Вы тут

Численность трудоспособного населения в ЕАЭС сократится


Таковы прогнозы до 2040 года. В этой связи трудовая миграция в рамках общего рынка союза может как способствовать выравниванию баланса кадрового резерва в странах-членах, так и привести к оттоку специалистов из регионов. О вызовах, с которыми, вероятно, столкнутся наши государства, возможностях, которые появляются на пути к единому рынку труда, корреспонденту «СЕ» рассказала доктор экономических наук, профессор, член Глобальной ассоциации экспертов по миграционной политике Ирина ИВАХНЮК.


Уроки прошлого

Все интеграционные организации на постсоветском пространстве ставили одной из целей формирование общего рынка труда. При этом основной проблемой является широкое распространение незаконной миграции и нерегистрируемого трудоустройства. Пожалуй, это самый главный вызов, с которым сталкиваются Россия, Казахстан и отчасти Беларусь.

Если сравнивать правила пребывания и трудоустройства для людей, приезжающих из стран СНГ и ЕАЭС в Россию, то мы увидим, что в отличие от мигрантов из Содружества, трудящимся из стран союза не требуется патент на трудоустройство, подтверждение дипломов и сертификатов. Они не сдают адаптационный тест, а время для постановки на миграционный учет у них составляет 30 дней вместо семи. Очень важный момент, что разрешенный период временного пребывания для жителей ЕАЭС соответствует сроку трудового договора, а не патента. Патент выдается для граждан СНГ на один год. Это значит, что даже если трудовой договор подписан на больший срок, трудящемуся необходимо его прервать, выехать, въехать, оформить новый разрешающий документ — и это один из очень больших просчетов. В ЕАЭС таких барьеров нет. Подоходный налог гражданами союза платится в том же размере, который установлен для россиян — 13%. До января 2015 года этим преимуществом пользовались только высококвалифицированные мигранты. В то время как работники, приезжающие из Содружества, до сих пор первые полгода платят 30% и только после — 13%.

Общий рынок труда ЕАЭС: сводные данные.

Такие разные

Наши страны значительно различаются по уровню среднемесячной заработной платы, пенсии и безработицы. По данным Межгосударственного статистического комитета СНГ за 2015 год, в Армении уровень безработицы составил 19,1%. Это катастрофически высокий показатель, который выступает стимулом для того, чтобы граждане этой страны искали альтернативные пути для трудоустройства за рубежом.

Россия активно привлекала иностранную рабочую силу фактически с конца 1990-х годов. В тот период мигрантов из СНГ было меньше, чем из других стран, что совершенно абсурдно. Люди приезжают в безвизовом режиме, казалось бы, у них должны быть все преимущества на руках. Это объясняется тем, что в то время законодательство в области трудовой миграции не позволяло работодателю нанять легальных работников — это было крайне затруднительно. Плюс ко всему наниматель сам получал разрешение на каждого работника. Позже у трудовых мигрантов появилась возможность делать это самим, что дало им большую свободу на рынке труда.

За последние десятилетия есть два всплеска, когда резко увеличивается число трудовых мигрантов из стран СНГ в ответ на изменение российской миграционной политики. В 2007 году принимается принципиально новое законодательство. Происходит резкое разделение на геополитических партнеров из стран СНГ и всех остальных. Это была очень либеральная реформа.

Мировым опытом доказано многократно: где шире открываются каналы трудоустройства, там легальная трудовая миграция возрастает. Там, где каналы закрываются, возрастает нелегальная.

После 2011 года появилась новая система трудоустройства. Новый документ — патент, который было очень просто получить до января 2015 года. Платишь тысячу рублей в месяц — и совершенно легально находишься на территории России.

Фактически в 2015 году произошло сокращение не всей трудовой миграции в Россию, а ее легальной части. По всем странам СНГ (не включая государства — члены ЕАЭС) доля людей, которые получили патент на трудоустройство, значительно меньше, чем тех, кто зарегистрировался по месту пребывания и указал целью въезда «работа». Причем для Молдовы этот показатель составляет 24%, для Азербайджана — 25%.

При этом по соотношению 2015 года к 2014-му численность иностранных граждан, которые приехали для поиска работы, увеличилась. По данным Федеральной миграционной службы России (существовала до апреля 2016 года), в целом по союзу — это 112%. Больше всего количество трудовых мигрантов увеличилось из Армении и Кыргызстана (135% и 138% соответственно). Это именно те две страны, откуда приезжать на работу стало гораздо проще. И это дает нам право сделать вывод, что облегчение процедур трудоустройства на российском рынке труда явилось для граждан этих стран стимулом для приезда.

Тру­до­вые мигранты из стран ЕА­ЭС в России, 2015 г., тыс. чел.

