Отражение темы взаимоотношений между мужчиной и женщиной в белорусской литературе для подростков.
Детская литература — это всегда некоторая пропорция дидактики и развлечения, игры. С подростковой литературой все сложнее. Это не значит, что автор для тинейджеров не руководствуется задачей воспитать/развивать/передать/научить. Просто попытка подать такую задачу в лоб заканчивается фиаско. Необходимо искать такую форму, при которой подросток поверит автору, несмотря на взрослость и даже некоторую табуированность темы, будет откровенен. Подростковая литература «про это» — во многом провокация для взрослых, переворот в их представлениях о собственных детях: мое чадо причастно к данной теме лишь теоретически. Именно поэтому от автора подобных книг требуется определенная смелость и понимание того, для кого его книга создана. И в этом плане следует учитывать следующие факты.
1) Литература для среднего и старшего школьного возраста — это, прежде всего, качественное средство социализации и инкультуризации. Чтобы понять интересы современных подростков, нужно учитывать социокультурный климат, в котором они находятся. Особенность процесса современной социализации подростков в Беларуси заключается в том, что он проходит в условиях ценностной неопределенности, так как старые ценности деформированы, новые механизмы передачи ценностей от старшего поколения для младшего еще формируются. Ситуация осложняется тем, что любая попытка открыто воспитывать воспринимается подростками негативно, поэтому в таком возрасте успехом пользуется нереалистичная литература. Фэнтези и фантастика прежде всего обслуживают развлекательные функции подросткового чтения, в реалистичной же литературе авторы чаще всего обращаются к собственному опыту. По этой причине важной особенностью реалистичной подростковой прозы является слияние рассказчика и главного героя.
2) Половое созревание как самый главный «двигатель» поведения подростка. Психологи, описывая каждый возраст, обычно выделяют новообразования определенного периода жизни. В подростковом возрасте таких новообразований — максимальное количество, а значит, и литература для подростка должна соответствовать тем масштабным изменениям, которые происходят в его психике. Пожалуй, половое созревание — это все же одно из самых главных «событий» данного возраста, что вызывает тревогу у взрослых, которые по понятным причинам не могут контролировать эту новую сферу жизни ребенка. Именно поэтому тема отношений между девушкой и юношей выходит на первое место в подростковой литературе. Однако способ ее раскрытия в различных книгах различается: от сакрализации первой любви к поиску первого сексуального опыта. При этом неизменно тема первого сексуального опыта будет фигурировать в комплексе подростковых проблем, которые, как правило, связаны с удовлетворением шести основных потребностей: физиологической (физическая и сексуальная активность), психологической безопасности (реакции «имитации» и «группирования»), в независимости (эмансипация от родителей), в привязанности (первые романтические увлечения), в успехе, проверке своих возможностей (рискованное поведение), в самореализации и развитии собственного «я».
3) Инфантилизм современного подростка. Характерной чертой современного подростка является его инфантилизм, который стал результатом излишней опеки взрослых. Показателем такого инфантилизма является популярная среди подростков книга «50 дней до моего самоубийства» Стейси Крамер. Произведение написано в дневниковом стиле и лишено всякой воспитательной доминанты. Главная героиня находится в постоянной атмосфере конфликтов родителей, неудач в личной жизни, поэтому решает покончить жизнь самоубийством, однако все же хочет дать себе шанс, целых пятьдесят дней для того, чтобы попробовать в жизни что-то лучшее. Но попытки познать взрослую жизнь приводят к более тяжелым проблемам. Дневниковый характер книги делает ее абсолютно герметичной для взрослых, они выполняют в книге роль отрицательных персонажей. Автору можно было бы простить суицидальную, сексуальную и наркотическую пропаганду в книге при условии, что главная героиня сделала хотя бы один шаг в своем совершенствовании, духовном росте. Однако от начала до конца книги девушка находится в водовороте взрослой жизни, по-детски трагедийно воспринимая каждое событие, и не делает ни одного вывода. Традиционное углубление подростка в свои чувства в книге гипертрофировано в эгоистичное устремление получать исключительно наслаждение от жизни, при этом не думая о своих друзьях, родителях.
4) Повышенный интерес подростка к сфере взаимоотношений мужчины и женщины. Следует отметить, что книга Стейси Крамер приведена как пример здесь неслучайно. Она является самой популярной по итогам опроса, проведенного в двух учреждениях образования г. Гомеля (Беларусь) среди подростков 15-17 лет. Интересными оказались результаты ответов на вопрос «Чего не хватает в книгах, предназначенных для вашего возраста?»
