Вы тут

Якуб Колас и Алексей Новиков-Прибой: история дружбы


Литературный праздник «Коласовины», который организовывается сотрудниками музея ежегодно, начиная с 1985 года, в день рождения народного поэта Беларуси Якуба Коласа, всегда радует и удивляет открытиями, новыми материалами, неизвестными фактами из биографии белорусского классика.


Дача Алексея Новикова-Прибоя

В 2015 году поэт, заместитель председателя общественного объединения «Российско-белорусское братство» Андрей Витальевич Антонов (г. Санкт-Петербург) передал музею электронный вариант писем Якуба Коласа Алексею Силовичу Новикову-Прибою, которые хранятся в Пушкинском доме (Институт русской литературы Российской Академии наук, г. Санкт-Петербург).

Знакомство Якуба Коласа и Алексея Новикова-Прибоя состоялось в 1934 году на І Всесоюзном съезде писателей, который проходил в Москве с 17 августа по 1 сентября. Якуб Колас вместе с делегацией белорусских писателей, среди которых были Янка Купала, Кондрат Крапива, Кузьма Чорный, Михась Лыньков, принимал участие в съезде, выступал в прениях по докладу Максима Горького, в составе делегации, где был и Алексей Новиков-Прибой, навестил Максима Горького на даче.

Максим Горький проявлял чуткость и внимание к талантливой молодежи, делающей первые шаги в литературе. Ярким примером такого отношения является письмо Горького украинскому писателю Михаилу Коцюбинскому в 1910 году, где он пишет: «В Беларуси есть два поэта: Якуб Колас и Янко Купала — очень интересные ребята… Просто так пишут, задушевно, грустно, искренне. Нашим бы немного этих качеств. Вот хорошо бы было…»

Ирина Алексеевна Новикова и директор музея Якуба Коласа Зинаида Николаевна Комаровская на даче русского писателя. 2016

С особенным вниманием относился Максим Горький и к Алексею Новикову-Прибою, которого благословил на восхождение на творческий Олимп. В 1911 году высоко оцененный пролетарским писателем рассказ А. Новикова-Прибоя «По-темному» был напечатан в журнале «Современник».

Новые, неизвестные до этого времени материалы, переданные в музей Андреем Антоновым, а также дочерью Алексея Новикова-Прибоя Ириной Новиковой, — письма Якуба Коласа Новикову-Прибою, книга с произведениями Якуба Коласа и фотография с автографом народного поэта — свидетельствуют о теплых, приятельских, можно даже сказать, дружеских отношениях, сложившихся между Коласом и Новиковым-Прибоем и поддерживавшихся до последних дней  жизни автора известной «Цусимы».

Несмотря на некоторую разницу в возрасте, между ними было много общего: социальное происхождение, всенародное признание, высокие моральные качества, скромность, человеколюбие — искреннее, идущее из глубины души, унаследованное от родителей, их уклада жизни и высокой морали.

«Человека люблю и его добрые дела во имя счастья знакомых и незнакомых для него людей», ― писал Алексей Новиков-Прибой.

А слова Якуба Коласа «Я прыйшоў у жыццё не для сябе самога, я прыйшоў дзеля Вас…» были лейтмотивом всей его жизни.

Алексей Новиков-Прибой родился 24.03.1877 года в крестьянской семье в селе Матвеевка Тамбовской губернии (сейчас в доме, где родился писатель, создан музей). Он участник Цусимской битвы в Русско-японской войне 1904−1905 годов. Его роман-хроника «Цусима» создан по материалам участников трагической битвы и большого количества документов, изданных на многих языках мира.

Интересной деталью, объединяющей двух известных писателей, стало увлечение творчеством поэта, революционера-народовольца Петра Якубовича-Мельшина. Известно, что под влиянием стихотворения Якубовича-Мельшина про колос Константин Мицкевич избрал себе псевдоним Якуб Колас. А Алексей Силович использовал строки поэта-народовольца в качестве эпиграфа к своему едва ли не главному произведению — роману «Цусима»:

 

…Погибель верна впереди,

И тот, кто послал нас на подвиг ужасный, —

Без сердца в железной груди.

