Вы тут

Друг, учитель, ангел-хранитель…


Когда я думаю о маме, невольно смотрю на солнце. 


Оно наполняет сердце радостью, душу – теплом и светом: ведь без него нет жизни. И где была бы я, если б  не мама, думаю порой. Не зря родители назвали ее – Вита, что означает – Жизнь. Вот и получается, что мама, как солнце для меня, жизнь подарившая. И жизнь дающая. Изо дня в день… 

Бесконечно можно смотреть на горящий огонь, бегущую воду и смеющуюся маму. Ее улыбка подобна солнечному лучу. Я никогда не забуду мамино лицо, склонившееся над моей детской кроваткой: она что-то говорит, в зеленоватых глазах пляшут искорки, и я слышу, как постоянно звучит слово: «Дарена»… Мама повторяет его на все лады, а еще говорит: подарок ты наш – Дара… И улыбается, улыбается…

Я благодарна маме за свое имя: оно красивое, благозвучное… И мне, без пяти минут выпускнице эстрадного отделения Колледжа искусств, что в Минске, не придется придумывать себе сценический псевдоним, если, конечно, моя судьба будет профессионально связана с эстрадой. 

А мамина улыбка… Скользнет поутру по моему сонному, а то, случается, и недовольному, лицу, и я пойму – негативу нет места в нашей семье. Мамин позитивный ежедневный настрой время от времени побуждает меня думать о своем внутреннем мире. И работать над «ошибками», которые, как она говорит, все мы, хоть «белые и пушистые», часто бессознательно допускаем. Всякий раз в подростковом возрасте я видела, как мама, придя с работы уставшая, становится у плиты, чтобы приготовить нам вкусный ужин. А я корила себя за то, что могла бы хоть картошки начистить. И совесть еще острее меня тогда донимала, если ни слова не звучало в упрек из маминых уст.

Она – мой друг, учитель и ангел-хранитель. Даже на расстоянии чувствую ее защиту, и тогда мне кажется, что мамины крылья меня поддерживают, не дают споткнуться, когда возникают трудности – то ли в учебе, то ли в межличностных отношениях. Теперь все чаще мама мне говорит: думай сама, решай сама… Я уважаю ее за то, что она позволяет мне быть самостоятельной и приобретать свой жизненный опыт. И также за то, что она тоже работает над собой. Взрослея, все больше понимаю, что и мамины жизненные дороги были, хоть порой и ухабистыми, но все же – счастливыми. Как будто и ее ангел-хранитель защищал от всяческих бед.

Мне нравится слушать мамины рассказы о том, как она, Виктория Черкашина, кандидат в мастера спорта по спортивной гимнастике, 16-летняя уроженка небольшого украинского городка Волчанск, что на Харьковщине, окончив школу, приехала в Минск – чтобы стать, как говорит теперь с юмором, актрисой мирового уровня. Своим оригинальным репертуаром, обаянием и смелостью она покорила членов жюри на отборочных турах, их прошла и была зачислена на актерское отделение в театрально-художественный институт, теперь это Академия искусств. Одна только басня Кондрата Крапивы «Здароў, Максим!», которую, признаюсь читателям, помог ей выбрать в то время еще неизвестный драматург Алексей Дударев, восхитила будущего педагога актерского отделения, народную артистку Беларуси Зинаиду Броварскую. И отрывок из «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова, и стихотворение «Испанская танцовщица» Райнера Марии Рильке тоже ее впечатлили. Мне даже кажется, что и другие члены комиссии тогда подумали: и откуда в такой бойкой провинциалочке вкус к хорошей литературе… И мое воображение рисует мамин портрет в день первого ее тура.

Лето. 1976 год. Раннее утро. Юная обаятельная девушка с длинными, от природы светло-русыми волосами с пепельным отливом, в белой блузке из тонкого батиста с кружевами выходит из подъезда малосемейного общежития Академии наук, где жила мамина родная тетя. Мы и сегодня по детской привычке называем ее – Валя. Из окна кухни с пятого этажа за мамой наблюдают соседи и, конечно, тетя. А ей-то – всего 25. Волнуются за маму, держат кулачки… А та, кажется, не идет, а едва касается асфальта, бесстрашно следуя навстречу судьбе…

