Вы тут

Познать постсоциалистическое пространство через документальный конкурс «Лістапада»


Мы готовы постоянно напоминать, сколько удивительного и незабываемого может принести зрителю документальное кино. К сожалению, на белорусском большом экране его немного, но Минский международный кинофестиваль способен частично заполнить эту лакуну. В Основном конкурсе документального кино — еще как: с особым фокусом на посткоммунистическое пространство и отражением влияния на Европу последних десятилетий. Более того, нынешняя программа — ее показы будут проходить уже не в «Мире», а в кинотеатре Sіlvеr sсrееn в Gаlіlео — собрала в себе серьезное, но в то же время «зрительское» кино, которое может зацепить, закрутить, потрясти и сделать вечным поклонником документалистики. Претендент на «Оскар», семейные конфликты, расследование коррупционной схемы, чеченские танцы, китайское кино — про выбор каждого из тринадцати фильмов конкурса мы попросили рассказать программного директора «Лістапада» Ирину Демьянову.


«Страна меда».

«Страна меда» Тамары Котевской и Любомира Стефанова

— Классический случай, когда о кино невозможно рассказать — здесь нужно петь. В фильме как бы ничего не происходит: главная героиня живет в горах с прикованной к постели матерью и занимается уникальным, практически исчезнувшим промыслом — минуя опасные тропы, собирает дикий мед. Женщина разговаривает с пчелами, поет им песни и предупреждает, что возьмет только половину их запасов. Жизнь сама подкидывает сюжеты: рядом поселяется шумная семья с детьми и большим хозяйством, для микроклимата возникает опасность, и пчелы начинают покидать свое место. Тем не менее героиня принимает соседей с открытым сердцем, но вскоре умирает ее мать, новые знакомые вдруг уезжают и женщина снова остается одна. Авторы, в том числе через операторскую работу, погружают зрителя в невероятную красоту природы и гармонию, в которой человек с внешним миром могут существовать. Это чрезвычайно живописный фильм, который держит и долго не отпускает.  

«Стриптиз и война» Андрея Кутило

— В случае с картиной «Стриптиз и война» многое решает выбор героев: дедушка и внук — подполковник авиации в отставке и стриптизер — по-разному понимают жизнь и исповедуют разные ценности, но тем не менее остаются близкими людьми. Режиссер не просто показывает подходящую для кино крайнюю ситуацию: у него хватило проницательности помимо внешнего конфликта увидеть что-то еще — абсолютную любовь и абсолютную важность присутствия кого-то близкого. В последнее время появляется довольно много работ, посвященных семейным взаимоотношениям, — может быть, не случайно?  

«Обход» Виктора Аслюка

— Новый фильм ведущего белорусского документалиста (производство закончено буквально несколько недель назад), в котором легко узнать прежнюю манеру режиссера. Это долгое, внимательное наблюдение за участковым милиционером, который каждый день встречается с жителями окрестных деревень, как правило, опустившимися людьми, пьяницами и тунеядцами, и их проблемами. Авторы не просто отражают события, но и пытаются понять, что с людьми происходит. Так, в белорусское документальное кино возвращается серьезная социальная проблематика, когда режиссеры фиксируют состояние современного общества, начинают его анализировать, приглашают зрителей к серьезным рассуждениям, а главное, выносят на экран неприглядную, но все-таки правду. Может быть, таким способом отечественная документалистика вернет доверие зрителя, который ищет нечастого в нашем обществе разговора на остросоциальные темы.

«Даймохк» Маши Новиковой

— Хоть это и совместное производство Нидерландов с Бельгией, события картины разворачиваются в Чечне. «Даймохк» — так называется детский танцевальный ансамбль, который вызывал колоссальный интерес (а вы представляете себе чеченский танец — это максимальное проявление эмоций) в советские времена, пережил Чеченский конфликт, а сегодня стал уходить в развлечение и при этом стараться сохранить былой дух. Маша Новикова была знакома с руководителями ансамбля еще во время первой чеченской войны и в конце концов вернулась, чтобы посмотреть, как они живут. Героями становятся бывшая танцовщица и ее брат, который тоже танцевал в коллективе и стал большим начальником в сфере культуры, молодые люди, буквально выросшие в ансамбле. Благодаря доверию режиссеру фильм пускает зрителя в личную жизнь героев и позволяет наблюдать за процессом создания танца, иногда очень сложным или даже мучительным.  

