Вы тут

Любовь Нордштейн: «Скучно жить, если нет увлечений»


Эту обаятельную женщину элегантного вида часто можно встретить на премьерах и выставках, модных показах и других светских мероприятиях Минска. В свои 75 лет архитектор, коллекционер и просто творческий человек Любовь Нордштейн не пропускает ни одного культурного события города. Друзей и знакомых восхищает её хобби – коллекционирование фигурок черепашек. А ещё Любовь Абрамовна пишет увлекательные репортажи на своей странице в facebook.


– Всем запомнилась ваша уникальная выставка черепашек. Расскажите, как и откуда у вас появилась эта страсть к коллекционированию?

– Моё послевоенное детство не способствовало появлению каких-либо хобби, собирать было особенно нечего. Даже конфеты «подушечки» и монпансье были без обёрток (смеётся). Потом, правда, фантики собирала, было такое. А ещё для коллеги отовсюду привозила календарики: я много ездила по командировкам, а она была начальником, кабинетным работником.

Коллекционированием черепах занялась совершенно случайно. Так получилось, что 1990-й год был ознаменован для меня несколькими важными событиями: я открыла свою авторскую творческую мастерскую, завела свою первую собаку и на одном из первых праздников города неожиданно для себя купила фигурку черепашки.

Это произошло на обычной ярмарке в минском парке, где дети и молодёжь выставляли свои поделки. Мне так понравилась у одной девочки забавная черепашка в шляпке! Чуть позже, увлёкшись эзотерикой, я выяснила, что, согласно году рождения, мой талисман – именно черепаха. Вот так всё и совпало. В итоге на сегодняшний день моя коллекция насчитывает более 500 черепах. Причём более половины экспонатов – подарки. Ведь с той поры, как я стала собирать черепах, всем стало очень просто выбрать для меня подарок – не надо ничего придумывать, бери черепаху – и в гости!

– Где хранится ваша коллекция?

– В прошлом году в Художественной галерее Михаила Савицкого в Минске прошла моя выставка «Три черепахи». Там было представлено около 400 экспонатов из коллекции. Несмотря на то, что выставка уже завершилась, черепахи пока остаются в галерее на временном хранении. Есть мысль о том, чтобы сделать эту экспозицию постоянной. Ну, а другие экспонаты продолжают «жить» у меня дома. К тому же коллекция постоянно пополняется.

– Какую из черепах вы считаете своей самой любимой?

– Ой, я их всех люблю! Ну как можно не любить игрушки, которые плывут ко мне на паромах, летят самолётами или едут в поездах со всех уголков планеты? Вообще, многие мои черепахи – большие путешественницы. Подруги увлечённо собирали фигурки во Флориде и Аризоне, а мой приятель Павел Чернецкий однажды прислал огромную посылку с черепахами из Украины, и для каждой черепашки он приготовил своеобразный «паспорт», где красивым каллиграфическим почерком описал, откуда она, где была куплена и так далее.

Ну и, конечно, есть сделанные своими руками подарки от деток, есть авторские произведения от известных творческих людей. Например, недавно у меня появилась сумочка с изображением черепахи от мастера Ирины Дёминой. Совсем скоро в моём доме поселится подушечка с гобеленом-черепахой от известного художника Нины Пилюзиной.

– Как интересно! Получается, что вы своим увлечением вдохновляете на творчество других людей?

– Да, получается, что так. Вообще, помимо черепах, у меня собралось большое количество эксклюзивных вещей от наших белорусских мастеров. По профессии я всегда общалась с творческими людьми – керамистами, художниками, вышивальщицами, дизайнерами, металлистами. И после совместных проектов у меня часто появлялись новые необычные вещи. Кованая люстра, каминные изразцы, скатерть ручной работы. Конечно, многие уникальной красоты вещи я сама покупала. Кроме того, у меня хранится коллекция работ моего брата, художника Григория Нестерова.

– Общаетесь ли вы с другими коллекционерами черепах? Обмениваетесь ли экспонатами?

– Да, я интересовалась, у кого же ещё есть такое хобби, но вот общаться ни с кем из них не приходилось. Так, коллекционирует черепах французская певица Мирей Матье, прославленный российский тренер по фигурному катанию Татьяна Тарасова. А в год черепахи, к примеру, родились такие известные путешественники, как Тур Хейердал и Жак Ив Кусто. Они, я думаю, черепах не коллекционировали, но вдоволь на них насмотрелись.

– Кстати, а живые черепахи у вас были?

