Вы тут

Институт Мальдиса


Судя по накопленному культурологическому, просветительскому богатству в сравнении с культурами многих стран народов Европы, Азии, мы, белорусы, не так уж и богаты. И нечего здесь спорить или проливать слезы. Продуктивнее ― определить дальнейшие пути развития и идти вперед, усваивать новое, укреплять добытое и осмысленное предшественниками. Неужели, преувеличивая и подчеркивая свои собственные достижения, мы станем богаче?!.. Любить себя, как нацию, возвышать свое Отечество ― это еще не значит создавать для себя и своего народа перспективы развития и грандиозного будущего. Важнее ― неутомимо и много работать. И в этом находить и удовлетворение, и надежду на то, что многое будет усвоено, найдено, открыто… Правда, на великое белорусское счастье, есть у нас личности, стоящие особняком.


И Мальдис Адам Иосифович ― из таких духовных богатырей, чей талант и уникальное трудолюбие, чья харизматичная энергетика способствовали белорусской науке и культуре сделать шаг вперед.

А путь ученого был непростым, как и у многих его сверстников. Родился он в деревне Рассолы ― нынешний Островецкий район. В школу пошел только в 1945-м, имея за плечами уже 13 лет. Правда, сразу в 5-й класс. До сей поры с помощью отца, простого крестьянина Осипа Людвиковича, занимался самообразованием. Отец был 1887 года рождения. И это обстоятельство ― значительный возраст, когда родился мальчик! ― тоже наложило свой отпечаток. Судьба могла бы и так распорядиться, что наиважнейшим делом и заботой Адама стал бы уход за родителями. Жизнь на границе с Литвой, бытование под Польшей могли вырисовать и другое начало биографии, определить как главные иные проблемы. Возможно, не менее успешно, нежели получилось, но с другими приоритетами, неожиданным направлением в помыслах и замыслах. Закончив в 1951 году Островецкую среднюю школу, Адам поступил на отделение журналистики Белорусского государственного университета. Поспособствовало этому его активное юнкорство ― присылал стихи, заметки в пионерскую, районную, областную газеты. Занимался общественной работой. Был он подростком активным.

Уже в студенческие времена начал выступать в печати с рецензиями. Сам Адам Иосифович началом своей профессиональной литературной деятельности считает рецензию на роман Пилипа Пестрака «Сустрэнемся на барыкадах» ― «Недостатки хорошего произведения», опубликованную в газете «Літаратура і мастацтва» 1 сентября 1954 года. Уже само название говорит о попытке отклонить комплиментарщину, сказать правдивое слово. С этих ― середины 1950-х годов ― публикаций и начинается Адам Мальдис как исследователь. Молодой человек руководствуется желанием открыть что-то неизвестное. Он ищет такую литературу, о которой если и говорил порой, то все же торопливо, между прочим. А подспудно, в глубине души, растет понимание, что на университетских лекциях, в немногих хрестоматиях да в редких по тому времени монографиях видна только вершина айсберга. А в толщах столетий спрятано так много интересного, и как раз туда должен быть направлен исследовательский интерес. Иначе не стоит и заниматься историей литературы.

Три года в районной газете в Радошковичах также многое привнесли в жизнь, в самосознание будущего ученого. Во-первых, опыт ответственного секретаря пускай себе и небольшой по объему газеты ― это опыт организационного характера, что вначале жизни чрезвычайно существенно. Освоив ступень одного организационного звена, много проще преодолевать следующие. Во-вторых, работать выпало на Молодечненщине, богатой традициями и культурой. Какое из молодечненских селений ни возьми ― всюду «культурные гнезда»! Да и от дома не так далеко. Эти же маршруты, эти тропинки прокладывались и по дороге из Минска в годы студенчества.

Затем ― аспирантура Института литературы имени Янки Купалы. С 1963 года, когда Адам Мальдис защитил кандидатскую диссертацию, ― научное старательство в Академии наук: младший, старший научный сотрудник, заведующий сектором взаимосвязей литературы, а с 1981-го ― заведующий отделом белорусской дооктябрьской литературы. Докторскую ― «Закономерности развития белорусской литературы переходного периода (Вторая половина XVII—XVIII вв.)» ― защитил в 1986 году. Все, как говорят, по плану. Возможно, впереди должны были быть ― времени ведь еще более чем достаточно ― и членство в Академии наук, и действительного академика чин… Но уже с самого начала пути стало видно, что приоритеты, избранные Мальдисом, направлены в сторону иных ценностей. Не конъюнктурные были это приоритеты… И не было необходимости декларировать свою цель, она оказалась на виду: Мальдис «собирает Беларусь». Поэтому со временем, в условиях, обстоятельствах, тому благоприятных, и пришел к созданию Национального научно-исследовательского центра имени Франциска Скорины, поэтому и вел по непростому общественному, жизненному течению этот «корабль надежд» аж семь лет (!). Пришли новые, казалось бы, не менее умные и талантливые, но корабль прибился к берегу, не оставив никаких надежд, что в таком масштабе снова кто-то в ближайшие годы осмелится на собирание белорусики в культуре, искусстве, просвещении. Да и следов сейчас того движения, того пути становится все меньше…

