Она пока не хочет садиться за мемуары. Поплавская-композитор пишет музыку, делает аранжировки. Поплавская-певица выступает. Дел много. И потом… Слишком живо в памяти и сердце то личное, дорогое, с которым нелегко делиться, нелегко ровными строчками уложить на бумагу.
Может, и возьмётся за перо — ну, разве чтобы развеять мифы. Мелькает, например, в прессе утверждение, что вокально-инструментальный ансамбль «Верасы» создан белорусским комсомолом как некий политический проект. Ядвига Поплавская, одна из основателей «Верасов», говорит: всё было иначе…
1971 год. «Песняры» в юбках. Идею подала Таисия Тлехуч. Уже гремел на весь Советский Союз ВИА «Песняры», и студенткам 4-го курса Белорусской консерватории захотелось создать свою группу. Не по чьей-то указке. И не в подражание. Просто свою, девичью. Кстати, Чеслав Поплавский, брат Яди, играл тогда в «Песнярах». Так что у «Верасов» с «Песнярами» и духовная связь, и даже родственная.
И четверо девушек -- Тася Тлехуч, Ядя Поплавская, Рая Тарасова, Таня Королёва -- пришли в филармонию и сказали: «Мы хотим создать ансамбль, Ядя будет играть на клавишных, остальные на гитарах». Поплавская тоже играла на гитаре, но только для себя. Пели все, причём Тлехуч, Тарасова и Королёва пели ещё и в хоре у именитого хормейстера Виктора Ровдо. Тогда им было чуть за 20, сил и желания творить — немерено. Образованные, талантливые, красивые — руководству филармонии всё это очень импонировало. Сказали только, что введут в коллектив Люцину Шеметкову , лауреата Всесоюзного конкурса «Алло, мы ищем таланты!». Чуть позже влились Люда Исупова и Надя Микулич. В 1973-м в ансамбле появились парни, в том числе Александр Тиханович.
Весной 2019 года Ядвига Поплавская отметила свой 70-летний юбилей. Поплавская является автором кантаты «Сын земли», симфонической поэмы, цикла прелюдий, сонаты, детских пьес для фортепиано, хоров, романсов, эстрадных песен и аранжировок, обработок белорусского песенного фольклора. Также она выступила редактором и сделала фортепианное изложение песен для нотного альбома «Владимир Мулявин. Беларусь — моя песня».
— Ядвига Константиновна, какие чувства обуревали вас в далёком 1971-м?
— В консерватории нас учили на лучших образцах музыкального искусства, на классике. Про эстраду один профессор сказал: «Эта музыка дурного тона». Но… Запретный плод сладок! Мы любили и хорошую эстраду, и джаз. Очень хотелось все это играть. А как? Нот тогда не было. Я записывала на слух фортепианные пьесы Дейва Брубека, Эрролла Гарнера — какими-то путями бобины с их музыкой появлялись в Минске, видимо, через Москву и Ленинград. Несколько лет назад дома в ящике обнаружила эти нотные записи, им почти полвека.
«Верасы» — это часть меня, один из лучших периодов моей жизни. Я счастлива, что являюсь одной из создателей этой яркой и популярной группы. В «Верасах» мы все были одержимы своим делом. Руководство филармонии поступило очень грамотно, прикрепив нашу группу для обкатки программы и для приобретения сценического опыта к своему солисту, Заслуженному артисту БССР Эдуарду Мицулю. Первое отделение — «Верасы», второе — Мицуль. Раньше с ним точно так же ездили «Песняры». Как-то Эдуард Леонардович сказал: «Девочки, вот вы наберётесь опыта, окрепнете -- и упорхнете от меня, как «Песняры».
— Популярные артисты СССР, белорусские певцы Виктор Вуячич, Эдуард Мицуль, Нелли Богуславская стали теми ракетами-носителями, которые вывели на орбиту вас и других своих младших коллег.