«Маленький человек, время и трубадур» Инеке Смиц

— История человека, который вернулся из изгнания на родину, в Абхазию. Художник и творец, он хочет не только вернуться домой физически, но и понять сегодняшнюю, уже другую, страну, где много следов войны, и может показаться, что время застыло. Главный герой создает кукольный театр и использует для этого фотографии из семейного альбома: его отец был высоким абхазским чиновником и не смог остановить войну, из-за чего уехал за границу. Чтобы высказаться, Сипа Лабахуа натягивает свой нехитрый шатер то на пляже, то где-то в деревне, то у кого-то во дворе и после каждой постановки разговаривает с людьми, среди которых националисты, беженцы, представители национального меньшинства, а те, в свою очередь, также вплетают в историю Абхазии свои личные истории.

«На воде» Горана Девича

— Как чехи, о чем бы ты с ними ни разговаривал, всегда возвращаются к 1968 году, так жители территории бывшей Югославии еще долго будут возвращаться к бомбардировкам 1999 года и распаду государства. Программа нашего конкурса фокусируется на переменах в Европе последних десятилетий — «На воде» как раз об этом. Фильм показывает небольшой город, который стоял и стоит себе на воде, и судьбы нескольких героев, также связанных с водой, на которых отразились исторические события — развал страны, образование новых государств и, соответственно, изменение государственного курса. Кто-то с этим справился, а кто-то нет. Неторопливое течение воды в реках, на которых стоит город, задает ритм фильма и делает его такой же неспешной беседой о конкретных человеческих драмах и общих исторических изменениях, которые не прошли для первых бесследно. 

«Прошлой ночью я видел твою улыбку» Кавича Неанга

— Появление на наших экранах фильмов из Камбоджи случается довольно редко, что в значительной степени определило наш интерес к этой работе. Картина опять же рассказывает, как на судьбах нескольких семей — их объединяет так называемый Белый, потому что он белого цвета, дом в Пномпене — сказались последние десятилетия. Жилую постройку было решено разрушить, и режиссер показывает, как люди, пережившие в этом доме очень сложные времена камбоджийской истории, собирают вещи и рассказывают о своем, порой даже очень личном, прошлом. Здесь и счастливые, и трагические рассказы — у каждого свое, но, в конце концов, Белый дом сносят, и становится понятно, что где-то в новом месте у этих людей начнется новая жизнь, вопрос только в том, насколько благоприятный контекст будет ее сопровождать.  

«Эйфория бытия» Реки Сабо

—  Один из моих любимых фильмов этого года. В центре его —  девяностолетняя венгерская еврейка Эве Фахиди, вышедшая живой из Освенцима, но потерявшая во время Холокоста всю свою семью, сорок девять человек. Она всегда помнит, что пережила, —  в определенный момент, например, вспоминает, что сегодня ее сестре исполнилось бы семьдесят пять, хотя умерла она семьдесят лет назад. Режиссерка предлагает Эве сыграть в спектакле саму себя и в качестве партнера приглашает молодую женщину. Из этого получается пластический спектакль, и во время работы через творчество и коммуникацию Эве, по-моему, становится счастливым человеком. Очень эстетская картина показывает, насколько красивыми могут быть человеческое тело, жесты, движения и что эта красота не зависит от возраста или правильности линий, а ткётся из совершенно других вещей. Благодаря этому фильму зритель также может осознать, что желание не только выслушать, но и понять (а поняв, полюбить) иногда может спасти. 

«Наша машина времени» Яна Суня и С. Лео Чиана

— В немного сентиментальной и красивой истории сын узнает, что у его отца болезнь Альцгеймера, и решает, пока папа жив, в сложном марионеточном спектакле сохранить его воспоминания и его жизнь. Постановка получается дорогой, он едет в Америку искать деньги, с трудностями собирает команду и так далее, но мы, помимо того, что имеем возможность наблюдать за творческим процессом и рождением образов, видим, как отец с сыном становятся ближе друг другу. Премьера спектакля, на которую приезжает папа главного героя, с одной стороны, представляется хэппи-эндом, но с другой мы понимаем, что смерть тяжелобольного человека неизбежна.

