Вы тут

Виталий Чернобрисов: «Позвольте детям пробовать себя!»


Линия фронта Первой мировой войны «застряла» на белорусских землях на два с половиной года, сломав судьбы тысяч людей, разделив десятки семей. В память о том сложном времени творческие люди города Гомеля объединились для создания выставки. В её подготовке приняли участие образцовая студия «Палитра» при «Центре Инклюзивной культуры» (руководитель Василий Сидоренко), Ерёминская детская школа искусств (преподаватель Дмитрий Чак), Гомельский дворцово-парковый ансамбль, а также художники Дмитрий Ковалёв и Виталий Чернобрисов. Выставка была презентована сперва в Гомеле, а сейчас экспонируется в Минске во Дворце культуры им. Н. Ф. Шарко. В июле её планируют показать в некоторых других городах Беларуси.


О том, как проявляется тема войны в детском творчестве, как изменились рисунки детей сегодня и почему детские зарисовки нам важно сохранять, рассказал один из кураторов выставки, художник, которого называют «дедушкой белорусского авангарда», Виталий Феодосьевич ЧЕРНОБРИСОВ:

— Детское творчество — очень важная часть развития личности. До определённого возраста, лет до 12-ти, рисуют все. Когда ребёнок растёт, он познаёт окружающий мир и осваивает его через рисунок. Дети проходят историю развития человечества в своём творчестве. Сначала это «наскальные рисунки», потом примитивное искусство, а когда приходит время реализма, многие забрасывают рисование. Но творчество — это ступень интеллектуальной подготовки. Почему Япония и Китай до сих пор сохраняют каллиграфию? Они знают, что человек космичен. А искусство каллиграфии – это и процесс внутреннего постижения древней народной мудрости, и процесс самопознания. Это то, что важно для духовного развития каждого.

Виталий Феодосьевич Чернобрисов — живописец, скульптор, педагог. Известен как активный деятель ленинградского андеграунда 1960-70-х и приверженец «интуитивого» письма. Знаковая фигура белорусского авангарда. Член ряда творческих объединений, в том числе художественной комиссии Музея детского творчества в Санкт-Петербурге. На благотворительных началах создал ряд скульптурных композиций в Минске, Бобруйске, Гомеле. Произведения Виталия Чернобрисова хранятся не только в частных коллекциях Беларуси, России, США, но и в различных государственных музеях: в Гомельском дворцово-парковом ансамбле, Национальном художественном музее Республики Беларусь, Третьяковской галерее, Томском художественном музее (Россия), Музее современного русского искусства в Джерси-Сити (США) и др.  Более 30 лет обучал детей изобразительному искусству, им создано красочное пособие для педагогов «Красота спасёт мир».

— Ваш преподавательский стаж — более 30 лет. Как изменилось детское творчество за это время?

— Прежде всего, изменилось отношение общества. В 1970-е был расцвет детского творчества во всём мире, и в Минске тоже. В одном только Первомайском районе было восемь детских изостудий в ЖЭСах. Наши художники были активными, шли работать в кружки с большим энтузиазмом. Конечно, со временем это пошло на спад. Изменились и способы преподавания, и работы ребят.

Например, девочки всегда лучше чувствуют и проявляют цвет в рисунках. Но даже у них заметно падение цветопередачи. Возможно, детей сегодня мало восхищает жизнь? Я езжу на выставки и замечаю, как их учат работать акварелью. Это сложнейшая техника. Но ребята размачивают картину, а при высыхании она выглядит бледно. Нет ярких эмоций.

Рисунки отправляются на выставки, занимают призовые места. Выставок организуется у нас немало. Но оценивают ли у нас старания педагогов? Обязательно надо хоть как-то награждать лучших. Дело не в деньгах, а в том, что надо выделять хороших преподавателей, чтобы равнялись другие на них. Например, Василий Сидоренко и Дмитрий Чак — редкие таланты, работающие с детьми каждый более 20 лет, заслуженные педагоги. Они развили творческие способности многих ребят, и это нужно поощрять.

«Дедушка белорусского андеграунда» Виталий Чернобрисов устроился на работу в Художественный музей пожарным в 1972 году. Также он исполнял обязанности ночного вахтёра и подрабатывал в музее дворником. А днём Чернобрисов писал картины, которые охотно покупали коллекционеры и музеи. И только когда художнику исполнилось 75 лет, его наконец признал родной музей. Сейчас в коллекции Национального художественного музея 6 скульптур и несколько живописных работ мастера.