Считаем сами

Пока мы не видим полной картины по миграции в ЕАЭС, потому что трудовые мигранты не должны получать разрешительные документы — они невидимы для статистики. Но мы можем оценить их количество по другим данным. Возьмем тех, кто зарегистрирован по месту пребывания, указал целью въезда работу и сравним с числом уведомлений от работодателей. А наниматели обязаны известить миграционные и налоговые органы о том, что они наняли иностранного работника. Существует чудовищный разрыв между теми, кто приехал работать, и теми, в отношении кого работодатели представили уведомление. Получается, что работодатели предпочитают нерегистрируемый наем. И это при том, что штраф за каждого незаконно нанятого иностранного работника составляет до 800 тыс. российских рублей ($12 400). То есть, работает бригада из 10 человек — с работодателя 8 млн рос. рублей ($124 000). Поэтому этот вопрос решается мирно: миллион в карман, семь миллионов экономии, и они продолжают работать. Миграционная сфера в России сильно коррумпирована, если бы действительно работали законы, уровень незаконной миграции снизился бы.

Есть еще момент: работодатель, уличенный в незаконном найме иностранных работников, лишается права привлечения иностранной рабочей силы на 2 года. Для крупных предприятий, которые привлекают большое число трудящихся из соседних стран и зависят от них, — это очень серьезное наказание. Поэтому крупные предприятия стараются соблюдать нормы закона.

Другая статистика, которая позволяет реально взглянуть на количество мигрантов, —динамика денежных переводов. В России до 90% денег переводятся через официальные платежные системы. Они очень удобные, комиссия низкая, по сравнению с другими регионами мира. По статистике, которую дает Центральный банк России, во втором квартале 2016 года Кыргызстан вышел на второе место среди стран-получателей переводов из России. Первое место остается за Узбекистаном. Но $300 млн вполне серьезная сумма, которая говорит о том, что мигрантов из Кыргызстана прибывает в Россию больше, чем мы можем судить по официальной статистике. Очень большая доля (порядка 38,1%) — это неквалифицированные работники в разных отраслях экономики. А трудящиеся из Армении (50,7%) — преимущественно заняты в строительстве зданий и дорог. Это специфика армянской диаспоры. Высококвалифицированных мигрантов среди приезжающих для трудоустройства в Россию из этих двух стран очень мало. При том, что Армения и Кыргызстан являются донорами трудовых мигрантов.

Плюс на минус

В итоге, перед общим рынком труда сегодня стоят следующие проблемы. Во-первых, нам нужна качественная статистика и научные исследования. Очень важно понимать масштаб, динамику, структуру и перспективы трудовой миграции, а для этого необходимы проверенные данные. Мы могли бы получить эти сведения через уведомления от работодателей. Но для этого миграционная политика должна быть выстроена таким образом, чтобы был контроль над выполнением правил трудоустройства. Во-вторых, это создание институтов, которые бы обеспечивали рациональное размещение трудовых ресурсов по территории ЕАЭС и осуществление социальных гарантий. Далее необходимо решить вопросы с гармонизацией национальных законодательств и рынков образовательных услуг. Также крайне важны для населения разработка единой системы учета трудового стажа и создание системы межгосударственного мониторинга.

Когда мы справимся с этими вызовами, сможем в полной мере ощутить преимущества общего рынка труда ЕАЭС.

Надежда АНИСОВИЧ

anіsovіch@zvіazda.by

г. Москва

Загаловак у газеце: Работы будет больше

Выбар рэдакцыі

Культура

Чым сёлета будзе здзіўляць наведвальнікаў «Славянскі базар у Віцебску»?

Чым сёлета будзе здзіўляць наведвальнікаў «Славянскі базар у Віцебску»?

Канцэрт для дзяцей і моладзі, пластычны спектакль Ягора Дружыніна і «Рок-панарама».

Грамадства

Час клопату садаводаў: на якія сарты пладовых і ягадных культур варта звярнуць увагу?

Час клопату садаводаў: на якія сарты пладовых і ягадных культур варта звярнуць увагу?

Выбар саджанца для садавода — той момант, значнасць якога складана пераацаніць.

Культура

Вольга Здзярская: Для мяне мая прафесія — жыццё

Вольга Здзярская: Для мяне мая прафесія — жыццё

Актрыса НАДТ імя М. Горкага — пра шлях да сцэны і натхненне.

Грамадства

«Любоў — галоўнае, што бацькі павінны даць сваім дзецям»

«Любоў — галоўнае, што бацькі павінны даць сваім дзецям»

Тата і мама — два самыя важныя чалавекі ў жыцці кожнага дзіцяці.