Настоящая школьная жизнь — 29 %.
Борьба добра и зла — 23 %.
Любовь — 21 %.
Интимные отношения между женщиной и мужчиной — 15,4 %.
Отношения с родителями — 7 %.
Показательно, что сфера отношений между мужчиной и женщиной в совокупности является самой востребованной у подростков. Надо ли говорить, что бестселлер «50 оттенков серого», предназначенный совсем не для подростков, среди них же и стал самым популярным. Ведь главная героиня книги и есть та самая подростковая мечта: неуверенная в себе и невзрачная девушка влюбляет в себя красивого и богатого мужчину. Не так страшны даже откровенные сцены в книге, как отсутствие понятия любви, истинной заботы друг о друге.
Приведенные в пример две книги из списка популярного среди подростков чтива убеждают, что написать интересную книгу для тинейджера достаточно просто. Другое дело, что по-настоящему она станет книгой для подростков, если будет апеллировать не только к их интересам, но и послужит побуждающим механизмом к росту личности подростка. Идеальная книга для подростка — это, безусловно, книга с двойной адресацией. Причем читателями являются не просто подросток и взрослый, а подросток и взрослый, стремящийся понять подростка. В этом смысле хорошим примером является книга В. Гапеева «Уроки безопасной любви», которая как раз показывает, насколько критической является сегодня взрослая пропаганда «безопасной» любви. Десятиклассники фактически взбунтовались против непоследовательной логики взрослых относительно их полового воспитания. На мероприятии, посвященном профилактике СПИДа, взрослые уверяют, что лучшая защита от СПИДа — это надежная контрацепция. При этом мать десятиклассницы бьет свою дочь, когда находит в ее сумочке презерватив, который подбросили ей ребята в шутку. Для подростков как читателей в книге важна сама идея уважения их интересов и взглядов. Но более важная идея заключена в книге именно для взрослых. Необходимо ли вообще половое воспитание в наших школах, и если необходимо, то какое, и как сделать так, чтобы оно не отличалось от взглядов семьи на эту проблему? Однозначного ответа на этот вопрос нет. В книге показаны лишь две крайности: очередной формальный разговор на тему СПИДа в школе и пощечина от матери. И то, и другое — своеобразная профилактика определенных ошибок, только ее эффективность очень низкая. При этом в книге озвучены не только взгляды на проблему подростков, но и взрослых. Очень важные слова в этом смысле произносит учительница: «Когда мне было шестнадцать, был и у меня такой случай. Услышала я от матери далеко не самые красивые слова о себе. Без причины. Без оснований. И так я возмутилась... Как и вы сегодня. И вот у меня сегодня доченька десятилетняя. Теперь я понимаю свою мать... И я простила ей совершенно ту свою обиду» [1, с. 15]. Забота и страх за собственное дитя, желание его обезопасить часто приводит к тому, что чувства и желания подростка остаются неуслышанными. Фактически в книге герои только пытаются выстроить диалог, причем инициаторами являются именно дети.
Полноценный же диалог подростка и взрослого показан в книге А. Жвалевского и Е. Пастернак «52 февраля». Выстроить этот диалог взрослым помог, пожалуй, единственный действенный способ, с помощью которого можно понять подростка, а именно — вспомнить себя самих в этом же возрасте. В аннотации к книге авторы предлагают родителям в качестве рекомендации почитать самую «нецензурную» страницу, где описывается попытка первой интимной близости подростков. В основу произведения положен реальный факт — снежный буран в Минске в 2013 году, который случился как раз в начале весны. Природный катаклизм становится решающим для сюжета книги, так как родители остаются один на один с собственными детьми в замкнутом пространстве и вынуждены общаться с ними. Общая тема находится не с первого раза, потому что, как выясняется, родителям не о чем разговаривать с детьми. Однако в скором времени находится тема, которая оказывается близкой обоим поколениям — первый опыт любви. Отец Темы и мать Дины рассказывают о своих первых отношения в 15 лет. История их любви достаточно светлая, красивая, не лишена при этом конфликтов. Довольно правдиво отец Темы описал свою борьбу с собственными гормонами, первым сексуальным желанием. Именно психологическая неготовность влюбленных подростков к первой интимной близости становится главной причиной их первого расставания, поэтому при восстановлении отношений они решают обходить эту тему, и это делает их чувство еще более искренним и гармоничным. Однако самым главным уроком как для героев-подростков книги, так и для читателей становится непредсказуемый финал этой истории. Композиция произведения складывается таким образом, что читатель уверен: что история влюбленных — это и есть история любви мамы и папы как супругов. Поэтому абсолютно неожиданными оказываются слова матери: «А потом я встретила твоего папу» [2, с. 120]. Таким образом, развенчан миф подростка о судьбоносности первой любви. Несомненно, что все физиологические подробности взаимоотношений с противоположным полом дети легко способны постичь без родителей через опыт сверстников, интернет, однако совмещение физиологии с новыми чувствами и реальными людьми часто воспринимается искаженно. Реальный опыт родителей, безусловно, все же имеет определенный авторитет для детей, помогает преодолеть этот дисбаланс, ориентируя подростков на позитивное отношение ко всему, что происходит в их жизни. Таким образом, для читателей-подростков эта книга станет еще одним подтверждением, что не стоит торопить время, лучше наслаждаться новыми чувствами, не усложняя их «взрослыми» отношениями. И тогда та самая первая любовь навсегда останется в жизни как нечто позитивное и светлое. Для взрослых эта книга, возможно, еще более ценная, ведь фактически в ней и создан своеобразный идеальный разговор «про это», лишенный морализаторства и выстроенный на собственном опыте.