…Уже первая книга Адама Мальдиса ― «Творческое побратимство: Белорусско-польские литературные взаимосвязи в ХІХ веке» (Минск, 1966 год) ― вызвала большой интерес. Появились рецензии в жур. «Полымя», газетах «Літаратура і мастацтва», «Чырвоная змена», а также в «Советском славяноведении», белостокской «Ніве»… И авторы не случайные: Владимир Казберук, Микола Прошкович, Степан Миско!.. И уже тогда было понятно, что только литературных интересов Адаму Мальдису мало. Ученый внимательно следит за всем, что связано с наследием уроженцев Беларуси, сам участвует в открытии забытых имен наших соотечественников. Ученый-литературовед становится культурологом, историком отечественной культуры.

…1967 год. В журнале «Полымя» выходит рецензия Адама Мальдиса на книгу переводов поэзии Владислава Сырокомли на белорусский язык. На страницах «Маладосці» ученый рассказывает об Игнатии Домейко. «Літаратура і мастацтва» помещает статью «Пионер белорусской фольклористики» ― к 120-летию со дня смерти легендарного Яна Чечота. В этой же газете ― рецензия на книгу исследователя Казахстана, Центральной Азии Адольфа Янушкевича «Дневники и письма из путешествия по казахским степям», изданную в 1966 году в Алма-Ате. Адам Мальдис стремился видеть все, что связывало Беларусь с миром.

Внимание к судьбам наших соотечественников через некоторое время вылилось в многие и многие публикации. А еще пришла и новая тема ― свидетельства, мемуарные источники о нашем Отечестве из уст путешественников разных эпох. Так родилась книга «Дороги вели через Беларусь», которую Адам Иосифович написал в соавторстве с Валентином Петровичем Грицкевичем. Рядом с ней стоит и труд «Беларусь в зеркале мемуарной литературы XVIII века». Кстати, здесь надо бы сделать небольшое отступление и заметить следующее. С 1980-го по 1990 год включительно ученый издал восемь книг. И на этот же период приходится защита докторской диссертации. Тогда же инициируется работа над многотомным справочником «Белорусские писатели» (шесть томов его увидели свет в 1992―1996 гг.) К сожалению, эти тома не получили достойной государственной награды. По своему значению работа эта как никакая другая достойна Государственной премии. Между тем, внимание Мальдиса к белорусской библиографии ― тема для особого разговора, которую давно пора вести в университетских аудиториях. А что касается краеведческой библиографии, то сделанное, найденное, подсказанное ученым стоит еще не одной докторской мантии… И из года в год ― ножество публикаций в периодической печати. Мальдисовские 1980-е годы мне видятся самыми напряженными. А вместе с тем и поворотными. Материал собирался. Образовался и огромный опыт в его преподавании. Следующее десятилетие должно было стать еще более энергичным и напряженным, и соответственно, более продуктивным. Но книг стало меньше… Мальдис стал организатором в науке, в культурологических проектах, стал руководителем, инициатором работы и плодотворной деятельности коллективов многих других старателей. И у меня, признаться, к такому проявлению его творческой биографии двойственное отношение. С одной стороны: замечательно, что так сложилось. Потому что и в Скориновском центре, и в комиссии Белорусского фонда культуры «Возвращение», и в Международной ассоциации белорусистов Адам Иосифович ― личность незаменимая. Но представьте себе, каких усилий стоили все эти первые роли! Даже если бы там и шла работа без мальдисовской энергии, без его основательности, без его масштабов… А это ведь не так!.. Если уж взялся двигать какую-нибудь идею, то обязательно в полную силу! Да, другая сторона моего отношения, извините, критическая: Адам Иосифович за эти годы мог бы написать еще не одну книгу, мог поработать на увеличение собственного творческого актива… Но, наверно, в том и исключительность личности такого масштаба, что она сама определяет приоритеты, сама устанавливает цену и оценку сделанному.

…Несколько лет назад я прочитал у Дмитрия Лихачева: «Есть большая разница между экологией природы и экологией культуры, и довольно принципиальная.

До определенной межи потери в природе возобновляются… Иначе складывается дело с памятниками культуры. Их потеря невозвратима, потому что памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой, с конкретными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно…

Чтобы сохранить памятники культуры, необходимые для «моральной оседлости» людей, мало только платонической любви к своей родине, любовь должна быть действенной.

А для этого нужны знания, и не только краеведческие, а и более глубокие, которые можно объединить в особенную научную дисциплину ― экологию культуры».

