Вы тут

Источник исторической памяти


Лауреата премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение», коллекционера старых открыток Владимира ЛИХОДЕДОВА хорошо знают читатели многих периодических изданий нашей страны.


И не только потому, что о нем часто пишут, не только потому, что журналисты газет и журналов часто берут у него интервью. Владимир Алексеевич и сам является автором многих публикаций, буквально каждая из которых сопровождается репродукциями старых открыток, старых фотографий или других иллюстраций по разным темам. И все эти иллюстративные материалы, все эти открытки — из собственной многотысячной коллекции собирателя исторических памяток о Беларуси и близких к нашему Отечеству местах. Свою многогранную деятельность по историческому образованию общества Владимир Лиходедов назвал проектом «У пошуках страчанага». Под такой рубрикой печатаются материалы в различных газетах и журналах. С этой меткой в нескольких издательствах выходит серия книг, филокартичных альбомов. И издано их уже где-то около тридцати. Лидером здесь, несомненно, является Издательский дом «Звязда». С названием «У пошуках страчанага» организованы постоянно действующие на протяжении 15 и более лет экспозиции, блуждающие выставки в библиотеках, музеях, школах, вузах, православных храмах, картинных галереях. А еще в Минске было проведено несколько международных конференций, на которые из Москвы, Вильнюса, Санкт-Петербурга, Киева, Одессы, других городов соседних стран приезжали коллекционеры, историки, исследователи филокартии.

И как результат многих лет напряженной собирательской, историко-просветительской, общественной деятельности в рамках одного историко-просветительского проекта «У пошуках страчанага» — выдвижение члена Союза писателей Беларуси Владимира Алексеевича Лиходедова на Государственную премию Республики Беларусь. Фактически собиратель открыток представлен к ней за свою литературную, литературно-краеведческую деятельность, создание выставок и музейных экспозиций, сохранение и возвращение культурно-исторического наследия.

Филокартичные альбомы Владимира Лиходедова (начало их изданию положено в 2007 году) представляют собой, как правило, разложенную по разделам публикацию репродукций старых открыток на ту или иную актуальную с точки зрения просвещения, исторического воспитания общества тему. В 2007 году была издана книга «Сінагогі». Правда, в ней коллекционер показал синагоги не только Беларуси, но и многих стран мира. Резонанс издание имело достаточно широкий. Книга, вобравшая в себя более 400 открыток, была презентована в минском Доме еврейской культуры. Лауреат Ленинской премии, известный архитектор и скульптор Леонид Левин откликнулся на нее так: «Это уникальное издание должно начать свое путешествие по стране, необходимым кажется присутствие книги в наших библиотеках...»

Следующий был альбом «У пошуках страчанага». На его страницах открытки, посвященные местам Минска и шести областей страны, сопровождались короткими краеведческими эссе о том или ином уголке Беларуси.

Таково было книжно-филокартичное начало. Дальше — больше... В 2008 году вышли альбомы «Минск. Путешествие во времени», «Беларусь глазами немецкого солдата. 1915–1918», «Знічкі Айчыны», альбом, посвященный изображениям, связанным с жизнью и творчеством классика польской литературы, автора «Пана Тадеуша» Адама Мицкевича. Кстати, мицкевичевский альбом положил начало интересному, достаточно оригинальному направлению в использовании иллюстративного материала для раскрытия личности великого человека, а через него — и судьбы национальной культуры.

Рождение фотографии относится к 1839 году. Фактически только вторая половина ХІХ века расширила фотографическое пространство. И как же в таком случае рассказать о классике с помощью фотоснимков и тем более старых открыток, рождение которых вообще относится к 1869 году? Владимир Лиходедов проявил себя как опытный исследователь-реконструктор. В случае с мицкевичевской темой он пошел следующим путем. Отдельно сгруппировал открытки, представляющие собой изображения мест, связанных с жизнью поэта. Отдельно — открытки, на которых мы можем увидеть памятники Адаму Мицкевичу. Также выделены отдельным разделом и открытки с напечатанными репродукциями иллюстраций к произведениям классика польской и мировой литературы. Что интересно, обращаясь к теме мемориализации памяти автора «Пана Тадеуша» и «Дзядоў», Владимир Лиходедов подобрал красноречивые старые открытки, рассказывающие о том или ином месте в разное время. И случалось, что какая-то подборка старых открыток выглядит уникальным историко-краеведческим эссе-в котором четко говорится и об установке памятника, и о его демонтаже при определенных общественно-политических обстоятельствах, и о возвращении спустя десятилетия. К месту будет упомянуть, что в общественных, просветительских инициативах Владимира Алексеевича есть примеры, когда он через краеведческий поиск выявлял памятники и после возвращал их к жизни. Они связаны географически с Минщиной и с Брестчиной. Осуществить эту заботу помогали Владимиру Лиходедову и его неравнодушным соратникам старые открытки, старые фотоснимки.

Но вернемся к филокартичным альбомам белорусского коллекционера. Через публикацию репродукций в книгах рачительный собиратель исторической памяти всемерно, многосторонне, достаточно рельефно раскрыл узы Беларуси с мусульманским миром, широко отражал финансово-банковскую историю и Беларуси, и вообще Российской империи. А еще же появились на свет книги «Полигон», «Миссия милосердия», альбомы, связанные с именами Юлиуша Словацкого, Тадеуша Костюшко, другие достаточно основательные филокартичные издания. В частности, книги издавались на восьми языках: белорусском, русском, английском, немецком, французском, польском, арабском и турецком. Некоторые альбомы из уникальной филокартической библиотеки «У пошуках страчанага» уже давно стали библиографической редкостью. С книгами работают в школах, в вузах — прежде всего на исторических факультетах. Внимательно рассматривая старые открытки, можно представить, какими когда-то были наши города, городки, какую одежду носили наши пращуры, какими ремеслами они занимались.

