Вы тут

Маргарита Левчук: «Улыбайтесь, господа!»


Сказочное время Рождества и Нового года давно превратилось для неё в будни. Как, пожалуй, и любой праздник. Но ей так нравится. Потому что её работа – дарить хорошее настроение! И она с ней отлично справляется, о чём свидетельствуют аплодисменты зрителей, их искренние улыбки и неподдельный восторг во время выступлений певицы. С наступающим 2019-м годом читателей «Алеси» поздравляет солистка «Музыкального дома «Классика» и Большого театра Беларуси Маргарита ЛЕВЧУК – молодая артистка, которая раз и навсегда покоряет своим талантом, профессионализмом и обаянием.


– В Новый год действительно у меня много выступлений: я работаю и 31 декабря, и 1 января. Причём в эти дни может быть по три-четыре разных номера, как, например, в Минской ратуше, где в течение 40-минутного концерта мы знакомим гостей столицы с белорусской музыкой, погружая их в нашу историю.

– Жалеете, что ваша профессия предполагает такой напряжённый график?

– Никогда! Ведь я дарю людям праздник и хорошее настроение. Это так здорово, что у кого-то есть возможность и желание прийти в дни Рождества на классический концерт!

– Но в детстве, полагаю, традиция встречи Нового года была немного другой?

– Безусловно, в детстве мы с родителями в этот день убирались в нашем огромном доме, наряжали с младшим братом новогоднюю ёлку, готовили традиционные салаты – и всё это под старые советские новогодние фильмы. Было здорово! Мама и папа всегда старались нас погрузить в атмосферу зимнего чуда и волшебства, поэтому перед домом на снегу мы всегда находили следы, которые «оставил» Дед Мороз, а под ёлкой – мешок с подарками.

– Какой сейчас для вас самый лучший подарок?

– Общение. Сейчас встречи с близкими людьми особенно редки. Поэтому ценю каждую из них.

– А что пожелаете в Новом году себе и читателям «Алеси»?

– Себе пожелаю правильного сна, отдыха и питания, потому что именно от этих составляющих зависит мой голос, который, конечно, для меня очень важен.

А всем желаю побольше улыбаться! Чтобы было поменьше грустных лиц и мыслей. То, о чём мы думаем, и происходит с нами. Поэтому во Вселенную надо посылать только положительные эмоции! А если взгрустнулось – гоните печаль прочь. Больше позитива и путешествий! Путешествия расширяют наш кругозор, благодаря им мы становимся более свободными и раскрепощёнными. Ну и, конечно, здоровья! Потому что без него ничего не получится.

Призвание – сцена

– Вы уже 5-й год являетесь солисткой «Музыкального дома «Классика», принимаете участие в самых разных проектах. Это и джаз, и эстрада, и опера. И не раз признавались, что именно здесь состоялось ваше становление как певицы. А как вы оказались в этом коллективе?

– У меня довольно большой музыкальный багаж. С 1-го курса я пела в самых разных кавер-бендах и ансамблях, выступала в ресторанах, потому что надо было как-то зарабатывать себе на жизнь. Я исполняла испанские и цыганские песни, «попсу» и джаз. Но наступил такой момент, когда я поняла: до трёх часов ночи я пою в прокуренных помещениях, а потом, приходя на специальность в Академию музыки, не могу нормально заниматься. Пришлось выбирать: или продолжать выступать в ресторанах и дальше, или всё оставить, жить на стипендию, но учиться оперному вокалу. А в моём классе (оперное пение, класс Людмилы Ивановны Щербаковой) училась девушка, которая как раз начала сотрудничать с «Музыкальным домом «Классика». И мы, конечно, ей по-доброму завидовали. Ведь каждому хотелось поучаствовать в чём-то новом и интересном.

Однажды она подошла ко мне и говорит: «Знаешь, мне надо уехать, а ребят из коллектива подводить абсолютно не хочется… Может быть, выручишь – споёшь?» – «Без проблем!» – ответила я. И пошла на прослушивание. Так я и оказалась солисткой «Музыкального дома «Классика». Повторюсь, это был период поиска себя. Счастлива, что постепенно нашла себя именно в опере.

– О сцене мечтали с детства?

– С детства знала: буду певицей. Думаю, это моё признание. В детстве устраивала концерты для друзей, соседей. А как мы распевали с дедушкой народные песни возле печки! Надо отметить, что у всей моей родни прекрасный слух и красивые голоса. Когда собираемся вместе за столом, обязательно поём – такое чудное многоголосье получается. Так что у меня издавна был чёткий план: буду на сцене – и всё тут! Хотя поначалу видела себя на эстраде, но рада, что где-то на пути свернула на дорогу, которая привела меня в оперный театр.

