Вы тут

Белорусским школьникам представили альтернативы экспериментам на животных


16 февраля 2019 года в лицее № 2 г. Минска сотрудники Центра этичного отношения к природе провели учебный модуль «Альтернативы экспериментам на животных в науке и образовании». Данный модуль реализуется в рамках проекта «Гуманные альтернативы экспериментам на животных» при поддержке Международного государственного экологического института им. А.Д. Сахарова БГУ (г. Минск), Международной сети за гуманное образование InterNICHE (Великобритания), общественной организации «Врачи против экспериментов на животных – DAAE» (Германия), Международной ассоциации против болезненных экспериментов на животных IAAPEA (Великобритания), косметической компании LUSH (Великобритания).

Цели проекта – привлечь внимание к этической и правовой стороне проблемы использования животных в экспериментах в сфере образования, фундаментальных научных исследований, медицины и косметической промышленности; повысить осведомленность общественности о применении в мировой практике современных, прогрессивных, высокотехнологичных методов, исключающих причинение вреда животным.

Ежегодно в мире более 100 млн жизней уносят болезненные эксперименты на животных. Долгое время эксперименты над животными считались единственным источником получения знаний в биологии, медицине, ветеринарии, косметической промышленности. Эволюция этической мысли и прогресс высоких технологий привели к созданию принципиально нового подхода в изучении и развитии этих сфер – без использования животных. Соблюдение принципов биоэтики, постулирующей нравственное отношение ко всему живому – необходимое условие постановки биомедицинского эксперимента в современности, а по мнению ее основоположника Вана Ранселера Поттера – единственно возможным условием развития естественных наук, прокладывающим «мост в будущее».

– Нам хотелось бы донести до молодого поколения те современные тенденции, которые сейчас наиболее актуальны в мировой науке и практике, – рассказывает Анастасия Опанасенко, руководитель проекта «Гуманные альтернативы экспериментам на животных». – Они тесно переплетаются с принципами биоэтики и направлены на достоверное получение знаний. Например, при изучении физиологии в вузе многие жестокие опыты на животных можно заменить компьютерной программой «Виртуальная физиология», которая позволяет изучить функции организма. Данная программа знакомит обучающихся с теорией, дает описание постановки эксперимента, интерпретирует полученные результаты. Затем можно самому провести виртуальный опыт в лаборатории. Преимущество программы заключается в том, что данный эксперимент каждый студент может совершать многократно.

Кроме компьютерных программ, существует огромное количество альтернатив, которые можно применять в образовании студентов естественно-научных специальностей: модели, манекены, тренажеры; фильмы и видео; лаборатории in vitro (исследования на клеточных культурах); трупы и ткани из этически допустимых источников (полученные в результате естественной смерти, несчастных случаев и т.д.); проведение безопасных экспериментов на себе (например, ЭКГ, ЭЭГ); клиническая практика с пациентами (в больницах, ветеринарных клиниках); полевые исследования (наблюдение за организмами в естественной среде обитания) и др.

Существуют и альтернативы при тестировании лекарств: например, «орган-на-чипе» – альтернатива размером с флешку, выстланная внутри человеческими клетками, которые погружены в инженерное микроокружение. Данная альтернатива позволяет предсказывать реакцию полноценного органа на действие того или иного вещества. Ее преимущество заключается не только в этичности, но и высокой точности полученного результата исследования.

Людмила Логиновская, директор Центра этичного отношения к природе:

– Проект «Гуманные альтернативы экспериментам на животных» включает в себя не только проведение учебного модуля с учащимися химико-биологического профиля, который призван повысить информированность молодого поколения в сфере биоэтики, но и активно вовлечь старшеклассников в активную деятельность. Поэтому мы планируем весной 2019 года организовать еще онлайн-викторину и конкурс творческих работ. Лучшие работы, присланные на конкурс, будут опубликованы в сборнике... Радует то, что мы получили огромный отклик со стороны учебных заведений. Более 40 школ, гимназий и учреждений дополнительного образования по всей Беларуси выразили желание принять участие в нашем проекте. Мы уже побывали с нашим модулем в самых отдаленных уголках нашей страны, где получили невероятную заинтересованность со стороны педагогов и школьников в продолжении развития нашего проекта. Например, в средней школе №2 г. Дубровно Витебской области учащиеся захотели написать научно-исследовательскую работу на тему альтернатив экспериментам на животных. А на официальном сайте средней школы № 39 г. Гродно появился новый раздел «Биоэтика», содержащий материалы о гуманном отношении к животным и окружающему миру. Хочется надеяться, что некоторые школьники, а в будущем студенты и специалисты когда-нибудь сами станут разработчиками  компьютерных программ или лабораторий in vitro, которые позволят не только отказаться от бессмысленных и жестоких экспериментов на животных, но и дать возможность естественнонаучному образованию и науке у нас в Беларуси совершить значительные шаги вперед.

По информации эколого-культурного просветительского учреждения «Центр этичного отношения к природе»

Выбар рэдакцыі

Здароўе

Як вясной алергікам аблегчыць сваё жыццё?

Як вясной алергікам аблегчыць сваё жыццё?

Некалькі парад ад урача-інфекцыяніста.