Вы тут

И снова барьеры?


Чего ожидать союзу от нового года

Председатель Палаты представителей Национального собрания Беларуси Владимир Андрейченко на сессии Парламентского собрания Союза Беларуси и России достаточно жестко отозвался о нарушенных ожиданиях Беларуси от ЕАЭС. Что стало причиной для подобных заявлений?


Баланс внешней торговли товарами Республики Беларусь в январе—ноябре 2016 года дает неутешительную картину по товарообороту с ЕАЭС. Продолжились процессы снижения, несмотря на то, что и в 2015 году результаты были негативны на фоне проседания российской и украинской экономик. Товарооборот составил за указанный период 93,1 процента от января—ноября 2015 года.

Далее, по данным Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития, в среднем белорусские компании оценивают негативный эффект барьеров максимум в 15 процентов от стоимости экспорта и в Россию, и в Казахстан. Таким образом, говорить об ожидаемом с созданием ЕАЭС функционировании единого рынка на начало 2017 года не приходится. Слишком много препятствий осталось на пути потоков товаров и услуг.

Не внушает оптимизма и тот факт, что поставки российской нефти в Беларусь в прошлом году сократились на 20,3 процента, что не позволило полностью загрузить нефтеперерабатывающие мощности наших заводов и нарастить ВВП. И произошло это из-за спора о цене на газ, что выглядит не совсем логично.

В относительном плюсе от ЕАЭС пока только экономики Армении и Кыргызстана. Результат ожидаемый, учитывая, что это самые бедные экономики в ЕАЭС, а это позволяет им использовать конкурентные преимущества дешевой рабочей силы для наращивания ВВП.

Принятые 26 декабря на саммите ЕАЭС в Санкт-Петербурге решения важны, но не станут определяющими для перелома негативной динамики. В частности, согласованное Россией, Казахстаном, Арменией и Кыргызстаном решение о начале переговоров по заключению договоров о свободной торговле с Ираном, Индией, Египтом и Сингапуром приведет к конкретному результату очень нескоро, учитывая, сколько позиций в товарообороте нужно будет обсудить с каждой из этих стран. Принятый и отосланный на согласование в Минск Таможенный кодекс ЕАЭС также полезен и сыграет важную роль в улучшении функционирования таможенного пространства, но не является палочкой-выручалочкой для решения наиболее значимых проблем. А документ об основных направлениях и этапах реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики уже при принятии имеет очень важное ограничение — создание общего рынка транспортных услуг предусматривается только в 2025 году.

К сожалению, ЕАЭС в 2015—2016 годах не смог стать фактором роста для наиболее сильных экономик стран-участниц, как было задумано при старте интеграционного проекта. Какие перспективы можно ожидать от наступившего 2017 года?

Основные перспективы будут связаны с тремя факторами, каждый из которых будет действовать на ЕАЭС извне, мало завися от усилий самой организации.

Прежде всего, в начало 2017 года мы входим с ценой на нефть, в два раза более высокой, чем в первую неделю 2016 года. Конечно, это все равно меньше в два раза, чем было до 2014 года, но тем не менее. При сохранении подобной динамики более высокая цена на нефть позволит быстрее восстановится экономикам России и Казахстана от проблем прежних лет. Это две самые крупные экономики ЕАЭС, что будет иметь стимулирующее воздействие и для других стран-участниц.

С приходом к власти в США с 20 января Дональда Трампа вырастают шансы на смягчение, а при самых смелых ожиданиях — и на полную отмену западных санкций против России. Их вред только для российской экономики оценивается в 60 миллиардов долларов в год. При этом любые позитивные шаги в этом направлении будут придавать оптимизма как российским, так и иностранным бизнесменам, что может повлечь рост инвестиций в экономику России, от благополучия которой зависит успешное развитие ЕАЭС в будущем.

Анонсированный отказ Дональда Трампа от политики «цветных революций» как ориентира внешней политики США также может придать больше оптимизма инвесторам в экономики стран ЕАЭС, если будет применяться на практике. Безопаснее вкладывать в страны, которые не будут охвачены огнем революции, что уже продемонстрировало сокрушительное падение объема иностранных инвестиций в Украину после успеха «майдана» 2014 года.

Конечно, для придания развитию ЕАЭС большей динамики надо прежде всего бороться с барьерами на пути товаропотоков. К сожалению, в 2017 году никаких действительно новых значимых шагов в этом направлении не ожидается. Есть только надежда на то, что наконец заработает с большим опозданием от первоначальных ожиданий общий рынок лекарственных средств. Год будет достаточно непростым в экономическом отношении, что не стимулирует правительства стран-участниц быстрее снимать ограничения в доступе на свои рынки.

Сергей КИЗИМА, доктор политических наук

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Час клопату садаводаў: на якія сарты пладовых і ягадных культур варта звярнуць увагу?

Час клопату садаводаў: на якія сарты пладовых і ягадных культур варта звярнуць увагу?

Выбар саджанца для садавода — той момант, значнасць якога складана пераацаніць.

Культура

Чым сёлета будзе здзіўляць наведвальнікаў «Славянскі базар у Віцебску»?

Чым сёлета будзе здзіўляць наведвальнікаў «Славянскі базар у Віцебску»?

Канцэрт для дзяцей і моладзі, пластычны спектакль Ягора Дружыніна і «Рок-панарама».