Если предыдущие книги нацелены именно на обсуждение с подростком краеугольной темы, то в повести В. Гапеева «Первая боль, или Доказательство закона красоты» подростки переходят к действиям. Поэтому взрослых там почти и нет. Надо отметить, что все герои-подростки В. Гапеева довольно взрослые для своего возраста: они самостоятельно зарабатывают на жизнь и зрело мыслят. Но несмотря на это, автор досконально правильно описывает непредсказуемость и мгновенность тех изменений, которые происходят с подростком, когда переходит он во взрослое состояние. Не является исключением и шестнадцатилетняя Катя, которая по семейным обстоятельствам вынуждена жить на даче и большую часть своего времени заниматься хозяйственными делами. Но никакие обстоятельства не способны остановить те изменения, которые происходят с героиней. Достаточно детально и вместе с тем романтично-возвышенно описывает автор первое девичье умиление собственной внешностью, которая действительно становится женской: «Улеглось волнение. Уже одевая белье, Екатерина снова подошла к зеркалу, более пристально оглядела свое лицо. Оно было ровно загорелое, кожа еще и сейчас немного розовела то ли от горячей воды, то ли от возбуждения. Но главное — не было видно прыщиков. Только на лбу еще оставалось немного, но и они, видно было, сходили» [1, с. 112]. Изменения во внешности придают Екатерине смелости и уверенности как в ее мечтах, так и в активных действиях по завоеванию внимания объекта своей любви Юрия. Ее мечты ограничиваются именно интимной близостью с молодым человеком. В подростковом сознании, затуманенном новыми изменениями во внешности, физиологическия любовь отождествляется с духовной близостью. Для достижения своей мечты Екатерина составляет целый план, причем выполняет его безукоризненно правильно, как взрослая опытная женщина. Однако когда героиня достигает своей цели, интуитивно начинает понимать ошибочность своих представлений об отношениях между мужчиной и женщиной: «Она мечтала о многом — и все было направлено на то, чтобы быть вместе с Юрой. Так вот же — она с ним. Легко получилось, без особых ее усилий, быстро, невероятно быстро. Вот так — не надо усилий. Все достигнуто? Дальше... Что было в ее мечтах дальше? Ничего. Не мечтала она о замужестве с Юрой. Не было в том мечты семьи и детей. Мечта останавливалась на кровати» [1, с. 131]. Сомнения подтвердились уже через несколько минут, когда на телефон девушки пришло сообщение: «Катя, мы — взрослые люди, мы получили прекрасный урок. Не будем о чувствах — главное, все вышло чисто. На этом точка «[1, с. 133]. На сегодняшний день книга В. Гапеева «Уроки первой любви» является, пожалуй, одним из самых смелых белорусскоязычных произведений для подростков, так как не просто раскрывает проблему их взаимоотношений, а создает свои сюжеты на фоне современной действительности (активная роль Интернета, виртуальные отношения). Однако при всей смелости тематики произведений героям часто не хватает подростковой, даже детской логики. Все герои разговаривают взрослым языком, не вступают в открытый конфликт со взрослыми, осознают правильность или неправильность своих поступков. Возможно, это своеобразная дань автора марализорству, без которого не обойдется ни одна подростковая книга. Причем надо заметить, что открытой морали, оценки поступков героев произведения не содержат, что также делает их еще более привлекательными для подростковой аудитории. Что касается взрослого читателя, интерес вызывает не сама история отношений, а ощущения Екатерины, восхищение своей новой внешностью. Фактически подросток обнаруживает в себе новую функцию, отныне он/она может становиться объектом сексуального желания. Как распоряжаться этим новым «богатством» будет зависеть от многих факторов, в том числе и от воспитания подростка.