Вот и мне литературовед, историк культуры Адам Иосифович Мальдис видится настоящим «экологом культуры». Его работа по сохранению памятников отечественной культуры просто уникальна по многогранности. Выступления на заседаниях комиссии «Возвращение» Белорусского фонда культуры, многочисленные инициативы, обращенные к министерствам, к правительству страны, а еще и формирование общественного мнения в этом направлении, выступления в печати, подготовка и издание сборников «Возвращение» ― все это фундамент к сегодняшним и завтрашним достижениям. И начиная с середины 1980 годов, многие статьи Адама Мальдиса как раз и были направлены на решение этих проблем: в «Голасе Радзімы» ― «Программа комиссии «Возвращение». В журнале «Памятники истории и культуры Беларуси» ― «Возвращение», в правительственной газете «Республика» ― «А что в хранилищах России?» (о духовных и материальных ценностях, которые находятся в архивах, музеях и библиотеках России). И там же ― «Куда исчезли могилевские коллекции?» (о том, что случилось во время Великой Отечественной войны с ценностями, которые хранились в Могилевском областном государственном историческом музее). И опять в «Республике» ― «Скарбы минского музея. Где они? Следы ведут в западном направлении» (о трагической судьбе коллекции Минского историко-художественного музея). Название и подзаголовок одной из статей Адама Мальдиса говорит и о позиции автора в сложном вопросе реституции ― «Потеряно. Но есть надежда…» (о возвращении и совместном использовании духовных и материальных ценностей, которые находятся у наших соседей). Ученый не раз озвучивал свою позицию именно таким образом: надо знать, где и что белорусское находится, и если невозможно вернуть, то надо хотя бы ввести в обиход белорусской национальной культуры, истории информационно, через описание, копирование, каталоги и т. д. Уже это даст основание для новых научных исследований покажет более широкие горизонты национальной культуры в разные исторические периоды.

В этом прежде всего и проявляется глубина научного таланта Адама Мальдиса ― его представление о безмерных просторах белорусской культуры, его, основанное на огромном багаже знаний, убеждение в исключительности, ценности национального, его роли в создании государства, формировании духовных приоритетов. Фактически Мальдис работает за целый институт. И это не просто образ. Сегодня уже не пересчитать тех ученых, журналистов, литераторов, которые пользовались и пользуются его щедрыми консультациями и советами.

Не все заботы ученого и писателя я назвал, когда писал этот очерк. Адам Иосифович во все годы был и остается Краеведом с большой буквы. Родом с Островетчины, он всегда помнит о ней, и его всегда притягивает к себе этот, казалось бы, небольшой уголок Родины. В 1977 году отдельным книжным изданием увидел свет очерк «Островетчина, край дорогой…» Книга вызвала широкий резонанс не только на Гродненщине. В «Літаратуры і мастацтве» рецензиями откликнулись на это издание такие неутомимые путешественники по родной стране, как Геннадий Кохановский и Евгений Сахута. На фоне многих книг и книжечек типа серии историко-экономических очерков о городах Беларуси «Литературно-краеведческое путешествие по Островетчине» оказалась ярким примером, как знакомить читателей с родной стороной, какие богатства можно найти буквально везде. Так же и после появления книги из года в год Мальдис расширяет наше представление об Островетчине. Читаем в периодике следующие статьи: «Ворнянскому ансамблю ― вторую жизнь», «Литературные всходы Островетчины», «Островецкий» ― стихотворение Янки Былины», «Было ли на Островетчине землетрясение?», «Страницы истории», «Возвращение на родину поэта из Баранев», «Художник из Лоши»… Многие из «островецких» открытий, что конечно, логично, появляются на страницах «Островецкой правды». Оттуда, с Островетчины, к Адаму Иосифовичу идут, пишут, обращаются со многими вопросами. Порубежному белорусско-литовскому краю повезло: у него есть искренний и заботливый летописец, защитник ее исторических, культурных особенностей. Повезло и всей Беларуси ― у нее в лице Адама Мальдиса есть неспокойный и настойчивый защитник родной культуры. И слава Богу, что плоды его достижений и сегодня востребованы.

Алесь КАРЛЮКЕВИЧ

Перевод с белорусского Олега Пушкина.

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Больш за 100 прадпрыемстваў прапанавалі вакансіі ў сталіцы

Больш за 100 прадпрыемстваў прапанавалі вакансіі ў сталіцы

А разам з імі навучанне, сацпакет і нават жыллё.

Эканоміка

Торф, сапрапель і мінеральная вада: якія перспектывы выкарыстання прыродных багаццяў нашай краіны?

Торф, сапрапель і мінеральная вада: якія перспектывы выкарыстання прыродных багаццяў нашай краіны?

Беларусь — адзін з сусветных лідараў у галіне здабычы і глыбокай перапрацоўкі торфу.

Грамадства

Адкрылася турыстычная выстава-кірмаш «Адпачынак-2024»

Адкрылася турыстычная выстава-кірмаш «Адпачынак-2024»

«Мы зацікаўлены, каб да нас прыязджалі».