Вы тут

Волонтеры «Доброго телефона» рассказывают, с чем к ним обращаются


Как переживают эпидемию простые белорусы? Что их сейчас больше всего беспокоит, как они справляются со своими тревогами и страхами? Психологи говорят, что хороший способ преодоления опасений — рассказать о них. После разговора с доброжелательным собеседником наши страхи уменьшаются и отступают, приходит лучшее понимание ситуации и того, как в ней действовать.


Мы уже писали, что в Беларуси в апреле начал работать «Добрый телефон». Специальную телефонную инфолинию запустило Белорусское Общество Красного Креста (БОКК), чтобы помочь одиноким пожилым людям, которым из-за коронавируса рекомендуют оставаться дома, не чувствовать себя одинокими. Сегодня волонтеры, которые дежурят на инфолинии, рассказали нам, кто и по какому поводу им звонит.

«Какова ситуация с коронавирусом на моей улице?»

Сергею Мурашко 38 лет. Мужчина ранее работал в одном из столичных кафе. Но когда пришел коронавирус, оно закрылось. И, чтобы не терять время зря, Сергей решил пойти в волонтеры — помогать тем, кто нуждается в поддержке. Причем он не просто дежурит на телефоне, но и приходит к некоторым пожилым людям, которые звонили на «Добрый телефон», лично — чтобы помочь еще и делом.

— В основном на «Добрый телефон» звонят бабушки-дедушки, — рассказывает Сергей. — Многие из них боятся выходить на улицу и сейчас нуждаются в помощи: чтобы кто-то сходил купить лекарства или в магазин. Нас нередко спрашивают о ситуации в стране, на той ли улице, где они живут. Я ищу информацию в интернете. О том, какая ситуация на их улице, я, конечно, сказать не могу, но привожу им статистику, рассказываю об основных новостях, которые публикуются в открытом доступе на сайтах. Многие люди интересуются, что делать, если заболеют, куда обращаться. Спрашивают, на какие симптомы нужно обращать внимание...

В целом пожилые люди, по мнению Сергея, звонят на «Добрый телефон», чтобы поговорить, высказаться, обсудить свои страхи или на кого-то пожаловаться. Есть те, кто просят, чтобы мы повлияли на их районную поликлинику... Некоторые просят не за себя, а за кого-то из своих родных или знакомых, которых, по их мнению, обидели.

Было несколько звонков от мужчин лет сорока, которые только что вышли из мест заключения и теперь в полной растерянности, как им жить дальше. «Но в основном наша аудитория — в возрасте за 60, — говорит наш собеседник. — Бабушки традиционно звонят чаще дедушек. Они больше хотят быть в курсе событий, более любознательны, общительны, больше нуждаются в том, чтобы поговорить с кем-то. Люди, конечно, уже устали сидеть дома. И они звонят к нам с вопросом, когда этот коронавирус уже закончится, когда можно будет выходить на улицу. Все это по-человечески понятно...»

«Я не стукач, но так делать нельзя!»

Ольге Костенко в день нашего разговора исполнилось 40 лет. По первому образованию она экономист, а недавно получила еще диплом психолога. Когда узнала о том, что «Добрый телефон» набирает волонтеров, тут же решила присоединиться к этой инициативе. «Здесь мы все прошли ряд дополнительных тренингов, — рассказывает Ольга. — Нас учили, как успокоить позвонившего, как оказать ему поддержку, куда перенаправить его просьбу, чтобы он получил помощь, в которой нуждается. У нас подобрался замечательный коллектив волонтеров. Здорово, что столько людей хотят помогать другим!»

Во время дежурства на «Добром телефоне» Ольга наслушалась самых разных историй.

«На днях, например, позвонила женщина, у мужа которой случился инсульт, — рассказывает волонтер. — Ей надо было поговорить об этом, поделиться своим горем, спросить, что ей делать дальше. Мы с ней долго разговаривали, я убеждала ее, что не надо стесняться обращаться к окружающим за помощью. Объясняла, что после инсульта человек может измениться, стать более раздражительным, например, и что она должна быть к этому готова...

Запомнился звонок одного дедушки. Человек живет один и, когда звонил, был в сильном стрессе. Говорил, что у него такое ощущение, будто все вокруг обрушивается и нет никакой опоры, что он не знает, что делать и как жить дальше... Конечно, человека в таком состоянии нужно всеми силами постараться успокоить.

Были и звонки от людей, сидящих в самоизоляции и нуждающихся в насущной помощи — продуктах, лекарствах. Мы даем им телефоны местных организаций и служб помощи, иногда сами звоним туда и передаем заявки. А еще связываемся с другими волонтерами Красного Креста и передаем им эти просьбы о помощи, а они уже приходят к пожилым людям домой и приносят им все необходимое. У нас разработан целый алгоритм помощи для таких случаев».

Поработав на этом телефоне, Ольга пришла к выводу, что очень многие люди нуждаются в психологической поддержке. Некоторые окружают себя негативом: читают плохие новости в СМИ о коронавирусе, обсуждают потом это по телефону со своими знакомыми и тем самым накручивать себя еще больше... Многие боятся за свое здоровье, за здоровье своих родных и близких, которые ходят на работу.

— Но даже в период эпидемии нужно стараться выискивать в окружающей жизни что-то хорошее, — объясняет Ольга, и это она говорит уже как психолог. — То хорошее всегда есть, нужно только учиться замечать его — это очень важно. Можно смотреть любимые фильмы или сериалы, читать то, что вам нравится, заниматься своим хобби. И очень важно соблюдать правильный режим дня — многие даже не представляют, насколько это влияет на наше настроение и самочувствие. А когда подступает паника, ее можно снять элементарными дыхательными упражнениями. Самое простое — начать глубоко и медленно дышать. Это хорошо успокаивает.

Рассказала Ольга и о звонке, который ей, наверное, больше всего запомнился. Звонил очень старенький дедушка, который был сильно встревожен. Он переживал из-за того, что к нему домой пришла работница почты и принесла пенсию, и при этом женщина была без маски и без перчаток. Дедушка очень сильно волновался за здоровье свое и своей жены. А еще он не знал, что ему делать. С одной стороны, сразу предупредил, что он никакой не стукач. А с другой, считал, что оставлять этот случай без внимания тоже нельзя. Ну нельзя приходить к людям в таком зрелом возрасте, как у него, без средств личной защиты! «Мы сошлись на том, что он должен все же позвонить на почту и, никого не называя, рассказать об этом случае», — сообщила Ольга...

— Вообще звонков на «Добрый телефон» поступает много, — сказала нам в заключение координатор инфолинии 201, эксперт по социально-психологической поддержке Ирина МЯЛИК. — В основном — от людей от 60 и до 90 лет. Из них где-то 40% составляют минчане, остальные звонки поступают практически из всех регионов страны.

«Добрый телефон»

Номер 201 — для звонков с мобильного телефона (бесплатный для абонентов Lіfe и А1).

Номер 122 — для звонков с домашнего телефона (бесплатный, звонить можно со всей страны).

Желающие присоединиться к волонтерам, которые будут работать на «Добром телефоне», могут обращаться по номерам: +375 17 395-80-09, +375 17 395-50-15.

Звонки на «Добрый телефон» полностью бесплатные.

Светлана Бусько

Загаловак у газеце: «Не атачайце сябе негатывам!»

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Маладая зеляніна — галоўны памочнік пры вясновым авітамінозе

Маладая зеляніна — галоўны памочнік пры вясновым авітамінозе

Колькі ж каштуе гэты важны кампанент здаровага рацыёну зараз?