Мы — жертвы! Мы гневным отмечены роком...

При разговоре с дочерью Алексея Силовича Ириной Новиковой мы нашли еще много общего, что объединяет двух известных писателей.

Якуб Колас часто помогал не только своим близким, но и абсолютно незнакомым людям, ходатайствовал за невинно осужденных в годы сталинских репрессий, оказывал материальную помощь не только многим талантливым литераторам, но и почти всем, кто обращался к нему.

По воспоминаниям Ирины Алексеевны, А. Новиков-Прибой тоже ходатайствовал об освобождении сосланных в Сибирь земляков, в том числе и мужа сестры своей жены Марии Леопольдовны. В доме Алексея Силовича всегда находили приют цусимцы, незнакомые люди, которым была нужна помощь.

У обоих писателей были определенные контакты, дружеские отношения с художником и поэтом Павлом Радимовым. В 1937 году  Радимов написал портрет Новикова-Прибоя.

В музее белорусского классика экспонируется картина «Долгое. Зима в Белоруссии», подаренная 27.11.1952 года П. Радимовым Якубу Коласу с подписью: «Дорогому, любимому поэту Якубу Коласу один из переводчиков его поэмы “Новая земля”, поэтической энциклопедии Белорусского народа.

Расти, цвести, как ржаной Колас,

Родной Якуб Колосс ты Колас. П. Р.».

Оба писателя были старательными и заботливыми хозяевами. На даче Алексея Новикова-Прибоя в подмосковной Тарасовке (кстати, совсем недалеко от Клязьмы, где останавливался Константин Михайлович с семьей) русский писатель, по воспоминаниям дочери, высаживал овощи, цветы, декоративные и плодовые деревья, некоторые из них и теперь радуют глаз.

Много сил и внимания уделял своей минской усадьбе и Якуб Колас. Благодаря его стараниям здесь было много цветов, плодовых и декоративных кустов, деревьев, среди которых деревья-символы семьи, вяз, под которым любил посидеть поэт…

Талант обоих был отмечен правительством. И Якуб Колас, и Алексей Новиков-Прибой были награждены орденом Трудового Красного Знамени, орденом Ленина, получили автомобили эмка.

Писатели встречались и дружили семьями, обменивались поздравительными телеграммами.

Поступившее в музей письмо Якуба Коласа, доселе неизвестное исследователям его творчества, адресованное Алексею Новикову-Прибою, от 2 апреля 1936 года, свидетельствует об уважении и теплых дружеских отношениях между белорусским и русским писателями:

«Милый, дорогой Алексей Силович! Хоть я отделен от тебя, дорогой Алексей Силович, 700 километрами, но мне стыдно немножко смотреть сейчас в твои добрые, умные и чуточку насмешливые очи. Ведь я был в Москве 14—16 марта и не удосужился заглянуть на часок к тебе. А ведь у меня было самое горячее желание побывать у тебя, погуторить и, что греха таить, — даже распить бутылочку чего-либо веселящего сердце. Но мое пребывание в Москве было очень непродолжительно. Многих своих личных дел мне не удалось устроить. К тому же у меня не было и гостиницы, где я мог бы остановиться. Приходилось уезжать в Клязьму. Это тоже отнимало время. Дольше оставаться в музее я не имел возможности. Вот все эти обстоятельства прими во внимание и не осуди меня строго. По получении твоей книги и книги Павла Георгиевича я хотел сейчас же написать и искренно и сердечно поблагодарить милых авторов, но отложил, имея в виду скорую поездку в Москву.

Вот так оно все и произошло. Очень, очень извиняюсь!

В будущем этот свой недочет исправлю непременно. Уверен, что в этом году мы встретимся и в Москве, и в Минске.

Сердечный привет Марии Леопольдовне от меня и от жены. Горячий привет Павлу Георгиевичу и большое спасибо за  «Океан».

