспорт ГСМ за ее пределы.

На деле в Кыргызстан поступают нелегальные потоки контрафакта, в том числе и ГСМ. Речь идет о хорошо отлаженной схеме, которая уже носит масштабный характер. С пограничных постов Красная Речка, Чалдовар, Сосновка и других каждый день проходят фуры с нелегальным топливом. Схема довольна проста: завезенный товар мелкими и крупными партиями уходит на «базы», откуда уже с сопроводительными документами от фирм сомнительного происхождения ГСМ (в основном речь идет о дизтопливе) доставляется во все точки страны.

Дизель по сниженным ценам в канистрах и цистернах открыто продается с переоборудованного транспорта на окраинах Бишкека, в местах остановки маршруток, скопления фур дальнобойщиков, а также в других ходовых точках. И если это происходит в столице, что уже говорить о регионах. Разница в 2-3 сома привлекательна для любого водителя авто, поэтому у контрабандистов всегда есть и будут клиенты. Масштаб нелегального завоза в страну ГСМ увеличивается, что не может не тревожить.

В Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана также отмечают увеличение объемов нелегального импорта нефтепродуктов из Казахстана.

Как рассказали в руководстве ассоциации, в начале года они обращались в правительство Кыргызстана по данному вопросу.

«Хотелось бы отметить, что со стороны кабмина оказывается поддержка и принимаются меры по противодействию нелегальному импорту нефтепродуктов. В частности, одной из действенных мер стало принятое по предложению ассоциации постановление правительства от 13 ноября 2015 года о введении запрета на ввоз нефтепродуктов на автомобильном транспорте без товаросопроводительных документов, соблюдения требований безопасности и налоговой регистрации перевозчика и грузополучателя. Однако, несмотря на проводимую соответствующими органами работу по выявлению и пресечению фактов незаконного ввоза нефтепродуктов, полностью перекрыть нелегальный поток ГСМ не удается», — сообщают в общественной организации.

Так, за январь 2016 года объем официального импорта нефтепродуктов сократился на 26 тысяч тонн по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За период с 1 по 15 февраля сокращение официального импорта составило 9 тысяч тонн. В результате, по имеющимся расчетам, государственный бюджет недополучил более 340 миллионов сомов (200 миллионов по акцизному налогу и 140 миллионов по НДС).

В ассоциации отмечают: особую озабоченность вызывает то, что нелегальный поток ГСМ охватывает не только граничащие с Казахстаном регионы на севере страны, но и достигает южных областей Кыргызстана.

«В сложившихся условиях добросовестные компании-нефтетрейдеры, которые ввозят нефтепродукты легально и оплачивают все налоги и обязательные платежи, терпят ощутимые убытки», — добавляют в руководстве ассоциации.

С такими серьезными опасениями согласны и депутаты Жогорку Кенеша (парламента Кыргызстана).

По мнению депутата от Социал-демократической партии Кыргызстана Азамата Арапбаева, поток нелегальных поставок ГСМ из Казахстана огромен.

«Если сравнить с прошлыми годами, сколько легально завозилось светлых нефтепродуктов из Российской Федерации и Республики Казахстан в Кыргызстан, и перевести этот объем на НДС плюс реализация на территории страны, то по предварительным подсчетам наша страна недополучит около 3 миллиардов сомов в год. А неполное исполнение доходной части бюджетных средств чревато такими последствиями, как недофинансирование по капитальному строительству и даже по заработной плате», — считает депутат.

«Конечно, разница в цене на горюче-смазочные материалы сегодня очень привлекательна. В Казахстане они дешевле, и поэтому определенная часть предпринимателей занимается перемещением ГСМ из одной страны в другую. Разница с 1 литра составляет около 10 сомов... Если сейчас не решить этот вопрос, то к концу года мы недополучим в казну огромную сумму. Налоговая служба предлагает разные выходы, но пока не будет системного подхода, толку не будет. Инициатива об уведомлении заранее со стороны предпринимателей о перемещении товаров через границу, считаю, была правильной, но правительство не смогло реализовать ее должным образом», — добавил Азамат Арапбаев.