– Большой театр Беларуси тоже был в ваших мечтах?

– На 1-м курсе Академии музыки на одном из конкурсов я выиграла абонемент в Большой – могла ходить на все спектакли без исключения. Тогда я жила совсем недалеко от театра – на улице Киселёва в общежитии. Помню, в комнате над кроватью я повесила купюру в 100 тысяч белорусских рублей (на ней был изображён как раз наш театр), расписалась на купюре и загадала: хочу работать в Большом, получать сто тысяч за спектакль и раздавать автографы. (Смеётся.) Вот так я себе и «наколдовала» свою судьбу.

Кстати, в детстве у меня на стене висела «Карта мечты», куда я приклеивала вырезанные из разных журналов картинки: стран и городов, где хотела бы побывать, игрушек и вещей, которые хотела бы иметь. Знаете, пожалуй, единственная картинка, которая не нашла пока своего воплощения в моей жизни, это фотография Сиднейской оперы… (Улыбается.)

– Нельзя отрицать, что популярность вам принёс и телепроект «Большая опера» российского канала «Культура».  Как родные отнеслись к тому, что вы оказались ещё и звездой эфира?

– Я родилась в деревне Страдечь Брестской области. И все мои соседи, знакомые, друзья каждую субботу собирались около телевизора у кого-то дома: сидели, обсуждали, делились впечатлениями. И обязательно потом рассказывали моим родителям, как выступила я, кто взял высокую ноту, а кто её не достал, кому хватило артистизма, а кто уж больно заигрался. (Смеётся.) И это люди, которые не просто далеки от оперы, для них вокальное искусство – словно параллельный мир. Но благодаря проекту эта другая Вселенная стала намного ближе. Безусловно, родители гордятся мной. Это приятно…

Не опера – сказка!

– Ради проекта «Большая опера» вам пришлось делать выбор: либо премьера оперы «Травиата» на белорусской сцене, либо кастинг программы в Москве…

– Я прекрасно понимала: партию Виолетты Валери я ещё спою. Что и произошло. А вот пропустить кастинг «Большой оперы» не могла. Возможно, если бы я не прошла отбор, то о чём-то и сожалела бы. Но сложилось всё просто великолепно!

Я благодарна создателям «Большой оперы» за этот проект. Ведь он увлекает в прекрасный мир оперы буквально всех – и тех, кто связан с классической музыкой, и тех, кто слышит об этом искусстве, возможно, вообще впервые. Благодаря телевизионному конкурсу меня многие узнают, подходят, говорят тёплые слова. Конечно, это приятно!

– На кастинге проекта «Большая опера» Дмитрий Бертман, режиссёр и художественный руководитель Московского музыкального театра «Геликон-Опера», признался вам в любви…

– Мы с Дмитрием впервые увиделись именно на прослушивании. После арии Оксаны из «Ночи перед Рождеством» Николая Римского-Корсакова кастинг-директор оперы Большого театра России Ольга Капанина меня не на шутку раскритиковала. Сказала, что этот материал не для моего голоса, да и вообще я не подхожу для проекта.

Огромное спасибо ведущей Сати Спиваковой и остальным членам жюри за то, что за меня заступились! Именно тогда Дмитрий Бертман взял в руки микрофон и произнес: «А я влюбился!» Эта фраза, мне кажется, и сыграла значимую роль. Может быть, в том числе благодаря этому я и оказалась в проекте. Конечно, приятно, что мне сказали такие слова. Но с Дмитрием, как и с остальными членами жюри, мы виделись исключительно во время выступлений. Тогда же и «общались», то есть только в это время он мог ко мне обратиться и высказать все свои замечания. Дмитрий часто хвалил, иногда критиковал. Но ничего более.

– Как вы относились к критике жюри?

– Члены жюри «Большой оперы» не критиковали – они помогали, подсказывали, как сделать так, чтобы петь легче, чище, красивее.

Безусловно, это шоу, и у каждого «судьи» своя роль. Например, Бруно Пратико (итальянский бас-баритон. – Прим. автора) надел на себя маску всегда недовольного, хмурого артиста. Мне частенько доставалось от него – уж он меня любил покритиковать. Но когда после проекта я встретила его за кулисами – передо мной был абсолютно другой человек! Как только он меня увидел – расцвёл, обнял, поцеловал. А у меня в голове был один вопрос: это Бруно Пратико? Не может быть! Это совершенно другой человек! Он говорил тёплые слова, постоянно добавляя: «Брависсимо!» Я же думала: а где камера?! Почему не снимают?! Именно сейчас и надо показывать, что он говорит! (Улыбается.)