Целую крепко. Если только будет юбилей мой, то заранее изъявляю огромное желание видеть тебя в первом ряду почетных гостей. Всего лучшего, здоровья, радости и дальнейших успехов. Якуб Колас».

В 1937 году Колас поздравляет Новикова-Прибоя с 60-летием со дня рождения и 30-летием творческой деятельности: «Дорогой Алексей Силович! Сердечно поздравляю, дорогой Алексей Силович, с шестью десятками жизни и с тремя замечательного и поучительного писательского пути. Искренне рад приветствовать тебя как большого интересного писателя и как прекрасных качеств человека, сердечного, отзывчивого, прямодушного. Счастлив сказать, как любят тебя твои многочисленные читатели и как много у тебя в Белоруссии горячих поклонников. Желаю долгих лет творческой радости и достижений. Моя семья, где ты родной и близкий, так же горячо приветствует тебя. Якуб Колас».

В 1941 году Якуб Колас вместе с Янкой Купалой отдыхал в Цхалтубо (Грузия). Оттуда белорусские поэты шлют Алексею Силовичу поздравление телеграммой:

«Дорогого Алексея Силовича искренно поздравляем со Сталинской премией. Привет из Цхалтубо от Янки Купалы, Коласа Якуба. Купала, Колас».

В телеграмме в Ташкент в 1942 году в связи с 60-летием Якуба Коласа Алексей Новиков-Прибой пишет: «Поздравляю, дорогой друг, с 60-летием славной плодотворной жизни. Желаю дальнейшего здоровья, успеха в литературе».

Последнее письмо Алексею Новикову-Прибою Якуб Колас пишет 2 января 1944 года из Клязьмы: «Дорогой Алексей Силыч! Сердечно поздравляю с Новым годом. Желаю счастья, радости, удачи, здоровья и благополучия. Жалею, что не могу лично поприветствовать твой дом: немного ушиб ногу.

Очень прошу пожаловать с супругой сегодня, 2 января 1944 г. к нам в Клязьму, улица Качановича, 11/1. Буду ждать. Всего наилучшего. Привет от М. Д. Она присоединяет свой голос и очень просит тебя и М. Л. приехать к нам. Твой Якуб Колас».

29 апреля 1944 года Алексея Новикова-Прибоя не стало. В дневнике «Говорит Клязьма» 2 мая Якуб Колас делает запись: «Завтра собираюсь в Москву на похороны Новикова-Прибоя. Как тяжело осознавать, что Новиков-Прибой умер! Ушел из жизни яркий писатель, редкостный человек, самородок-мудрец, глыба земли.

Когда он был жив, в голову не приходила мысль, что этот человек сойдет в могилу. Как он страдал, будучи в больнице! Как глубоко он переживал этот человеческий трагизм!»

3 мая 1944 года Якуб Колас был на похоронах Алексея Новикова-Прибоя. В дневнике пишет: «Стоял в карауле. Не мог сдерживать слез. На похороны приезжала Маруся».

Так закончилась история знакомства двух известных творцов — Якуба Коласа и Алексея Новикова-Прибоя. Однако хочется верить, что исследование их творческих и личных связей продолжится, а результаты этих научных поисков уже в ближайшее время появятся на страницах научного сборника «Коласовины». 

Зинаида КОМАРОВСКАЯ

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Час клопату садаводаў: на якія сарты пладовых і ягадных культур варта звярнуць увагу?

Час клопату садаводаў: на якія сарты пладовых і ягадных культур варта звярнуць увагу?

Выбар саджанца для садавода — той момант, значнасць якога складана пераацаніць.

Культура

Чым сёлета будзе здзіўляць наведвальнікаў «Славянскі базар у Віцебску»?

Чым сёлета будзе здзіўляць наведвальнікаў «Славянскі базар у Віцебску»?

Канцэрт для дзяцей і моладзі, пластычны спектакль Ягора Дружыніна і «Рок-панарама».