Вы тут

Неприметны, но интересны


В любом лесу можно встретить мхи: изумрудным ковром покрывают они землю. Обычно их воспринимают лишь как мягкое зеленое покрывало, затрудняющее движение. И это не удивительно. Ведь мхи – наиболее мелкие и просто устроенные из наземных растений, они не могут похвастаться ни яркими цветами, ни вкусными плодами. И даже корней у них нет, а о листьях и стеблях можно говорить лишь условно. Тем не менее, они относятся к высшим растениям.

Гилокониум блестящий.

Давайте знакомиться!

Хотя мохообразные никогда не занимали господствующего положения в природе, человек обратил на них внимание много столетий тому назад, и они сразу стали персонажами мифологии. В древних сказаниях европейских народов они символизировали старость, в японских легендах олицетворяли грусть.

Долгое время знатоки трав относили эти растения к группе так называемых тайнобрачных, куда входили папоротники, плауны, хвощи и лишайники – словом, все споровые. Лишь в наше время ученые-моховеды (бриологи) доказали, что мхи все же достойны быть рядом с высшими растениями.

Мохообразные, или мхи, как их чаще называют, выделены в три отдела растительного царства: антоцеротовые (Anthocerotophyta), печеночники (Marchantiophyta) и моховидные (Bryophyta), насчитывающие около 25 тыс. видов во всем мире (в Беларуси – около 440). Перечень этот постоянно пополняется, так как мхи малоприметны, и их трудно исследовать.

По разнообразию видов  и жизненных форм лидируют представители моховидного отдела (в мире их примерно 15 тысяч видов, в Беларуси – 346). Недаром в пределах мхов выделяют три класса – сфагновые, андреевые и листостебельные. Но если в первых двух количество видов чуть более 500 (в Беларуси – 1 вид андреевых и 34 вида сфагновых), то последняя группа представлена очень широко – более 14 тысяч (в Беларуси – около 300 видов).

Гипнум кипарисовый

Лесные жители

Большинство мохообразных предпочитает не водоемы и пустыни, а нечто среднее – болотистые места или хотя бы тенечек, лучше вблизи воды. И если антоцеротовые мхи и печеночники, в основном, любят тропики и субтропики, то лиственные, встречаясь почти везде, «расцвели» все же в лесах, тундре, на болотах. Неслучайно ученые различают леса долгомошные и сфагновые.

Для нас, жителей средней полосы, привычны на земле и гниющих пнях мягкие дерновинки кукушкина льна, веточки плеурозиума Шребера, дикранума метловидного, сфагнов и других обитателей сосняков и ельников. А вот в лиственных лесах мхи довольно редки – трудно им ужиться с березами-осинами из-за их крупной листвы. Особенно мало мхов в дубравах: зеленые подушечки попадаются лишь на кучах кротиных. К тому же это совсем не те мхи, что изумрудом покрывают почву в хвойных лесах. И не только ее, но и стволы деревьев – как эпифиты, правда, с опаской, не забираясь высоко. И все потому, что зимой у нас холодно, а снег – теплое одеяло – на ветвях не задерживается. Вот и жмутся они поближе к земле.

Легочный мох

Городские экстремалы

Как правило, лесные мхи, боясь загрязненного воздуха, держатся подальше от городов, но далеко не все. В городах прижились эпифиты, которые пышно разрастаются на деревьях или обитают на камнях.

Типичный городской житель, самый настоящий нитрофил (азотолюб) – фунария влагомерная – покрывает бледно-зеленым бархатом трещинки на тротуаре, стенки мусорных свалок, горки сожженного мусора, старые кирпичные кладки. Не смущает ее и присутствие человека: потопчет каблуками, зато споры разнесет.

Еще один экстремал – водный мох фонтиналис противопожарный – освоился в канализации да так «расцвел» темно-зелено-коричневыми «лепешечками» на нечистотах, что создает порой препятствия для ее нормального функционирования.

Миниатюры природы

В наших лесах встречается много видов мхов. На первый взгляд, они внешне похожи. Но посмотрите внимательно: у одних стебельки растут вверх, не ветвясь, как у кукушкина льна, у других – распростерты по земле и более-менее разветвлены. Разнообразны и листья: то широкие, хорошо заметные, то узкие и такие маленькие, что только в лупу видны. Как правило, это многолетние (иногда однолетние) «лилипуты». Размеры их исчисляются миллиметрами, реже – сантиметрами (от 1 до 50, редко до 100). Хотя самые крупные достигают и полметра в высоту, а водные и ползучие стелются-тянутся и того длиннее.

Если наклониться пониже, и лучше всего – с лупой, можно обнаружить огромное разнообразие облика этих уникальных растений. Одни напоминают мини-сосенку, другие – елочку-карлика, третьи похожи на микро-травку и даже на папоротники-гномы.