— Выставка памяти Первой мировой войны — интересно ли было юным художникам отображать такую непростую тему?

— Война 1914-1918 годов до сих пор остаётся «белым пятном» в нашей общей памяти. Работы учеников гомельских детских коллективов и есть попытка заглянуть в прошлое. Когда рассказываешь детям о поворотах истории, они внимательно слушают, задают вопросы. Они стараются понять эту непростую тему, а потом уже рисуют.

Мы связались с историко-культурным музейным учреждением «Гомельский дворцово-парковый ансамбль», специалисты которого предоставили нам много материалов из архивов. Оказалось, в Первую мировую у нас было немало героев, георгиевских кавалеров. Город прифронтовой, здесь госпитали принимали раненых солдат, с вокзала отправлялись на фронт войска, через Сож и Припять плыли пороходы с новобранцами. А рядом шла обычная жизнь: работали предприятия, магазины, парикмахерские, кинотеатры. До настоящего времени сохранилось здание госпиталя, и оно у многих учеников встречается в их работах.

— Некоторые работы на выставке выполнены в чёрно-белой графике. Насколько современным детям интересен этот вид искусства?

— Детям всегда нравилась эта техника рисования. Графика, занятия пером — это непросто, это большая дисциплина. Но когда трудно, то интерес только возрастает. Так было всегда, и современные дети такие же, их захватывает сложное, то, что увлекательно постигать.

— Вы повторяете родителям, чтобы они собирали и хранили рисунки своих детей, а потом показывали их своим детям... Почему это важно?

— Потому что рисунок сохраняет эмоции человека в определённый момент. И эта эмоциональная связь важна и родителям, и детям. Детские рисунки искренни и открыты, а фантазии просто удивительны. Как-то я привёз на выставку работу моего ученика, где жирафы были выше пальм. Педагоги мне сказали: «Такого не бывает!» Я отвечаю: «Конечно! Но и ковра-самолёта не бывает, и избушки на курьих ножках. Так не бывает у взрослых, а у детей — бывает». Замечательный французский художник Анри Матисс говорил, что точность не есть правда. Дети должны отображать свою правду. Своё видение мира и свои настоящие эмоции, а не продиктованные взрослыми.

Позвольте детям пробовать себя! Пусть они поют и танцуют. И бесконечно рисуют! Пальцами, кистью, карандашом — пусть творят. Все мы творцы. Только, в отличие от Бога, не можем дать произведению жизнь. Или, как Пигмалион, пробудить в камне душу. В этом наша трагедия. Но нам позволено созидать и создавать. Развивайте это — и в детях, и в себе.

Виталина БАНДАРОВИЧ

Фото: личный архив В. ЧЕРНОБРИСОВА


Информацию о наличии журнала «Алеся» в киосках и павильонах РУП «Белсоюзпечать» (БелДрук)  можно получить по телефону в городе:

Брест                                   + 375 162 219838

Витебск                               + 375 212 358437

Гомель                                + 375 232 558813

Гродно                                + 375 152 569508

Могилев                             + 375 222 734102

Минск и Минская обл.   + 375 173 272542


Выбар рэдакцыі

Эканоміка

Маладых спецыялістаў у сельскай гаспадарцы вабяць не толькі жыллё і зарплата

Маладых спецыялістаў у сельскай гаспадарцы вабяць не толькі жыллё і зарплата

У сельгаскааператыве «Ніва-2003» Гродзенскага раёна цяпер працуе ажно 11 маладых спецыялістаў. 

Грамадства

Як працуюць маладыя спецыялісты ў Гарадоцкім раёне

Як працуюць маладыя спецыялісты ў Гарадоцкім раёне

Райцэнтр Гарадок знаходзіцца прыкладна за трыццаць кіламетраў ад Віцебска, недалёка — мяжа з Расіяй. Як там сёння з кадравым пытаннем?

У свеце

Барацьба з эпiдэмiяй у Пекiне: адлюстраванне ўзроўню мунiцыпальнага кiравання

Барацьба з эпiдэмiяй у Пекiне: адлюстраванне ўзроўню мунiцыпальнага кiравання

Да Кiтая ўвага ўсёй сусветнай супольнасцi прыкавана з розных прычын.

Грамадства

Кампазiтар Алег Елiсеенкаў: У нас з жонкай усё агульнае — i радасцi, i нягоды, i грошы

Кампазiтар Алег Елiсеенкаў: У нас з жонкай усё агульнае — i радасцi, i нягоды, i грошы

Са сваёй жонкай аўтар папулярных песень знаёмы амаль паўстагоддзя.