Вы тут

Ирина Старовойтова: Мы движемся в одном направлении


Одно из тематических направлений секций VI Форума регионов Беларуси и России — образовательное пространство: проекты и направления развития. Какие ключевые вопросы предполагается вынести на заседание секции, есть ли опыт плодотворного сотрудничества между белорусскими и российскими вузами? О дистанционном образовании, как о реальности наших дней и новых проектах Минобразования в этом сегменте образовательных услуг, а также о существующих направлениях взаимодействия в образовательной сфере Беларуси и России и планах на перспективу рассказывает первый заместитель Министра образования Республики Беларусь, член Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по образованию, науке, культуре и социальному развитию Ирина Старовойтова.


Ирина Старовойтова

«Можно констатировать определенные успехи в построении общего образовательного пространства».

Двусторонние отношения в сфере образования между Республикой Беларусь и Российской Федерацией носят позитивный и динамичный характер. Исходная точка (она же и конечная цель) сближения давно выбрана. Ею стало право граждан Союзного государства на получение образования любого уровня в любой из стран-участниц. Еще в 1996 году было принято постановление Исполнительного комитета Сообщества Беларуси и России «О равных правах граждан на получение образования», после чего сотрудничество между нашими странами в этой сфере не прекращалось.

В ходе развития Союзного государства произошло серьезное сближение позиций России и Беларуси по ряду важнейших составляющих систем образования. И уже сегодня можно говорить об определенных успехах в построении общего образовательного пространства. Это проявляется и в совместном выполнении образовательных программ и научных проектов, и взаимном признании документов об образовании, и реализации молодежных проектов и программ.

Между нашими странами и заинтересованными ведомствами есть понимание в необходимости решения ряда важных стратегических задач, таких как реализация молодежной политики Союзного государства и создание совместных программ молодежных обменов; повышение академической мобильности обучающихся и научных и педагогических работников; дальнейшее совершенствование и сближение систем образования государств-участников Союзного государства; создание механизма совместной аккредитации учреждений высшего образования (образовательных программ высшего образования).

«Примеров реальной интеграции в системе образования Беларуси и России — предостаточно».

Одним из примеров плодотворного сотрудничества в сфере высшего образования является создание в 2001 году на базе Могилевского машиностроительного института межгосударственного образовательного учреждения высшего образования «Белорусско-Российский университет».

Деятельность этого университета, где подготовка специалистов ведется по образовательным стандартам двух стран, представляет собой своеобразный эталон реальной интеграции наших государств в сфере подготовки высококвалифицированных кадров.

Отмечу, что с целью организации совместной творческой, научной и предпринимательской деятельности нашей молодежи нами активно прорабатывается вопрос организации на базе этого университета Белорусско-Российского молодежного технопарка.

Белорусско-Российский университет успешно реализует ряд образовательных проектов, основу которых составляют сетевые образовательные программы для студентов и аспирантов, например, «Интеллектуальные системы управления», «Современные подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины» и иные.

На базе Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого для обучающихся Белорусско-Российского университета разработана программа практической подготовки «Сетевой модуль производственной практики «Добывающие, перерабатывающие и машиностроительные предприятия промышленного комплекса», а для преподавательского состава университета имеется возможность прохождения стажировок.

В Белорусско-Российский университет приглашаются ведущие российские и белорусские ученые и эксперты для чтения лекций и обучающихся курсов.

В деятельности этого и многих других учреждений высшего образования мы уделяем особое внимание вопросам цифровой трансформации образовательных процессов.

«Современные цифровые технологии дают новые инструменты для развития системы высшего образования».

Встреча министра образования Беларуси Игоря Карпенко с делегацией Новосибирской области

Цифровой университет, который сегодня включает в себя инфраструктуру и инструменты доступа к информационным ресурсам, цифровизацию управленческих процессов, информационно-коммуникационные технологии как в образовательном, так и в воспитательном процессах, является реальностью наших дней.

Одиннадцать учреждений высшего образования Беларуси ведут подготовку специалистов на первой ступени высшего образования в дистанционной форме.

Подготовка в дистанционной форме обеспечивается в том числе и за счет наличия в электронном виде учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, необходимых для изучения всех учебных дисциплин, входящих в учебный план по специальности.

Доступ студентов ко всем учебно-методическим материалам и собственно образовательный процесс (студент – преподаватель) в течение семестра осуществляются удаленно.

Система образования нашей страны сегодня достигла определенных успехов на пути цифровой трансформации. По результатам исследований сфера образования была отнесена к группе «цифровых лидеров» отраслей белорусской экономики, интенсивно использующих информационные технологии, что открывает широкие горизонты для белорусского-российского сотрудничества в этой области.