В отличие от седоватых дерновин сфагнов и ярких ковров зеленых мхов, андреевые, внедряясь в камни, образуют красно-бурые (до черных) подушечки из жестких, но хрупких крох. Наиболее же разнообразны бриевые мхи. Обычно они зеленые, реже – с желтизной, красно-бурые или бурые, иногда пурпурные или почти черные. Растут и отдельными стебельками, и группами, подушечками, дерновинками, ковриками или сплошными зарослями.

Мох Шребера

"Портреты" с особыми приметами

Среди множества лесных мхов некоторые представители все же выделяются особенно. Это, так сказать, виды «с изюминкой».

Во влажную погоду в еловом лесу можно заметить на моховом ковре темно-зеленые звездочки с двухкопеечную монету. Это розетки листьев родобриума розового. В мире мхов они считаются очень крупными: настоящая пальма в миниатюре. Тот же ствол, те же широкие листья наверху.

А вот листочки некоторых видов рода мниум (в переводе с латыни – «северный мох») гораздо мельче – всего-навсего с зернышко пшеницы. Жители болот, скал и гниющих пней напоминают сильно уменьшенную копию вербейника монетчатого: горизонтальный стебель, листики с каймой и зубчиками по краям. Но красивы они, пока есть влага. Подсохнув, нежные полупрозрачные образования сморщиваются, уменьшаются до неузнаваемости. Ведь эти тончайшие пластинки никак не защищены от потери воды!

Совсем иное строение и внешний вид имеет другой обитатель сосняков-ельников – гилокомиум блестящий. Его зеленые листья-чешуйки настолько малы, что их трудно различить простым глазом. Растение как бы состоит из 3-4-х этажей – густого переплетения тонких веточек вроде лестницы со ступеньками (годами жизни). Потому и прозвали его «этажным мхом».

Один из самых изящных мхов в наших лесах – птилиум страусово перо, или просто гребенчатый. Шелковисто-блестящие светло-зеленые с желтизной веточки его распростерты по земле, на старых пнях, стволах деревьев, причем кончик их слегка приподнят. Тонкие боковые веточки с мелкими листочками, почти параллельные главному стеблю, тесно соприкасаясь друг с другом, напоминают сильно вытянутый клин. Они словно миниатюрные листья папоротника: у основания шире, а к верхушке сужаются, да и длина их не более пальца. Этот красавец – своеобразный спутник сосны, однако сплошного покрова в лесу никогда не образует.

На сырых лесных полянках обычен климациум древовидный. Поднимается от земли стебелек, разветвляясь вверху во все стороны пучком. Настоящее миниатюрное деревце со стволиком и ярко-зеленой с блеском кроной из чешуек-листиков!

Часто на сухих и влажных песках весной и летом можно заметить темно- или сизовато-зеленые дерновинки с торчащими на красновато-бурых ножках золотистыми головками. Это представитель рода политрихум, что означает «многоволосковый». Свое название он получил из-за волосков, густо покрывающих колпачок спороносных коробочек.

Политрихум можжевеловый

Лишь окраской слоевища (оливковой или буровато-зеленой) отличается от предыдущего вида  дикранум метловидный. Стебель его густо покрыт слоем «войлока» (мелкими ризоидами) и крупными (до 1 см) изогнутыми листьями.

Но чаще всего в белорусских хвойных и смешанных лесах нам приходится сталкиваться с рыхлыми блестящими дерновинками плеурозиума Шребера. Светло-желтые или темно-зеленые с вишнево-красным или красноватым оттенком стебельки высотой до 15 см густо усажены мелкими зубчатыми листочками.  

Даже знакомство лишь с немногими видами мохообразных позволяет понять, что эти растения-крохи не лишены своеобразной красоты и изящества. Но оказывается, мхами можно любоваться не только в лесу. Их нетрудно вырастить и дома. Они неприхотливы и не требуют ни много места, ни особого ухода. Положите малую дернинку с верхним слоем почвы на блюдце, слегка полейте и закройте сверху тонким стаканом. И стебельки всегда будут свежими и живыми. А если окажется несколько видов вместе – получится миниатюрный ботанический сад.

Не дайте им исчезнуть!

В настоящее время в различной степени редкими из бриевых мхов в Беларуси является около 40% их видов, в том числе ¾ из них – очень редкие. Количество мхов-краснокнижников увеличивается, достигнув 27 видов. Еще 35 видов этих растений нуждаются в профилактической охране. Среди них скапания дубравная, птилидиум реснитчатый, сфагнум красивый, сфагнум черепитчатый, гипнум расставленный и др. За последние 100-150 лет 14 видов, вероятно, исчезли с территории нашей страны уже навсегда.

Татьяна МОИСЕЕВА,

биолог, научный сотрудник Института леса НАН Беларуси

 

Выбар рэдакцыі

Палітыка

Другі дзень УНС: усе падрабязнасці тут

Другі дзень УНС: усе падрабязнасці тут

У парадку дня — зацвярджэнне Канцэпцыі нацбяспекі і Ваеннай дактрыны.

Энергетыка

Беларусь у лідарах па энергаэфектыўнасці

Беларусь у лідарах па энергаэфектыўнасці

А сярод краін ЕАЭС — на першым месцы.