«Конфуцианская мечта» Мицзе Ли

— Еще один китайский фильм также рассказывает о внутрисемейных взаимоотношениях, но с событиями более драматического настроения. Молодая семья не может договориться, как воспитывать сына — человеком, приспособленным к современному миру с его технологиями и приоритетами, либо в достаточно модном в Китае конфуцианском духе. Родители не находят общего языка и расходятся, режиссер в этом конфликте даже провоцирует своих героев на открытые и громкие в прямом и переносном смыслах эмоции. Но — что самое ценное в документальном кино — мы можем наблюдать за главной героиней Чаоянь и видеть, как на наших глазах она, в конце концов, меняется. Женщина приходит к выводу, что не всегда права, и фильм также заканчивается хэппи-эндом — эпилог либо постскриптум дает понять, что семья  воссоединилась. 

«Вдаль» Мартина Маречека

— Семья распалась, в итоге отец с сыном и мама с дочкой стали жить в разных странах. В какой-то момент Вит с Гришей решают приехать из Чехии в Россию, чтобы встретиться со второй частью бывшей семьи. По структуре этот фильм — типичное роуд-муви, вместе с героями мы садимся в машину и отправляемся в путь. Но хотя отец с сыном и решаются на длинное путешествие, они так и не встречаются со своей семьей. Почему — остается загадкой, но на наших глазах герои не могут ни примириться, ни найти желания хотя бы увидеть друг друга. Фильм заставляет о многом задуматься — о том, например, что лежит в основе непонимания между близкими людьми.

«На связи» Павла Земильского 

— Дети уезжают работать за границу и не возвращаются: семьи не воссоединяются, гнезда пустеют, мать жалуется, что построенное некому передать в наследство. Многолетнее общение между родителями и детьми происходит исключительно через Skуре, и хотя кажется, что благодаря современным технологиям (они, кстати, становятся частью киноязыка) родственники могут общаться чаще, так или иначе задумываешься, что мы благодаря этому приобретаем, а что теряем. Есть смешной, знаковый и, может, даже драматичный эпизод, в котором родители делают селфи на фоне фотографии на экране компьютера: им нужно общее фото с детьми, но сделать его они могут только таким образом, ибо кажется, что в этих заоблачных империях дети и останутся.

«Коллектив» Александра Нанау

— В Бухаресте случилась трагедия: более двухсот человек пострадало во время пожара в одном из ночных клубов. Александр Нанау, который живет в Германии, приехал в Румынию и понял, что вокруг нет ни одного человека, которого бы этот случай не затронул. Тогда он решил снять фильм о человеке, который переживает потерю близких, но в определенный момент в ожоговом центре стали умирать люди, жизни которых ничто не угрожало, и кино режиссера превратилось в очень серьезное расследование, обнаружившее масштабную коррупционную схему в системе здравоохранения. В конце концов, в фильме появляется еще одна жертва — молодая женщина с изуродованным в пожаре телом, которое она соглашается оголить для фотосессии и публикации. Все вместе создает множество смыслов и показывает, что голос одинокого изувеченного человека может быть столь же важным, как раскрытие коррупции.

Записала София ПОЛЯНСКАЯ

Загаловак у газеце: Уся праўда

Выбар рэдакцыі

Эканоміка

Усё, што трэба ведаць пра змены ў Жыллёвым кодэксе

Усё, што трэба ведаць пра змены ў Жыллёвым кодэксе

Мы паспрабавалі адшукаць самыя вострыя вуглы новаўвядзенняў і ўявіць, як будзе працаваць гэты дакумент пачынаючы з 2020 года.

Калейдаскоп

Вясёлыя гісторыі нашых чытачоў

Вясёлыя гісторыі нашых чытачоў

Як запрасіць чалавека, каб ён не прыйшоў, і знойдзены кашалёк.

Грамадства

Як пенсіянерка з Гомеля купіла набор каструль па цане патрыманай іншамаркі

Як пенсіянерка з Гомеля купіла набор каструль па цане патрыманай іншамаркі

Усё, як у казцы: прыгожая зала, музыка, пачастункі. Абаяльныя людзі распавядаюць аб правільным харчаванні і рэкламуюць свой тавар...

Грамадства

714 тысяч тон адходаў для перапрацоўкі сабралі летась беларусы

714 тысяч тон адходаў для перапрацоўкі сабралі летась беларусы

Гэта адходы шкла, паперы, пластыку, шын, батарэек, машыннага масла...