Активное использование современных цифровых технологий является драйвером развития системы высшего образования Республики Беларусь и может выступить своеобразной точкой роста интеграционных процессов в образовательной сфере Союзного государства.

Взаимодействие в образовательной сфере осуществляется с 73 регионами Российской Федерации, в том числе с 39 регионами в рамках региональных программ сотрудничества.

Отмечается укрепление межвузовского взаимодействия Беларуси и России. Только прямых соглашений между учреждениями высшего образования наших стран заключено уже около 1300.

Абсолютное большинство вузов Беларуси взаимодействуют с российскими в рамках совместных научных программ. Кроме того, среди основных направлений сотрудничества – развитие студенческих связей, обмен опытом учебно-воспитательной работы, разработка содержания, форм и методов подготовки специалистов, стажировка и повышение квалификации педагогических кадров, выполнение совместных научно-исследовательских работ и подготовка научных кадров.

Именно поэтому в рамках VI Форума регионов Беларуси и России – ведущей межрегиональной белорусско-российской площадки – будет организована работа секции «Образовательное пространство: проекты и направления развития», где мы с коллегами из Совета Республики и Совета Федерации, профильных министерств, органов государственного управления и регионов двух стран, а также учреждений высшего образования обсудим ряд вопросов.

В том числе: перспективы дальнейшего развития высшего образования в наших странах, принципы социально-гуманитарного образования в Союзном государстве в контексте интеграционных процессов, варианты укрепления сотрудничества регионов Беларуси и России в подготовке квалифицированных рабочих и специалистов для экономик наших государств, развитие молодежного инновационного предпринимательства.

Замечу, что эти и многие другие аспекты формирования общего образовательного пространства, а также реализации молодежной политики в рамках Союзного государства уже были обсуждены 11 апреля текущего года в Москве на совместном заседании коллегий Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства образования Республики Беларусь, Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь, по итогам которого подписан протокол совместного заседания коллегий, а также Совместный план мероприятий Министерства образования Республики Беларусь, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в сфере государственной молодежной политики на 2019 год.

«Возможности для углубления интеграции далеко не исчерпаны».

Но взаимодействие в образовательной сфере должно получить новый импульс по всем направлениям сотрудничества, к которым сейчас относятся: установление прямых связей между учреждениями образования, включая обмен опытом по совершенствованию управленческой и образовательной деятельности; повышение академической мобильности обучающихся, научных и педагогических работников, выполнение совместных научных исследований, реализация двусторонних и многосторонних проектов, в том числе в рамках международных программ, проведение совместных мероприятий, посвященных памятным датам в истории белорусского и русского народов.

Планируем, что предстоящий Форум регионов Беларуси и России станет значимым и в расширении договорной базы белорусско-российского межрегионального сотрудничества и интеграционного взаимодействия в области образования, науки и молодежной политики.

В частности, нами прорабатывается возможность подписания соглашений (договоров) о сотрудничестве между Белорусским национальным техническим университетом и Санкт-Петербургским горным университетом; Белорусским государственным технологическим университетом и Российским государственным геологоразведочным университетом имени Серго Орджоникидзе и другими учреждениями высшего образования.

Убеждена, что по итогам Форума отношения наших стран в таких важных сферах как образование, наука и молодежная политика выйдут на более высокий уровень интеграции.

Выбар рэдакцыі

Культура

Кіно, якога не чакалі — 3. Завяршаем падборку драйвовых беларускіх фільмаў

Кіно, якога не чакалі — 3. Завяршаем падборку драйвовых беларускіх фільмаў

Сфера культуры ярчэй за іншыя паказвае, што калі не працуюць традыцыйныя схемы, прыходзіцца шукаць чорны ўваход. Пошукі часам нараджаюць эксперыменты і выкруты, якія абыходзяць абмежаванні, патэрны і завядзёнку і становяцца найлепшымі знакамі свайго часу. 

Грамадства

Як біятэхналогіі паляпшаюць якасць жыцця і здароўя чалавека?

Як біятэхналогіі паляпшаюць якасць жыцця і здароўя чалавека?

Па прагнозах спецыялістаў, не менш як 20 працэнтаў ад аб'ёму тавараў у XXІ стагоддзі будзе за біятэхналогіямі.

Грамадства

Збіраем гардэроб школьніка разам са стылістам

Збіраем гардэроб школьніка разам са стылістам

Пошукі і набыццё «школьнай формы», як па старой звычцы кажуць мамы і таты, — тая яшчэ галаваломка! 

Грамадства

Медыцынскі агляд у віцебскіх газавікоў ажыццяўляе... робат

Медыцынскі агляд у віцебскіх газавікоў ажыццяўляе... робат

А наведвальнiкаў крамы кансультуе выява спецыялiста.