Вы тут

Появится транспортный коридор между Персидским заливом и Черным морем


Транспортный коридор, призванный соединить Персидский залив с Черным морем, может появиться в ближайшее время. Такая перспектива обсуждалась в Софии на встрече представителей Армении, Болгарии, Грузии, Греции и Ирана. В случае успеха проекта главную роль в нем будет играть Армения, соединяющая эту международную дорожную сетку.


Меж­ду­на­род­ный транс­порт­ный коридор «Се­вер — Юг» длиной 7200 км.

В современных условиях, когда экономики стран связаны в единые сети регионального и мирового производства, развитие эффективно работающих транспортных систем является необходимым условием дальнейшей взаимной интеграции национальных экономик.

Армения — единственная страна Евразийского экономического союза, граничащая с Исламской Республикой Иран. Именно ей, возможно, предстоит сыграть решающую роль в активизации торговых отношений с этой страной. Иран, освободившись от санкций, выбрал Армению как транзитное государство для импорта своих товаров. Он обосновал это тем, что Армения, в отличие от Азербайджана и Турции, не имеет с Исламской Республикой каких-либо политических противоречий.

Дорога будет проходить по маршруту Мегри — Вайоц — Дзор — Ерасх. Потом грузы будут доставляться до портового грузинского города Поти по железной дороге, откуда товары попадут через Черное море на Запад.

Новое направление сокращает путь грузовиков примерно на 60 километров и увеличивает скорость циркуляции товаров. Данный транспортный коридор окажется более дешевым, чем путь, включающий в себя Азербайджан и Турцию, которым уже пользуется иранская сторона для отправки своих грузов. Что касается финансирования, то общая стоимость новой инфраструктуры оценивается экспертами в пределах $1 млрд, из которых $150 млн в качестве кредита дает Евразийский банк развития, $60 млн — Европейский инвестиционный банк и более $500 млн — Азиатский банк развития.

Работа в данном направлении ведется: строится крупная автомагистраль, которая обеспечит соединение сети иранских автодорог через Армению с Грузией и, соответственно, более легкий выход иранских товаров к Черному морю. Проект железной дороги между Арменией и Ираном, который оценивается примерно в $3,5 млрд, требует инвестора, которым выступил Китай.

Поднебесная имеет с Арменией товарооборот на уровне $600 млн, и заинтересованность в проекте связана прежде всего с облегчением доставки своих грузов, поскольку китайские товары поступают в Армению через Иран, что и предполагает важность связи именно между этими двумя странами для китайских компаний. Кроме того, по сухопутной дороге Китай сможет более эффективно импортировать через Армению в Грузию, а затем — в регион Черного моря. Железная дорога Армения — Иран является важным этапом масштабного транспортного коридора «Север — Юг», соединяющего Европу с Персидским заливом.


Армяно-иранское сотрудничество также укрепляется и в сфере энергетики. Так, иранская экспортная газовая компания заявила о соглашении с Арменией о трехкратном увеличении экспорта газа. Иран заинтересован в наращивании объемов поставок природного газа в Армению, в том числе исходя из необходимости обеспечить свои северные провинции электроэнергией, поставляемой в обмен на газ с Ереванской и Разданской ТЭС.

Помимо этого, иранская компания «Sunіr» (занимается горнорудной промышленностью и производством строительных материалов) начала строить между селом Шинуайр и городом Сисианом подстанцию для 400-киловольтовой ЛЭП Иран — Армения. Согласно планам, линию должны поставить под напряжение в 2018 году, что позволит усилить мощность электроэнергетической системы на южном направлении с нынешних 350 до 1200 МВт. Соглашение о строительстве подписали в августе 2015 года Министерство энергетики и природных ресурсов Армении и Банк развития экспорта Ирана. Общая стоимость проекта составляет 107,9 млн евро, 77% из которых предоставит иранский банк, 23% — основной подрядчик — компания «Sunіr».

В итоге Армения становится важной транзитной страной в международном транспортном коридоре. Железная дорога между Арменией и Ираном призвана обеспечить транспортную связь между странами Балтии и Индией. В том числе это отразиться и на эффективности реализации идеи экономического пояса Шелкового пути. Геополитические и экономические преимущества реализации этого проекта очевидны. Сегодня главную сложность из-за особенностей рельефа составляет прокладка магистралей. Но коммуникации Армения — Грузия, Армения — Иран проложены и освоены уже давно, поэтому у нас есть все основания, чтобы говорить об актуальности и перспективности этого проекта.

Лидия ГИВАРГИЗОВА, эксперт Центра евразийских исследований

г. Ереван

Фота sobytіyavmіre.com

Загаловак у газеце: Держим путь на юг

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Сёння распачынае работу УНС у новым статусе

Сёння распачынае работу УНС у новым статусе

Амаль тысяча дзвесце чалавек збяруцца, каб вырашаць найважнейшыя пытанні развіцця краіны. 

Навука

Наколькі эфектыўна працуе сістэма інтэлектуальнай уласнасці?

Наколькі эфектыўна працуе сістэма інтэлектуальнай уласнасці?

Расказаў першы намеснік старшыні Дзяржаўнага камітэта па навуцы і тэхналогіях Рэспублікі Беларусь Дзяніс Каржыцкі.

Здароўе

У Нацыянальны каляндар плануюць уключыць новыя прышчэпкі

У Нацыянальны каляндар плануюць уключыць новыя прышчэпкі

Як вакцыны выратоўваюць жыцці і чаго можа каштаваць іх ігнараванне?

Грамадства

Курс маладога байца для дэпутата

Курс маладога байца для дэпутата

Аляксандр Курэц – самы малады народны выбраннік у сваім сельсавеце і адзіны дэпутат сярод сваіх калег па службе.