Одно из тематических направлений секций VI Форума регионов Беларуси и России — образовательное пространство: проекты и направления развития. Какие ключевые вопросы предполагается вынести на заседание секции, есть ли опыт плодотворного сотрудничества между белорусскими и российскими вузами? О дистанционном образовании, как о реальности наших дней и новых проектах Минобразования в этом сегменте образовательных услуг, а также о существующих направлениях взаимодействия в образовательной сфере Беларуси и России и планах на перспективу рассказывает первый заместитель Министра образования Республики Беларусь, член Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по образованию, науке, культуре и социальному развитию Ирина Старовойтова.
«Можно констатировать определенные успехи в построении общего образовательного пространства».
Двусторонние отношения в сфере образования между Республикой Беларусь и Российской Федерацией носят позитивный и динамичный характер. Исходная точка (она же и конечная цель) сближения давно выбрана. Ею стало право граждан Союзного государства на получение образования любого уровня в любой из стран-участниц. Еще в 1996 году было принято постановление Исполнительного комитета Сообщества Беларуси и России «О равных правах граждан на получение образования», после чего сотрудничество между нашими странами в этой сфере не прекращалось.
В ходе развития Союзного государства произошло серьезное сближение позиций России и Беларуси по ряду важнейших составляющих систем образования. И уже сегодня можно говорить об определенных успехах в построении общего образовательного пространства. Это проявляется и в совместном выполнении образовательных программ и научных проектов, и взаимном признании документов об образовании, и реализации молодежных проектов и программ.
Между нашими странами и заинтересованными ведомствами есть понимание в необходимости решения ряда важных стратегических задач, таких как реализация молодежной политики Союзного государства и создание совместных программ молодежных обменов; повышение академической мобильности обучающихся и научных и педагогических работников; дальнейшее совершенствование и сближение систем образования государств-участников Союзного государства; создание механизма совместной аккредитации учреждений высшего образования (образовательных программ высшего образования).
«Примеров реальной интеграции в системе образования Беларуси и России — предостаточно».
Одним из примеров плодотворного сотрудничества в сфере высшего образования является создание в 2001 году на базе Могилевского машиностроительного института межгосударственного образовательного учреждения высшего образования «Белорусско-Российский университет».
Деятельность этого университета, где подготовка специалистов ведется по образовательным стандартам двух стран, представляет собой своеобразный эталон реальной интеграции наших государств в сфере подготовки высококвалифицированных кадров.
Отмечу, что с целью организации совместной творческой, научной и предпринимательской деятельности нашей молодежи нами активно прорабатывается вопрос организации на базе этого университета Белорусско-Российского молодежного технопарка.
Белорусско-Российский университет успешно реализует ряд образовательных проектов, основу которых составляют сетевые образовательные программы для студентов и аспирантов, например, «Интеллектуальные системы управления», «Современные подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины» и иные.
На базе Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого для обучающихся Белорусско-Российского университета разработана программа практической подготовки «Сетевой модуль производственной практики «Добывающие, перерабатывающие и машиностроительные предприятия промышленного комплекса», а для преподавательского состава университета имеется возможность прохождения стажировок.
В Белорусско-Российский университет приглашаются ведущие российские и белорусские ученые и эксперты для чтения лекций и обучающихся курсов.
В деятельности этого и многих других учреждений высшего образования мы уделяем особое внимание вопросам цифровой трансформации образовательных процессов.
«Современные цифровые технологии дают новые инструменты для развития системы высшего образования».
Цифровой университет, который сегодня включает в себя инфраструктуру и инструменты доступа к информационным ресурсам, цифровизацию управленческих процессов, информационно-коммуникационные технологии как в образовательном, так и в воспитательном процессах, является реальностью наших дней.
Одиннадцать учреждений высшего образования Беларуси ведут подготовку специалистов на первой ступени высшего образования в дистанционной форме.