– В «Большой опере» вы выходили в самых разных и удивительных образах. Какой запомнился больше всего?

– Для номера, где я выходила в роли суперсовременной куклы Олимпии, меня гримировали пять (!) часов. Не запомнить это невозможно. Но всё-таки самым любимым для меня стал образ… Русалочки. В одной из финальных программ мне надо было исполнить белорусскую народную песню «Купалінка». И художник по костюмам Александра Фролова всё гадала: «Что же мне придумать для тебя, Маргоша…» А я пролепетала: «Хочу быть Русалочкой…» – «Хорошо», – ответила Саша.

Во мне с детства сидела эта мечта – хоть на минуту превратиться в Ариэль из диснеевской сказки. И «Большая опера» воплотила мою детскую мечту в жизнь.

Маргарита и мастер

– В мае этого года вы взяли «золото» на 3-м Международном музыкальном конкурсе в Манхэттене. Летом приняли участие в двух вокальных состязаниях в Италии и стали лауреатом 2-й премии и обладательницей Специального приза Международного конкурса классической музыки в Пезаро, а также лауреатом 3-й премии Международного оперного конкурса «Bellano Paese degli Artisti». В начале сентября вы снова триумфатор – 2-го Берлинского международного музыкального конкурса. Чем для вас становится участие в каждом таком смотре?

– Каждый раз это невероятный стресс. Мой голос и моё тело находятся в абсолютной дисгармонии, потому что не понимают, за что терпят такие мучения. Я не могу есть, не могу спать, не могу думать. И да, не могу петь… А ведь я должна звучать! И звучать хорошо. Очень не люблю подобных ситуаций, когда меня должны оценивать. И всё равно продолжаю участвовать в конкурсах.  Именно это сделало меня сильнее, я научилась не опускать рук, а быть стойкой, идти дальше – до конца! Всё-таки конкурс – это реальная возможность показать себя. И получить в дальнейшем отличный ангажемент. Даже если ты не стал победителем, это всё равно работает. Тебя замечают, появляются возможности новых ангажементов.

– На фестивале в Зальцбурге в этом году вам посчастливилось встретиться с маэстро Доминго.

– Это был настоящий подарок судьбы! Зальцбург во время фестиваля просто гудит – столько здесь собирается поклонников классического искусства. Мы встретились здесь с Павлом Петровым, и я попросила показать мне памятник Моцарту. Нашли тихую безлюдную улочку. Идём, болтаем. И тут Паша толкает меня в бок: «Смотри!» Я замерла – нам навстречу шёл Пласидо Доминго! Мы стояли как вкопанные, с открытыми ртами, а маэстро медленно поравнялся с нами, сказал «Hello!» и с вежливой улыбкой пошагал дальше. Решение возникло не сразу. «Может, надо было попросить сфотографироваться?» – пробормотала я.

Однако как-то мы застеснялись и продолжили путь, пока не уткнулись в тупик: «Это знак!» Мы быстро развернулись – и вслед за Доминго. Маэстро никуда не спешил, а мило отдыхал со своей семьёй. От волнения у меня выскочили все слова на английском, но он понял, что я хочу с ним сфотографироваться. «Конечно! – просто ответил нам. – А вы откуда?» – «Минск, Беларусь…» – «Знаете, я никогда не был у вас, но с удовольствием бы приехал в вашу страну!» – «Маэстро, мы вас ждём!» – искренне сказали мы. А Паша Петров добавил: «Встретимся на «Опералии»!

«Неужели вы участвуете в моём конкурсе? Тогда удачи вам!» Уже потом я говорила Петрову: «Паша! Это знак! Ты выиграешь «Опералию»!» Так и получилось…

– Часто артисты говорят: моя жизнь – это театр.

– У меня много «жизней» – это и Большой театр, и «Музыкальный дом «Классика», и личная жизнь. Не могу сказать, что у меня есть только музыка или только опера. В жизни можно много успеть! Главное – постараться всё правильно распределить и относиться ко всему с позитивом. Ведь счастье – в нас самих!

Елена БАЛАБАНОВИЧ

Фото: Анжелика ГРЕКОВИЧ, Слава ПОТАЛАХ, личный архив М.ЛЕВЧУК, архив Большого театра Беларуси

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Маладая зеляніна — галоўны памочнік пры вясновым авітамінозе

Маладая зеляніна — галоўны памочнік пры вясновым авітамінозе

Колькі ж каштуе гэты важны кампанент здаровага рацыёну зараз?