— Именно! В результате у нас с ними были гастроли по всему Советскому Союзу: Алтай, Сибирь, Прибалтика… В 1974 году ансамбль «Верасы» стал лауреатом 5-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады. С этого времени начинается наша успешная гастрольная, фестивальная и конкурсная жизнь.
В 1986 году Александр Тиханович и Ядвига Поплавская отправились в свободное плавание. И не утонули. Что помогало? О многом можно говорить, но прежде о любви слушателей, которая была завоёвана в «Верасах» (Поплавскую и Тихановича до сих пор люди старшего возраста воспринимают как солистов этого ансамбля).
В 1988 году у Тихановича и Поплавской появился Театр песни, а затем и студия, благодаря чему удалось осуществить немало прекрасных концертных и ТВ-проектов. В этой студии дорогу в творческую жизнь получили многие популярные на сегодняшний день исполнители.
В 1990-е в репертуаре дуэта было много новых песен, ставших популярными. Но публика не забыла ту эмоциональную радость, которую дарили «Верасы», просила -- нет, заставляла петь именно те, прежние песни, как будто они обладали некой магической, целебной силой, могли соединить распавшийся Советский Союз. Вообще, времена тогда для всех, и для Ядвиги с Александром были сложными. Тиханович сказал в одном интервью, что в 1990-х находился между небом и землей. Он тогда нашёл спасение в Боге: к вере его в детстве приобщила бабушка Александра Викентьевна.
— Александр Тиханович не раз в беседе с журналистами счастливым случаем называл встречу с вами…
— Да, Саша при всех называл меня своим ангелом-хранителем. Непростая миссия. Мы ведь вместе работали, творили. География наших гастролей широкая: кроме родной Беларуси, мы выступали в России, Болгарии, Чехословакии, Молдавии, Германии, Польше, Венгрии, Финляндии, Франции, Канаде, США, Израиле… А ещё были и бытовые проблемы и обязанности… Несмотря на всё это, мне удавалось кроме песен и аранжировок писать музыку для кино и театра. Особенно тепло вспоминаю работу с Александром Ефремовым, режиссёром телефильма «Рифмуется с любовью», в котором сыграли моя любимица Анна Ковальчук, а также Александр Дьяченко, Валерия Арланова и другие замечательные актёры.
— Обручальное кольцо. Вижу, вы так и не сняли его с правой руки.
— У меня нет ощущения, что Саша ушёл. Он рядом. Я ощущаю его каждый день. Для кого-то его нет, но для меня это присутствие абсолютно реально. Когда я нахожусь дома или в студии, кажется, что Саша в соседней комнате, за стенкой. С кем-то разговаривает или молится. Или уже спит, если часовая стрелка приближается к двум часам ночи, а я всё тружусь, наслаждаюсь творчеством… Любовь к Саше греет душу и сердце, и не только мою — родных, друзей. Я не чувствую себя одинокой.
— Продюсерский центр, студия продолжают работать?
— Конечно. И я продолжаю делать то, что делала. По-прежнему участвую в работе центра, сейчас у нас появилась очаровательная детская студия «Белый парус» c профессиональными педагогами. Продолжается гастрольная жизнь. Мы с дочерью подготовили концертную программу «Эхо любви», зрители приняли её с благодарностью. Тандем Поплавская – Тиханович не исчез со сцены. Мне с Настей очень хорошо. Настя искренне отдаёт слушателям свою любовь и душевное тепло. Она активно гастролирует и со своими собственными концертными программами, которые находят отклик в сердцах зрителей. Молодец!
— Что для вас важнее: текст или музыка?
— Определяющим при выборе песни для нас с Сашей всегда было Слово. Именно оно несёт основную сюжетную и смысловую нагрузку. А музыка должна усиливать эмоциональное воздействие текста на человека. И если возникает гармоничное соединение музыки, стиха, талантливой аранжировки и, что особенно важно, с ярким исполнителем, который своей харизмой сможет достичь глубин человеческого сердца, тогда песня, как говорится, и Строить, и Жить помогает. И Любить, и радоваться Жизни.
