Вы тут

От союза — экономия


На Ереванском совещании руководителей антимонопольных органов стран ЕАЭС обсуждались темы международной сотовой связи, борьбы с картелями, а также состояние конкуренции на трансграничных рынках ЕАЭС. По итогам встречи член Коллегии (министр) Евразийской экономической комиссии по конкуренции и антимонопольному регулированию Нурлан Алдабергенов любезно согласился ответить
на вопросы «СЕ».


— Господин министр, какие важные для Беларуси вопросы были обсуждены на совещании и какие были приняты решения?

— Для белорусской стороны был важен доступ поставок камвольной ткани (продукции белорусского ОАО «Камволь») на российский рынок, которые резко сократились. В РФ был принят ряд правительственных распоряжений, направленных на ограничение поставок. Была проделана огромная работа, и 17 распоряжений коллегия признала недействительными и рекомендовала к отмене. Это большая поддержка для белорусских производителей. Этот вопрос два раза уже рассматривался на уровне глав правительств, и было принято решение еще об одном совещании на эту тему уже в двустороннем формате. Здесь нужно понять и российскую сторону, которая ограничивает свой рынок от конкурентной продукции. Поэтому в этом плане ведется плодотворная работа по вхождению белорусских камвольных тканей на российский рынок. Другой пример — это важные для Беларуси поставки апатита для производства удобрений. На протяжении многих лет этот вопрос не решался: поставщиком было крупное российское предприятие — Ковдорский горно-обогатительный комбинат, который поставлял апатит для Беларуси по ценам выше, чем на свой внутренний рынок. В результате работы наднационального антимонопольного органа было достигнуто соглашение о снижении цены: в среднем экономический эффект для Беларуси от этого составляет порядка 30-35 млн долларов в год.

— Много говорилось и о стоимости услуг в роуминге. К какому решению пришли стороны по этому вопросу?

— В результате совместной работы Евразийской экономической комиссии, антимонопольных органов государств ЕАЭС и операторов сотовой связи действительно была достигнута договоренность о снижении тарифов за услуги роуминга. Это тоже важный вопрос, так как границы у нас открыты, все пользуются мобильной связью, интернетом, голосовыми услугами, и возникла необходимость в снижении тарифов. Мы создали экономический союз, соответственно, должны чувствовать экономию этого союза. Так, в Республике Беларусь (ЗАО «БеСТ») стоимость голосовых услуг в роуминге была снижена до 4 раз: с 26 455 бел. руб./мин. до 6173 бел.руб./мин. А, к примеру, в Республике Армения (ЗАО «АрменТел» (торговая марка «Beelіne») — до 7 раз: с 1133 драм/мин. до 163 драм/мин. Для других армянских операторов: Ucom — до 4 раз (с 559 драм/мин. до 149 драм/мин.), ЗАО «К-Телеком» (торговая марка «ВиваСелл-МТС») — до 2 раз (с 305 драм/мин. до 149 драм/мин.). Экономический эффект для потребителей государств ЕАЭС от снижения стоимости услуг связи в роуминге на территории ЕАЭС может составить до 2 млрд российских рублей в год, в том числе для потребителей Республики Армения до 500 млн российских рублей.

Отмечу, что снижение стоимости услуг связи в роуминге позволяет развивать экономическую интеграцию, обеспечивать экономический прогресс, расширять совместные проекты в различных отраслях экономики, а также увеличивать туристический поток между государствами ЕАЭС.

В рамках нашего совещания мы решили продолжить работу в данном направлении. В частности, создать условия для очередного снижения в 2017 году стоимости услуг голосовой связи в роуминге, устранить дискриминационные условия при присоединении и пропуске международного трафика, а также развивать конкуренцию на трансграничном рынке услуг сотовой связи. Например, для дальнейшего снижения тарифов в роуминге придется вносить изменения в законодательства стран — членов ЕАЭС, так как долгие годы они работали в определенном «закрытом», независимом режиме. С учетом же новых реалий и открытого экономического рынка законодательные изменения необходимы. Мы договорились с сотовыми операторами, которые попросили нас помочь в этом вопросе. Мы, конечно же, поможем.

— Еще один важный для всех стран ЕАЭС вопрос — розничные сети.

— Действительно, мы много говорили об этом. Есть качественная, экологически чистая продукция, выпускаемая в Армении, Беларуси, Кыргызстане, Казахстане, и нам очень важно, чтобы она доходила до потребителей. Для этого она должна появиться на прилавках сетевых магазинов, супермаркетов. Но мы столкнулись с проблемой при выходе на российский рынок, где действуют правила, позволяющие входить туда только местным производителям. В этом контексте мы договорились о доступе и наших производителей.

Кстати, мы много говорили о рынке лекарственных средств. Сегодня мы понимаем, что пока не покрываем всю фармацевтику в наших странах, но мы к этому стремимся. Много лекарств покупаем из-за рубежа, а ведь можем приобретать их друг у друга. И тут есть один момент: мы покупаем зарубежную фармацевтическую продукцию у посредников — дистрибьюторов, которые устанавливают свои правила по разграничению рынка и ценам, создают неравные условия. Мы ставим цель, чтобы зарубежные партнеры реализовывали свою продукцию на рынке наших пяти стран по тем же правилам, что и у себя. Мы тоже хотим получать лекарства по дешевой цене. К иностранным инвесторам у нас хорошо относятся, создаются льготные условия, и мы требуем такого же отношения.

В этой связи нами принято решение о проработке мер, направленных на предупреждение, выявление и пресечение антиконкурентных практик, включая необходимость совместной работы ЕЭК, антимонопольных органов государств ЕАЭС и бизнеса по стимулированию добровольного устранения антиконкурентных практик и внедрению кодексов добросовестного поведения участников автомобильных, фармацевтических рынков, а также торговых сетей в ЕАЭС.

Также особое внимание было уделено вопросам борьбы с картелями, в том числе усиления совместных действий ЕЭК и антимонопольных органов государств ЕАЭС по предупреждению, выявлению и пресечению указанных нарушений общих правил конкуренции. Достигнута договоренность, что комиссия направит предложения антимонопольным органам государств — членов ЕАЭС о международном правовом инструментарии борьбы с международными картелями и организует обсуждение поступивших предложений под эгидой комиссии.

В наших союзных государствах есть серьезные наработки, которыми мы должны делиться. Мы должны брать лучшие примеры, которые есть в пяти странах, и в таком экономическом сплочении мы быстрее разрешим все вопросы и удовлетворим запросы наших граждан, сможем представить все положительные моменты и эффективность нашего экономического союза.

Ирина АБРОЯН, г. Ереван

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Маладая зеляніна — галоўны памочнік пры вясновым авітамінозе

Маладая зеляніна — галоўны памочнік пры вясновым авітамінозе

Колькі ж каштуе гэты важны кампанент здаровага рацыёну зараз?