Уберечь от ошибок — главное стремление взрослого, когда он пытается говорить с подростком на волнуещие его темы. А. Бадак в книге «Одинокий восьмиклассник желает познакомиться» предлагает такие ошибки рассмотреть с нового ракурса. Некоторые поступки часто не несут никакой беды для самого подростка, но могут повлиять на жизни и судьбы других людей. Вот только осознание своей вины обязательно приходит во взрослой жизни, когда ценностные установки уже сформированы. Главный герой, уже известный писатель, вспоминает, как влюбился в восьмом классе в замужнюю молодую учительницу. Однако та не просто не замечает его, она еще рвет на глазах всех газету, где были напечатаны его первые стихи. Смесь обиды и любви приводит к трагическому поступку: ребята пугают вечером беременную учительницу, и та теряет ребенка. Однако о результатах своего поступка герой узнает уже во взрослом возрасте. Вторая сюжетная линия повести более смелая и современная. В школе произошел неприятный инцидент. Ученик восьмого класса «удачно» сфотографировал учительницу таким образом, что все имели возможность увидеть ее белье. Фотографии попали в интернет. Оскорбленный педагог тут же увольняется из школы и решает оставить профессию. Обсудить ситуацию и приглашают писателя. Оба подростка «мстили« за свои безответные чувства, при этом достаточно эгоистично относились к объекту своей любви. Неминуемое раскаяние за свои подростковые некрасивые поступки по отношению к тем, в кого влюблен, — главная мысль для подростка в этой повести. Что касается взрослых, то достаточно полемичным остается вопрос, как вообще должны были вести себя молодые учительницы в подобных ситуациях. Ведь по сути обе «не включили» педагога, не подошли к ситуации мудро и рассудительно.
Следует отметить, что наличие определенной проблемы, конфликта со взрослыми — это специфическая черта подростковых произведений. Ее отсутствие превращает книгу «для среднего и старшего школьного возраста» в произведение для любой аудитории, даже если в нем участвуют подростки. Именно так случилось с рассказами Л. Дрожжей. Каждый ее рассказ — это своеобразная зарисовка на тему первой любви, умиление этим чувством. Понятно, что автора не интересует психология старшеклассников, нелогичность их поступков и психология поведения, ее волнует сам мгновенный процесс рождения чувства, его стремительность и сакральность. Во всех рассказах автор обязательно указывает возраст героини, таким образом, юность становится своеобразным условием сюжета. Юные герои в произведении показаны как носители искреннего, эмоционального чувства. Они не отягощены вопросом: «Что будет дальше?» Показательным в этом плане является рассказ «Линия счастья», главная героиня которого приходит прощаться со своим взрослым другом Антоновым. На неожиданное признание Олеси в любви он отвечает неожиданным «Хочешь сока?», что, безусловно, обидело девушку, но никак не отразилось на ее чувствах. Несмотря на юношескую непосредственность и искренность Олеси, в центре внимания повествования — мужчина и женщина, их взаимоотношения, а не подросток и его проблемы. Таким образом, истинное подростковое произведение — это всегда произведения о проблемах подростков, связанные с переходным периодом. Главное в них не отношения, а чувства подростка. И чем более подлинно у автора получилось эти чувства передать, тем больше ему поверит подросток, и тем вероятнее книга будет иметь еще и воспитательную функцию. Сделать книгу таковой сложно, но возможно, при условии, что писатель готов говорить искренне с подростком, но не на равных (хотя таким образом легче заслужить доверие детей), а будучи на один шаг впереди, ведь менно тогда в таком диалоге будет смысл.
Литература:
1. Гапееў, В. М. Урокі першага кахання: аповесці [Тэкст] / Валерый Гапееў. — Мінск: Літаратура і Мастацтва, 2011. — 192 с.
2. Жвалевский, А., Пастернак, Е. 52-е февраля: повесть [Текст] /А. Жвалевский, Е. Пастернак. — М.: Время, 2014. — 125 с.
3. Абрамова, Г. Возрастная психология: учебник для вузов / Г. Абрамова. — Екатеринбург: Деловая книга, 1999. — 624 с.