Да, она могла стать замечательной драматической актрисой. Но надо же было  пойти на спектакль «Сымон-музыка», в то время еще любительского театра пантомимы «Рух»! Вот мамины о нем впечатления: «После окончания спектакля я долго пребывала в состоянии шока: так потрясла меня пантомима. Все давным-давно покинули зал, а я сидела, как оглушенная, и не могла найти в себе силы подняться и уйти…». Мамины эмоции были настолько сильными, что погружение в прошлое и сегодня вызывает у нее улыбку сквозь слезы. Она вспоминает, какие мысли проносились в ее голове, вытесняя оттуда идею стать артисткой драмы. Она, конечно же, нашла режиссера-постановщика спектакля Владимира Колесова. И не сказала ему, а словно выдохнула: «Браво! То, что вы сделали – это и спорт, и драма без слов, и танец…». В пантомиме мама нашла все, что ей было близко с детства, и к чему лежала ее душа гимнастки. Через некоторое время без сожаления распрощалась с театральным институтом, а потом, когда театр приобрел статус профессионального, успешно прошла и кастинг. И вот она в труппе театра пантомимы «Рух». Недолго была стажером, а потом стала солисткой. И так прошло 25 лет. Ярких, наполненных любимым делом. Параллельно и заочное отделение в БГТХИ по специальности «театроведение» окончила. Кстати, в свое время «Рух» объездил многие города Советского Союза, успешно гастролировал и за рубежом. На его спектакли в Минске ломились, от угла ТЮЗа, в котором был прописан этот коллектив, спрашивали лишний билетик. А потом, в силу разных причин, «Рух» распался. Но это уже другая большая тема. А мама… Она целых 12 лет служила семье. Воспитывала старшую мою сестру Алису, родила среднюю Яну, а потом появилась и я. От нее наша любовь к творчеству: к театру, музыке, пению, танцам. Сегодня семилетняя Ясемин, мамина внучка и моя племянница, приняла, как говорится, эстафету: занимается танцами. И уже в первом в ее небольшой жизни республиканском конкурсе юных танцоров «взяла бронзу». Так и хочется здесь поставить смайлик: настолько трогательно движется эта малышка, четко выполняя все танцевальные фигуры.

Моя мама, Виктория Черкашина, в спектакле театра пантомимы «Рух» - «Зеркало» с партнером по сцене Виктором Разладовым.   Театр пантомимы «Рух» существовал в 1980–2001 г. в Минске. Создан при Белорусском республиканском театре юного зрителя. С 1984 г. в Молодежном театре Беларуси, с 1986 г. в составе Белгосфилармонии.

Я люблю с мамой говорить по душам. В выходной, если не спешу по своим делам, сижу с ней у камина. Подключается и папа. Иногда приезжают и сестры с семьями.  Мы разглядываем причудливые узоры, которые рисует огонь. Мама – огнепоклонница. От нее и папы, в прошлом туриста-походника, и наша общая страсть – сидеть у огня. Раньше, когда я была маленькая, и этот дом еще строился, по выходным мы частенько выезжали на Цнянское водохранилище, также собирались «кланом» на даче маминого двоюродного брата Богдана, а то ехали и в деревню под Несвиж, в родительский дом Валиного мужа Ивана. Там, в старом яблоневом саду – посиделки у огня превращались в ритуал: часто с песнями под гитару и печеной картошкой. У мамы – хороший голос и тонкий слух. А еще она лихо водит машину, и этот драйв ей нравится. По душе и работа в Университете культуры и искусств, где мама возглавляет отдел образовательных проектов и связей с общественностью и курирует важные дела, связанные с лауреатами Специального фонда Президента по поддержке талантливой молодежи. Вот недавно традиционный отчетный концерт лауреатов Спецфонда вместе с коллегами организовывали. По-моему, публике, собравшейся в Музыкальном театре, мы понравились. Говорю “мы”, так как сама видела зал будучи ведущей. На аплодисменты после каждого номера, музыкального или хореографического зритель не скупился.

Вот такая она, моя мама, Виктория Юрьевна Игнатенко. Мне приятно, как о ней добрые друзья и родня, если удается всем вместе собраться, говорят: да вам, дочерям, она как старшая сестра... И я знаю, почему: ведь она – Вита, жизнь дающая. Продолжает нас согревать, поддерживать. И любить. 

Дарена Игнатенко

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Час клопату садаводаў: на якія сарты пладовых і ягадных культур варта звярнуць увагу?

Час клопату садаводаў: на якія сарты пладовых і ягадных культур варта звярнуць увагу?

Выбар саджанца для садавода — той момант, значнасць якога складана пераацаніць.

Культура

Чым сёлета будзе здзіўляць наведвальнікаў «Славянскі базар у Віцебску»?

Чым сёлета будзе здзіўляць наведвальнікаў «Славянскі базар у Віцебску»?

Канцэрт для дзяцей і моладзі, пластычны спектакль Ягора Дружыніна і «Рок-панарама».