– Когда я преподавала в институте, один студент подарил мне сухопутную черепаху. Это было довольно милое создание, но только вот моя собака уж очень ревновала меня к новому питомцу. В итоге, когда я поехала в очередную командировку, пёс в зубах вынес черепаху из дома в траву, и та сбежала. Больше с живыми черепахами я не экспериментировала. Кстати, то, что черепахи передвигаются очень медленно – миф (смеётся).

– Предлагали ли вам продать вашу коллекцию? И согласились бы вы с ней расстаться?

– Таких предложений мне никто пока не делал, и своих черепах я продать не смогу. Это же мой талисман! А продать, оставить или потерять свой талисман – плохая примета. Поэтому, если отдавать, то только в музей. Коллекция не должна лежать в коробках по углам, пусть лучше радует посетителей.

– Долгое время вы работали архитектором в проектном институте. Как оцениваете современные здания в Минске? Присудили бы кому-нибудь личную архитектурную премию?

– Я не очень довольна той градостроительной ситуацией, которая складывается сегодня. К сожалению, в нашей столице потихоньку уничтожается водно-зелёный «диаметр», который создавался долгие годы и за который мы так боролись в своё время. А ведь это «лёгкие» города!

Также мне не по душе ситуация, когда для того, чтобы построить новое здание, сносят старое. Нужно уважительно относиться к истории архитектуры. Нельзя бездумно перестраивать и разрушать то, что было построено раньше, иначе придётся восстанавливать облик Минска по фотографиям… Новые здания ведь вполне возможно аккуратно вписать в сложившийся ландшафт, считаясь с уже существующей застройкой. Вот, к примеру, Национальная библиотека смотрится  достаточно органично. К сожалению, большая часть новых построек меня просто раздражает, поэтому свою личную архитектурную премию я, пожалуй, пока попридержу.

– А какой он – ваш любимый Минск? По каким улицам ходила Любовь Нордштейн в юности?

– Я очень люблю наш главный проспект! Все его места связаны с моим детством и юностью. Моя семья жила возле вокзала, я училась в школе на Свердлова, а затем – в Политехническом институте (сейчас БНТУ). И в тёплые дни мы с друзьями часто ходили пешком по проспекту на учёбу и домой. Как, наверняка, и все минчане, я люблю наши парки, люблю прогулки вдоль Свислочи.

Ещё одно знаковое для меня место – Верхний город. В 1970-е, когда это был просто грязный и запущенный уголок старого Минска, здесь давали мастерские начинающим художникам. Одну из них, на улице Герцена, в старом доме с печным отоплением, получил мой брат Григорий. Эти мастерские потом стали центром притяжения столичной богемы. Тут бывали и поэты, и художники, и балерины, и даже актёры «Таганки», когда этот театр приезжал в Минск на гастроли. Сейчас эти места сильно изменились, но они по-прежнему мне очень дороги.

– Где вы находите силы и энергию для участия в многочисленных выставках, встречах, проектах?

– Конечно, прежде всего меня вдохновляет искусство. Каждая хорошая выставка придаёт бодрости и хорошего настроения. Ведь в настоящее время я арт-директор творческого объединения «АРТЕЛЬ» (Виртуозы Минска). У меня достаточно широкий круг друзей, я много фотографирую, делаю репортажи для своей странички – мне это очень нравится. А в последнее время ещё стала завсегдатаем поэтического клуба. Поэзию любила всегда, но вот теперь ближе знакомлюсь с поэтами.

Кроме того, я заядлая собачница, очень люблю природу, прогулки. Сейчас у меня спаниэль Фрола. Она очень живая, подвижная и обожает детей. Именно поэтому рядом с нами всегда стайка малышей. Летом дети даже порой кричат под моим балконом: «А Фрола выйдет?». Они с ней и в мячик поиграют, и в догонялки, ну а наблюдать за их весёлыми играми – одно удовольствие!

Знаете, скучно жить, если нет увлечений. В любом возрасте важно постоянно себя развивать, читать хорошие книги, смотреть хорошее кино, посещать музеи, театры, по возможности – путешествовать, впитывать атмосферу новых стран и городов. Отличное дополнение ко всему этому – что-то делать своими руками: вышивать, рисовать, вязать. Всё время себя шлифовать и не останавливаться. Тогда каждый ваш день будет насыщенным и интересным.

Екатерина АПАРИНА

Выбар рэдакцыі

Здароўе

Як вясной алергікам аблегчыць сваё жыццё?

Як вясной алергікам аблегчыць сваё жыццё?

Некалькі парад ад урача-інфекцыяніста.