Са­лон микроавтобуса,  пе­ре­о­бо­ру­до­ван­но­го для не­ле­галь­ной перевозки дизтоплива.

Депутат отметил, что от цен на топливо зависят цены на другие основные продукты и товары, поэтому правительство должно предпринять меры, чтобы защитить отечественных производителей.

«Мы стали членами ЕАЭС, и теперь нет таможенных границ, но НДС еще никто не отменял. Он в каждой стране свой, и его неуплата за каждую единицу товара считается незаконным завозом. Налоговая уже сегодня не может выполнить план сбора по НДС и акцизу. Об этом говорилось неоднократно на комитетах Жогорку Кенеша. К нам поступает много жалоб по контрафакту, и мы ставим эти вопросы перед кабмином», — добавил Азамат Арапбаев.

Его поддерживает депутат от фракции «Бир Бол» Исхак Пирматов. Депутат считает, что подобную проблему нужно решать на межправительственному уровне.

«Если бы правительству удалось в рамках Евразийского экономического союза снять в отношении Кыргызстана запрет на экспорт ГСМ из Казахстана, тогда рынок диктовал бы свои условия и путь контрабанде был бы закрыт. При этом сегодня нефтетрейдеры Кыргызстана платят за транзит железнодорожным путем через Казахстан 90 с лишним долларов. Для внутренних перевозчиков этот тариф в 3 раза дешевле. Почему не поднимается вопрос о снижении железнодорожных тарифов, раз уж мы все в одном альянсе? Тогда цена на ГСМ стала бы ниже и не было бы смысла в контрабанде светлых нефтепродуктов», — предложил Исхак Пирматов.

По мнению депутата Азамата Арапбаева, нужно жесткое администрирование со стороны кабинета министров, а также координация погранслужб двух стран.

В свою очередь, глава налоговой службы Замир Осмонов рассказал, что большие объемы светлых нефтепродуктов поставляются в основном через пост Чон-Капка в Таласе, через территорию Чуйской области, с Кордая.

«В районе города Токмока по трассе на расстоянии в 800 метров расположены 2 казахстанские АЗС. По некоторым данным, только оттуда завозится в страну до 70-80 тысяч тонн ГСМ. Так как это субъекты соседнего государства, мы не можем проверять их. Есть бизнесмены, которые переоборудуют микроавтобусы дополнительными баками и возят дизель, бензин в них», — добавил Замир Осмонов.

Как отметил чиновник, в целях реагирования на подобную неблагоприятную для страны ситуацию в Жогорку Кенеш внесен проект закона о внесении изменений в Налоговый кодекс. Согласно документу предлагается усилить администрирование в сфере поставок ГСМ, начиная от их завоза через границу до реализации на АЗС. Пока же налоговая служба предлагает ввести механизм предварительного уведомления со стороны бизнесменов, которые занимаются завозом бензина и дизтоплива в страну.

«Мы хотим предложить, чтобы налогоплательщик имел возможность оставлять уведомление не по месту регистрации, а в непосредственном месте нахождения. Если предприниматель завозит ГСМ в Чуйскую область, а сам зарегистрирован в Таласской, то ему не придется ехать из одной области в другую. Кроме того, мы намерены автоматизировать данные процессы, чтобы налогоплательщики могли делать уведомления через интернет не выходя из дома. Все наши предложения мы озвучили рабочей группе правительства, которая разрабатывает документ с учетом мнения всех заинтересованных сторон», — добавил Замир Осмонов.

Глава налоговой службы согласен с парламентариями в том, что проблему нелегального ввоза горюче-смазочных материалов надо решать на межправительственном уровне. «Да, было бы хорошо, если бы Казахстан снял запрет на экспорт ГСМ. К нам приходят некоторые бизнесмены, которые просят оказать содействие в том, чтобы Шымкентский нефтеперерабатывающий завод снял ограничения на экспорт ГСМ. Тогда, по их словам, была бы возможность заключать официальные договоры и завозить ГСМ в Кыргызстан с уплатой всех налогов. Но подобные вопросы находятся в компетенции правительства, и наш орган не может решать такие вопросы единолично», — добавил Замир Осмонов.

Aйзада КУТУЕВА, г. Бишкек

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».