Подготовка в дистанционной форме обеспечивается в том числе и за счет наличия в электронном виде учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, необходимых для изучения всех учебных дисциплин, входящих в учебный план по специальности.
Доступ студентов ко всем учебно-методическим материалам и собственно образовательный процесс (студент – преподаватель) в течение семестра осуществляются удаленно.
Система образования нашей страны сегодня достигла определенных успехов на пути цифровой трансформации. По результатам исследований сфера образования была отнесена к группе «цифровых лидеров» отраслей белорусской экономики, интенсивно использующих информационные технологии, что открывает широкие горизонты для белорусского-российского сотрудничества в этой области.
Активное использование современных цифровых технологий является драйвером развития системы высшего образования Республики Беларусь и может выступить своеобразной точкой роста интеграционных процессов в образовательной сфере Союзного государства.
Взаимодействие в образовательной сфере осуществляется с 73 регионами Российской Федерации, в том числе с 39 регионами в рамках региональных программ сотрудничества.
Отмечается укрепление межвузовского взаимодействия Беларуси и России. Только прямых соглашений между учреждениями высшего образования наших стран заключено уже около 1300.
Абсолютное большинство вузов Беларуси взаимодействуют с российскими в рамках совместных научных программ. Кроме того, среди основных направлений сотрудничества – развитие студенческих связей, обмен опытом учебно-воспитательной работы, разработка содержания, форм и методов подготовки специалистов, стажировка и повышение квалификации педагогических кадров, выполнение совместных научно-исследовательских работ и подготовка научных кадров.
Именно поэтому в рамках VI Форума регионов Беларуси и России – ведущей межрегиональной белорусско-российской площадки – будет организована работа секции «Образовательное пространство: проекты и направления развития», где мы с коллегами из Совета Республики и Совета Федерации, профильных министерств, органов государственного управления и регионов двух стран, а также учреждений высшего образования обсудим ряд вопросов.
В том числе: перспективы дальнейшего развития высшего образования в наших странах, принципы социально-гуманитарного образования в Союзном государстве в контексте интеграционных процессов, варианты укрепления сотрудничества регионов Беларуси и России в подготовке квалифицированных рабочих и специалистов для экономик наших государств, развитие молодежного инновационного предпринимательства.
Замечу, что эти и многие другие аспекты формирования общего образовательного пространства, а также реализации молодежной политики в рамках Союзного государства уже были обсуждены 11 апреля текущего года в Москве на совместном заседании коллегий Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства образования Республики Беларусь, Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь, по итогам которого подписан протокол совместного заседания коллегий, а также Совместный план мероприятий Министерства образования Республики Беларусь, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в сфере государственной молодежной политики на 2019 год.
«Возможности для углубления интеграции далеко не исчерпаны».
Но взаимодействие в образовательной сфере должно получить новый импульс по всем направлениям сотрудничества, к которым сейчас относятся: установление прямых связей между учреждениями образования, включая обмен опытом по совершенствованию управленческой и образовательной деятельности; повышение академической мобильности обучающихся, научных и педагогических работников, выполнение совместных научных исследований, реализация двусторонних и многосторонних проектов, в том числе в рамках международных программ, проведение совместных мероприятий, посвященных памятным датам в истории белорусского и русского народов.
Планируем, что предстоящий Форум регионов Беларуси и России станет значимым и в расширении договорной базы белорусско-российского межрегионального сотрудничества и интеграционного взаимодействия в области образования, науки и молодежной политики.
В частности, нами прорабатывается возможность подписания соглашений (договоров) о сотрудничестве между Белорусским национальным техническим университетом и Санкт-Петербургским горным университетом; Белорусским государственным технологическим университетом и Российским государственным геологоразведочным университетом имени Серго Орджоникидзе и другими учреждениями высшего образования.
Убеждена, что по итогам Форума отношения наших стран в таких важных сферах как образование, наука и молодежная политика выйдут на более высокий уровень интеграции.
Спасылкі
[1] https://zviazda.by/be/tags/adukacyya