Многие снимки, использованные на старых открытках (как, кстати, и сами, казалось бы, тиражные открытки), сохранились в единственном экземпляре. А если есть даже несколько на одну тему, то не всегда они доступны из архивов и запасников музеев. За филокартичным книгосбором Владимира Лиходедова внимательно следят во всем мире. Кирилл Сокол, писатель, кандидат географических наук, работающий в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова, так высказался о сделанном белорусским коллекционером: «Второй такой авторской библиотеки не существует не только в Беларуси, но и в России. А может быть, даже и в мире... Издательская деятельность коллекционера впечатляет. Знаю, что мощный толчок для поддержки Владимира Алексеевича Лиходедова сделало белорусское государство. И что самое важное — и книги, и альбомы, и газетные и журнальные публикации содержат существенный текстовый материал. С такими изданиями можно смело идти в школу, в студенческие аудитории. Открытка может и должна помогать изучать историю страны».

Вторая составляющая историко — просветительского проекта «У пошуках страчанага» — создание выставок и музейных экспозиций. И это направление работы краеведа, филокартиста просто не может не впечатлять. За прошедшие 15 лет в Беларуси и за ее пределами Владимир Лиходедов провел около 100 (!) авторских выставок оригинальных фотографий и старых открыток. Действительно, самими выставками, созданием новых музейных экспозиций коллекционер способствовал и способствует развитию интереса к нашей стране, к истории, к туристическому потенциалу через разные адреса Беларуси. Только в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны Владимир Алексеевич провел более 20 выставок. Наиболее значимые среди них — «У пошуках страчанага» (было представлено 400 оригинальных открыток с видами городов и местечек Беларуси), «1812 год» (по случаю 200-летия Отечественной войны), «Беларусь 1915–1918» (по случаю 90-летия окончания Первой мировой войны)... В 2014 году при поддержке Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации в Москве прошла выставка «Мгновения Первой мировой войны. Взгляд по обе стороны фронта».

Отдельно в проекте «У пошуках страчанага» выделяется тема воспроизводства историко-культурного наследия. В 2014 году Владимир Лиходедов впервые представил экспозицию «Печатный двор». Произошло это во время проведения Дня белорусской письменности в Заславле. В экспозиции коллекционера появились действующий печатный станок и оборудование для производства бумаги по технологиям XV—XVІІ веков. С тех пор «Печатный двор» начал путешествовать по Беларуси и России. Гости международных книжных выставок, фестивалей получили возможность не просто стилизоваться «под Скорину» — в роли «первопечатников» отпечатать страницы старых книг. Со временем коллекционер, филокартист, писатель идет дальше и воссоздает «Библию Русскую», отпечатав книгу на бумаге и по технологиям XVІ века. Доктор исторических наук, известный скориновед Георгий Голенченко на это событие откликнулся так: «..следует понимать, что при сегодняшнем развитии техники сделать факсимильное или репринтное издание не очень сложно, в то время как воссозданная книга — редкость...»

...Все достижения, все области, которые выводят проект «У пошуках страчанага» на широкий просветительский простаг, и перечислить трудно. Владимир Лиходедов работает как настоящий научно-практический центр, как институт, где главные позиции в выяснении исторической памяти занимает старая открытка. Работает исследователь, собиратель не один год. И уже самим примером последовательной рачительности на историко-краеведческой, коллекционерской ниве Владимир Лиходедов впечатляет, учит любить нашу Родину — Беларусь и делать все возможное для ее процветания.

Константин ЛАДУТЬКО

Фото Евгения Песецкого

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Галiна Левіна: Помнiк — не канструктар i не чарцёж, яго трэба перажыць, выпакутаваць

Галiна Левіна: Помнiк — не канструктар i не чарцёж, яго трэба перажыць, выпакутаваць

У архiтэктара Галiны Левiнай — Хатынь, творчая спадчына яе бацькi.

Грамадства

Прэмiя прыгажосцi. Дзеля чаго людзi кладуцца пад нож пластычнага хiрурга?

Прэмiя прыгажосцi. Дзеля чаго людзi кладуцца пад нож пластычнага хiрурга?

Як сведчаць шматлiкiя даследаваннi, прывабным людзям прасцей прабiцца ў жыццi i яны дасягаюць у кар'еры большага поспеху. 

У свеце

Як Еўропа аднаўляецца ад кавiднага ўдару?

Як Еўропа аднаўляецца ад кавiднага ўдару?

Сёлета еўрапейская эканомiка будзе перажываць глыбокую рэцэсiю з-за ўспышкi каранавiруса, нягледзячы на хуткiя i ўсёабдымныя антыкрызiсныя меры як на саюзным, так i на нацыянальным узроўнi.

Эканоміка

Тонкае мастацтва дабрабыту. Складаем сямейны бюджэт разам са спецыялістам Нацбанка

Тонкае мастацтва дабрабыту. Складаем сямейны бюджэт разам са спецыялістам Нацбанка

2020 год паставіў усіх нас перад неабходнасцю дакладна планаваць свае выдаткі.