— Пишете ли вы песни на стихи Александра Тихановича?
— Есть такое. Только очень жаль, что Саша занимался собой меньше, чем мог бы. Его просто раздирали по частям: Саша, помоги, Саша, сделай… Знали бы вы, сколько хороших песен мы не успели записать, как планировали! Теперь кто их споёт? Так спеть, как мог Саша, никто. Где найти исполнителя с такой душой и таким внутренним нервом?
Вспоминаю нашего великого белорусского композитора, моего педагога Владимира Оловникова. Однажды у него дома разговорились, и Владимир Владимирович показал на стопочку рукописей в углу комнаты и очень грустно сказал: «Это кладбище моих песен». Сильно сказано? Да….Такое кладбище есть у многих авторов, в том числе и у нас. Мы с Сашей исполняли в первую очередь то, что хотели слышать люди, что напоминало им самые яркие моменты их жизни. Жертвуя личным творчеством, мы пели песни, которые у зрителей были на слуху, авторов которых мы уважали, с которыми дружили. Оглядываясь, понимаю: надо было больше внимания уделять своему творчеству. Хотя сомневаюсь, что мы пошли бы по этому пути. Меньше всего мы тогда думали о себе, о своей личной карьере. Потому что с самого первого концерта на первое место мы поставили не себя, а Его Величество Зрителя, его настроение. Потому что любим людей и были счастливы, когда зрительный зал светится улыбками и сияющими глазами, когда вновь хотят видеть и слышать нас.
— Люди старшего возраста, слушая песни прежних лет, ностальгируют. Но и молодым сейчас интересно всё советское. Слово «ретро» часто встречается на афишах, в том числе ваших.
— Для одного такого концерта главный дирижёр Президентского оркестра, заслуженный артист Беларуси Виктор Бабарикин предложил нам спеть танго «Мой милый друг». Оно прошло на ура. Помню, я очень хотела записать с Сашей ещё одну песню молодости наших родителей из репертуара Изабеллы Юрьевой «Саша, ты помнишь наши встречи?…». Тогда не получилось. Но я всё-таки сделала аранжировку и теперь исполняю этот шлягер на концертах.
— Простите, а это не посвящение Александру Тихановичу?
— В какой-то степени, да. В середине 1980-х я написала для «Верасов» песню на стихи Бориса Салибова, где есть строчки: «Эхо любви вместо писем тебе я шлю…». Уже тогда это было посвящение Тихановичу, о чём он абсолютно не догадывался. Композицию нужно было довести до ума, но, уйдя из «Верасов», как-то так получалось, что в основном мы шли навстречу просьбам других поэтов и композиторов исполнить их песни, а свои оставляли на «потом».
Саша фонтанировал идеями, делал на телевидении проекты: конкурсы песен и исполнителей «ПопТВ»,«Хит-момент», «Звёздный дилижанс», занимался «ЕвроФестом», а наше собственное творчество отодвигалось в дальний угол — ещё успеем. Жаль…Время так быстротечно! Но мы всё-таки хоть немного, но успели сделать то главное, о чём поётся в одной из наших любимых песен: «Чтоб добрый след оставил на земле, на то тебя Господь благословил!»
Факты из биографии
Александр почти четыре года добивался внимания своей будущей жены. Ядя поставила два условия: поступить в консерваторию, учитывая талант, дарованный Вселенной, и сказать «Прощай» нецензурной лексике. Оба условия были выполнены.
Светлана ШИДЛОВСКАЯ
Фото: официальный сайт и личный архив Ядвиги Поплавской
Выбар саджанца для садавода — той момант, значнасць якога складана пераацаніць.
Канцэрт для дзяцей і моладзі, пластычны спектакль Ягора Дружыніна і «Рок-панарама».